Одно из самых распространенных нарушений, выявленных в результате прокурорской проверки, — несоответствие целого ряда решений Омского городского Совета, касающихся земельных отношений на территории города, действующему федеральному законодательству.
В частности, опротестованы прокуратурой «Временное положение о порядке размещения временных объектов на территории города», «Временное положение об аренде земель общего пользования Омска», «Положение о земле и земельных отношениях», «Об утверждении порядка размещения и организации мелкорозничной и сезонной торговли на территории города» и еще ряд других.
Главным же итогом проверки стали выявленные многочисленные нарушения закона и прав граждан чиновничеством. В первую очередь речь идет о введении органами местного самоуправления принципа очередности выделения земельных участков. В соответствии с постановлением главы города «О развитии индивидуального усадебного строительства» и распоряжением заместителя мэра «О выделении земельных участков гражданам города под строительство индивидуального жилья и коттеджей» в окружных администрациях была установлена очередь на получение земельных участков. Сегодня, например, в администрации Кировского округа в очереди за землей стоят 173 человека, в Советском округе — 130.
Выделение земельных участков в порядке очереди противоречит Конституции РФ, которая гарантирует право иметь в частной собственности землю. Более того, условия и порядок пользования землей должны определяться федеральным законодательством, согласно которому земля должна предоставляться в установленный срок с момента подачи заявки (Земельный кодекс установил две недели). Проверка показала, что указанные сроки чиновники не соблюдают: очередь существует уже несколько лет. И это при наличии свободных земельных участков.
Попасть в число очередников мог далеко не каждый. Отбор работники окружных администраций проводили выборочно: земля полагалась только тем, кто нуждался в улучшении жилищных условий, или тем, кто вообще не имел крыши над головой, а также тем, кто проживал на территории того округа, где хочет получить землю. Если выяснялось, что очередник не нуждается в жилье, его исключали из списка. Однако такая строгость и избирательность чиновников была далеко не ко всем желающим получить землю. Некоторым земля доставалось не только вне очереди, но и вообще безо всяких заявлений в администрацию того или иного округа.
В рамках проведенной проверки изучался вопрос о законности требований администрации города о согласовании предварительного выбора земельных участков под строительство с окружными администрациями и структурными подразделениями. В процессе подобных согласований подразделения горадминистрации нарушали закон и права заявителей. Основным условием согласования являлось заключение различных договоров и внесение «пожертвований». Если заявитель отказывался от условий чиновников, то ему просто-напросто возвращался акт согласования.
По этой причине были возвращены документы на выделение земельных участков ОАО «Транссибнефть», одному из омских отделений ОАО «АК СБ РФ». Департаментом недвижимости был отклонен от согласования проект земельного участка ОАО «Омский комбинат строительных конструкций» из-за того, что предприятие не выполнило весь комплекс работ по благоустройству территории.
Прокуратурой также выявлены факты, когда администрация города принимала решение о предоставлении земельного участка при условии внесения заявителем (юрлицом) так называемого добровольного платежа на «озеленение», на благоустройство и прочие вещи, которые не под силу потянуть городскому бюджету.
Еще одно нарушение, выявленное блюстителями закона, — выдача структурными подразделениями администрации города, а также муниципальными предприятиями и учреждениями технических условий за определенную плату. Хотя Земельный кодекс РФ предусматривает в данном случае выдачу техусловий бесплатно. Тем не менее местным муниципалам Земельный кодекс не указ, и они до сих пор продолжают брать деньги.
Ко всему прочему прокуратура уличила чиновников горадминистрации в недобросовестном отношении к своим непосредственным обязанностям. На территории города расположено огромное количество временных объектов, так называемых объектов малого коммунального строительства (МКС) — гаражей, погребов, огородов — без наличия землеотводных документов. Например, в Октябрьском округе с владельцами гаражей и гаражными кооперативами заключено 7 тысяч договоров аренды земельных участков. Между тем более 400 владельцев гаражей самовольно используют государственные земли. В Кировском округе из 79 гаражных кооперативов договоров аренды заключено всего 44. Чиновники, как показала проверка, практически не ведут работу по освобождению самовольно захваченных земель. В результате этого, по прокурорским подсчетам, сбор арендной платы снизился.