Предстоящие губернаторские выборы, безусловно, окажут большое воздействие на экономику Омской области. Причем при любом их исходе. А значит, эта тема в ближайшие несколько месяцев будет актуальной для всех наших читателей. Мы приглашаем к дискуссии представителей самых разных «групп влияния», ограничивая ее лишь новыми требованиями законодательства. Открывает тему интервью, взятое главным редактором «ДО-инфо» Виктором КОРБОМ специально для «КВ» у Сергея ГАНЧАРУКА, гендиректора ООО «Индустриальные системы» и руководителя проекта «Политики нового поколения».
Сергей ГАНЧАРУК: Я рассматриваю выборы губернатора с позиции бизнеса. Губернатор — это фигура согласия основных сил, действующих внутри и вне региона. По отношению к Омскому региону действуют, как минимум, три силы. Первая сила — это, конечно, Администрация Президента, которая уже сказала свое слово по отношению к действующему губернатору: чего стоит только факт визита ПУТИНА и НАЗАРБАЕВА, который определил необходимость выдвижения Омского региона как особого для работы с южным направлением России. Вторая сила ключевая — это, разумеется, Сибнефть, или ЮкосСибнефть. И третья сила, действующая в регионе, — это структура политических партий, общественных организаций, бизнеса, часть из которых и я, в некотором смысле, представляю.
Виктор КОРБ: Но из этой схемы не следует безальтернативность существующей персоны. Почему это не может быть фигура, предложенная одной из упомянутых сил? Скажем, менеджер мощнейшей корпорации, этакий омский Хлопонин, разве не может стать губернатором? Или новая фигура согласия из местных лидеров. Почему это невозможно: мало времени на «раскрутку»?
— Я не могу решать за те силы, которые находятся за пределами возможности нашего влияния. Они, похоже, уже определились. Но они не демонстрируют никакой линии и особо не проявляют себя...
— Молчание — знак согласия?
— Да, наверное. Но я бы хотел отметить еще ряд содержательных аргументов в обоснование того, что губернатором на следующий срок в Омском регионе должен стать именно Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Первое соображение связано с позитивными действиями губернатора, направленными на выведение региона на межрегиональный и международный уровень. Это и ЖКХ, и работа с Госстроем, и международный инвестиционный форум FEDRE, и широкие культурные связи, межрегиональные проблемы Иртыша и т.д.
Второй важнейший блок относится к категории инновационных дел. Губернатор продемонстрировал возможность создания в Омской области своего рода экспериментальной инновационной площадки. Он не боится стягивать сюда ресурсы, направленные на инновации и трансформации. Это и разработка региональной стратегии маркетинга, которая обсуждалась, в том числе, и союзом предпринимателей. Это и развитие кадровой программы. И многие другие инициативы.
— В работе по формированию кадрового резерва вы как раз очень активно участвуете...
— Да, в это направление — по подготовке кадрового потенциала Омска и региона на ближайшие 5-10 лет — я с группой единомышленников в бизнесе и политике вкладываю в последние годы значительные ресурсы.
— Речь, насколько я понимаю, идет как раз о смене схемы деятельности — с ожидания готовых решений на более самостоятельную?
— Неудовлетворенность и критика, которая существует по отношению к региональным властям со стороны части бизнеса, связана со старыми стереотипами мышления и действия. Очень многие уверены, что власть все сделает или должна делать. Все время пытаются построить некую производственную цепочку, в которой все управляются централизованно. Например, в сельском хозяйстве выделяют производителя сырья, переработчика, продавца, подбирают несколько компаний, и думают, что так можно управлять. Но в итоге ничего не получается. Ведь есть много других участников процесса, не охваченных прямыми заказами.
Производственная структура сознания не дает людям эффективно работать в рыночной ситуации. А на самом деле должны быть просто некие общие механизмы, общие табло, на которые бы все свободные участники рынка могли ориентироваться. Что-то вроде «продовольственной биржи»...
— Кстати, объявили несколько дней назад, что в Омске будут создавать торговую площадку новосибирской биржи...
— Ну вот, это же замечательно! Смысл в том, чтобы были нормальные рыночные ориентиры для ценовой политики, ориентиры успешной деятельности. И самое главное, чтобы они работали помимо жестких производственных цепочек, помимо прямого административного воздействия. Создания таких общих табло и эффективно действующих образцов — вот этого не хватает существующему поколению в бизнесе.
И точно так же в кадровой политике. Тоже пытаются построить прямую цепочку от школы, вуза к предприятию, заключать договоры. Это уже не работает, нужны новые подходы. Нужно обсуждать, каких именно специалистов готовить. Нужно вводить рейтинговую систему учебных заведений как один из способов определения классификации по понятным показателям. И так далее.
— Вернемся к основной теме. Не окажется эта позиция «однозначного согласия» по отношению к действующему губернатору некой индульгенцией, которая как раз не будет стимулировать инновационное развитие? Ведь многие довольно серьезные бизнесмены, отвечая на вопрос о перспективах, говорят, извиняюсь за грубость формулировки: «Надо сваливать!» Что делать, чтобы так ситуация не воспринималась?
— Да это все равно будет так восприниматься теми, у кого просто нет самостоятельной позиции. Это та же самая цепочка в сознании, по которой главным, кто должен влиять на этот процесс и толкать, является государственная или муниципальная власть в лице губернатора или мэра. И ожидается, что они «должны» работать в их интересах...
— И если губернатор «не наш», то значит, что он однозначно плохой, да?
— Ну да! И, кроме того, у нас же привыкли работать в структуре эксплуатационной прибыли, то есть в уже сложившихся отношениях. Многие живут «из прошлого», из 90-х годов, когда можно было за счет типовой деятельности получать достаточно приличные деньги. Сейчас это невозможно. Но остается некая надежда, что вот можно просто поменять власть, и все наладится. На самом-то деле в случае возможной смены губернатора просто будет очередной передел собственности. Приходит другая структура — неважно, кто — приводит своих людей.
— Ориентируясь на перераспределение...
— Да. Не на создание нового, отделенного от власти бизнеса, а на перераспределение существующих ресурсов. Поэтому ключевой вопрос для бизнеса состоит в преодолении лени. Слишком мало людей, готовых заниматься чем-то новым.