Однако начался фестиваль с эксцесса. Новосибирский академический театр «Красный факел» представил на суд зрителей претенциозный пафосный спектакль «Амадеус». Однако «суд» устроили критики: на следующий день они в голос заявили о недостаточно высоком для фестиваля уровне этого спектакля. «Не склонный к саморефлексии», «театр железобетонных конструкций», «брутальный», «ремесленная труппа», «это даже не из плохого ТЮЗа, это что-то запредельное!» — вот эпитеты, которыми «наградили» члены жюри эту постановку. На вполне логичный вопрос, почему же этот спектакль в таком случае участвует в фестивале, экспертный совет объяснил, что, мол, его не отбирали — эту премьерную работу выбрал для показа сам «Красный факел». Подобная ситуация, видимо, оказалась возможной еще и потому, что главный продюсер фестиваля Александр КУЛЯБИН является директором этого театра.
Второй день ознаменовался более интересным спектаклем — «Великодушный рогоносец» Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина из Барнаула. На него приехал посмотреть наш губернатор в компании полномочного представителя Президента РФ Леонида ДРАЧЕВСКОГО. Специально для дорогих гостей, задержавшихся на полчаса, директор омского театра драмы Виктор ЛАПУХИН устроил повторную церемонию открытия «Сибирского транзита» (первая состоялась днем раньше). Госпожа ДМИТРИЕВСКАЯ отнюдь не пришла в восторг от такого происшествия, однако сильно возмущаться не стала: ведь администрация Омской области взяла на себя 95% финансовых расходов фестиваля! «Леонид ПОЛЕЖАЕВ лично пригласил нас участвовать», — поделился с журналистами господин КУЛЯБИН.
Третий, вечерний, спектакль Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева из Улан-Удэ «Дядюшкин сон» вообще выбил фестивального зрителя из колеи. Более половины зала опустело после первого часа. Сами критики, казалось, почернели от стыда и разочарования. Марина ДМИТРИЕВСКАЯ целый вечер извинялась и оправдывалась: мол, спектаклей такого уровня хватает в каждом городе, и я не знаю, как объяснить появление Русского драматического здесь на фестивале. Разве что превосходной игрой одного из актеров — старого Князя, больного геморроем. Но эта роль нисколько не оправдывает весь остальной ужас. «Это говорит об уровне фестиваля,» — шептались в фойе омичи.
Однако уже следующий, воскресный, спектакль Норильского Заполярного театра драмы им. В. Маяковского «Школа с театральным уклоном» развеял грусть-тоску омского зрителя, привыкшего к действительно хорошему театру. Так что будем надеяться на увеличение оборотов фестиваля и пожелаем ему поднимать планку с каждым спектаклем.
Кинес КИЗИИТОВ.
Фото Василия МЕЛЬНИЧЕНКО.