Второе — факторы, ослабляющие возможности экономического роста. Высокая затратность экономики. Прежде всего — транспортная составляющая и энергопотребление. Эти два фактора сильно влияют на систему издержек. Если в традиционной экономике мы будем конкурировать с нашими соседями с юга, востока и севера, то с традиционными продуктами мы далеко не продвинемся в системе организации общественного труда, которая скалывается на территории современной России и юга Западной Сибири. Сырьевая зависимость, в том числе энергозависимость региона, являющаяся сегодня очень горячей проблемой для Омской области. Неотлаженная система энерго-, и ресурсосбережения. В настоящее время мы только обсуждаем эти проблемы, а способы их решения пока остаются за горизонтом.
Недостаточно эффективное управление государственной собственностью, неустойчивое финансовое положение ряда промышленных организаций, их большая кредиторская задолженность. Значительный износ основных фондов в экономикообразующих отраслях и инфраструктуре. Старение кадров в отраслях материального производства.
К факторам, ослабляющим возможность экономического роста, также относятся зона рискованного земледелия, удаленность крупных объектов сбыта и крупных рынков. Приграничная территория. Прошедший форум с представителями Казахстана показал, что желание сотрудничества есть, но существует ряд проблем, которые, если их не решить, не позволят нам пойти навстречу друг другу так быстро, как хотелось бы.
Значительный внебанковский оборот торгового капитала. Это то, что называется теневой экономикой. Омск — яркий того представитель. Относительно невысокая изученность минерально-сырьевых ресурсов на территории Омской области. Это касается северных районов. Относительно неблагоприятная экологическая обстановка, наличие потенциальных источников чрезвычайных ситуаций.
Третье — возможности экономического роста. Более глубокая интеграция в хозяйственную систему Сибирского федерального округа, экономическая экспансия в регионы Сибири, Урала, Казахстана, Средней Азии. Агрессивная региональная маркетинговая политика. Возможность развития, восстановления отдельных отраслей благодаря уже имеющимся точкам роста. Организация и внедрение энергосберегающих технологий, вовлечение в хозяйственный оборот местных сырьевых ресурсов. Развитие транспортной системы, малого предпринимательства, экономических связей между хозяйствующими субъектами области, то есть горизонтальных связей. Привлечение денежных средств населения в строительную сферу, активизация ипотечного кредитования в жилищном строительстве, совершенствование системы межбюджетных отношений.
Увеличение инвестиций за счет бюджета развития, средств банков, инвестиционных и страховых компаний. Особенно я бы подчеркнул роль бюджета развития. Обсуждение этой темы должно стать всеобщим при формировании бюджета 2004 года. Потратить на текущие расходы можно и больше, да и бюджет не случайно у нас называется социально направленным. Но в настоящее время если мы не будем направлять средства на развитие инфрастуктуры, на поддержку промышленности, то тех объемов роста производства, которые задаются сегодня в России, не будет. Чтобы иметь такие высокие темпы роста, как в 2002 году, объем инвестиций в экономику Омской области должен составлять не меньше одного-полутора миллиардов рублей в год,
Четвертое — угрозы экономическому развитию. Вытеснение продукции с внутреннего и региональных рынков товаропроизводителями других регионов и государств, возможность потери Омской областью инвестиционной привлекательности, окончательный износ основных фондов, старение населения Омской области, отток молодых квалифицированных кадров за пределы территории области, значительное увеличение расходов на содержание инфраструктуры ЖКХ, ухудшение экологической обстановки.
Пятое — приоритеты экономического развития Омской области. Прежде всего это производство продуктов с высокой добавленной стоимостью и большей степенью глубины переработки, развитие и использование инновационного потенциала, усиление специализации экономики Омской области в межрегиональном разделении труда. Углубление внутриобластных кооперационных связей, создание замкнутых внутриобластных технологических циклов, ориентированных на удовлетворение спроса местного потребителя. Развитие межрегионального, международного экономического сотрудничества, агрессивная маркетинговая стратегия при продвижении товаров и услуг на внешний рынок, усиление позиций местного товаропроизводителя на внутреннем, омском, рынке, снижение затратности экономики региона, развитие и использование научного потенциала Омской области.
Сергей ЕВСЕЕНКО, председатель экономического комитета Омской области: