ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ
Еще несколько лет назад такого вопроса не возникало, потому что существовала одна-единственная справочная служба — городской телефонной станции. И всем было ясно: если хочешь что-то узнать, для начала набери «09». Интересует адрес приемной комиссии института — справочная даст номер телефона нужного вуза. Надо уточнить время прибытия поезда — «09» сообщит телефон железнодорожной справочной службы.
Ну, а если потребуется узнать расписание работы химчистки, парикмахерской или магазина? В этом случае телефонистка сможет помочь лишь тому, кто знает номер, название или адрес (хотя бы примерный) этого заведения.
Конечно, это не слишком удобно. Во-первых, для получения нужной информации придется сделать как минимум два, а то и три-четыре звонка. Во-вторых, за последние годы произошло столько реорганизаций, переименований, переездов самых разных предприятий и организаций, что уследить за всеми просто нереально.
Кстати, касается это не только клиентов службы «09», но и ее самой. Не раз
приходилось сталкиваться с тем, что в ее базе данных нет сведений о том или ином предприятии либо они устаревшие. И что же тогда делать?
Как известно, рынок не терпит вакуума: если возникает потребность в некоем товаре (услуге), он (она) рано или поздно появляется. И ситуация с телефонными информационно-справочными системами — лишнее тому подтверждение.
В последние годы появилось много новых предприятий и фирм, масса новых товаров и услуг. Разобраться в них и найти то, что вам нужно, бывает непросто, особенно если нет времени на хождение по магазинам, салонам и мастерским. Да и зачем куда-то ходить, если всегда под рукой верный друг — телефон?
В свою очередь предприятия заинтересованы в том, чтобы клиенты их поскорее нашли, и готовы за это заплатить. Вот и стали одна за одной возникать в Омске коммерческие справочные службы... На сегодня их уже четыре. Не исключено, что вскоре появятся и другие. Что же могут они предложить омичам?
ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ
Не волнуйтесь — денег за коммерческую информацию (даже самую подробную) с вас нигде брать не станут. Но подробные сведения о себе предоставляют справочным службам не все предприятия. А получить их можно, как правило, только днем. Приятное исключение — работающая круглосуточно телефонная служба ИНФО и, разумеется, интернет-сайты.
А вот за размещение информации о своей фирме в большинстве случаев надо будет заплатить. Коммерческие информационно-справочные службы предлагают предприятиям разные программы обслуживания (в таблице приведены далеко не все варианты). Соответственно, разной будет и стоимость. Но чем больше объем публикуемой информации, тем дешевле будет стоить каждая строка.
Служба ГТС (09)
Выдает только номер телефона предприятия либо организации. Никакими другими сведениями не располагает. Когда-то телефонистки дежурили круглосуточно, сейчас в вечернее и ночное время работает автоинформатор, который сообщает только телефоны аварийных и справочных служб.
К сожалению, служба не занимается актуализацией своей базы данных. Если фирма переехала, поменяла свое название или телефоны и не удосужилась сообщить об этом справочной службе ГТС, «09» будет выдавать устаревшие сведения сколь угодно долго. Внесение в базу данных или замена в ней одного телефонного номера стоит 24 рубля.
Бизнес-справка (226-226)
Первая коммерческая справочная служба в Омске. Поначалу называлась «Автосправка» и имела соответствующую направленность. Да и сегодня основная часть информации, которую вечером и ночью выдает автоответчик, касается автомобилей: вызов эвакуатора или такси, ссуды под залог автомобиля. Кроме того, сообщаются телефоны справочных служб.
Жаль, что подробно рассказать об этой службе не удастся: ее сотрудники в весьма резкой форме отказались что-либо рассказывать, сославшись на категорический запрет генерального директора. С самим Валерием РЯБЦЕВЫМ поговорить также не удалось — он постоянно был то «на выезде», то «где-то на территории».
Не берусь гадать о причинах крайне негативного отношения к нашему изданию, но выглядит это по меньшей мере странно: информационно-справочная служба отказывается выдать информацию об условиях предоставления ею услуг. Неужели ее руководство не считает читателей «КВ» достойными клиентами?
Эврика (511-911)
Работает с 1 октября 2001 года. Входит в Российскую ассоциацию телематических информационно-справочных систем (РА ТИСС), имеет доступ к общей базе данных и располагает сведениями не только об омских фирмах, но и о том, что предлагают предприятия остальных 30 городов, в которых работают члены РА ТИСС. При желании омские предприятия могут разместить информацию о своих товарах и услугах в этих городах, на сайте ассоциации и/или в ежемесячном журнале «Пространство РА ТИСС».
Минимальный набор сведений о предприятии («визитка») включает в себя название, адрес, телефон, вид деятельности и режим работы. Дополнительно предприятие может предоставить свои прайс-листы. Тогда по телефону можно будет узнать и ассортимент предлагаемых им товаров (услуг), и цены.
Ежемесячно все клиенты службы получают (в письменном или электронном виде) сведения о количестве обращений к их информации.
Информация дублируется на сайте ассоциации www.ratiss.ru — естественно, доступном круглосуточно. А на телефоне в вечернее и ночное время дежурит автоответчик, который выдает информацию о справочных службах, дежурных аптеках и службах доставки медикаментов, такси и эвакуаторах, продаже недвижимости, индустрии отдыха и круглосуточных магазинах.
При желании можно оставить на автоответчике свое сообщение для сотрудников службы, — скажем, если вы не смогли найти нужной информации или хотите что-то предложить.
Днем диалог ведет оператор, который может ответить на более сложные вопросы. Например, сообщить адреса расположенных поблизости от вашего дома парикмахерских, работающих после 18 часов. Или перечислить магазины, торгующие телевизорами определенной марки. Перечисляться они будут по алфавиту и до тех пор, пока вы не скажете «достаточно».
Служба 009
Работает с марта 2002 года. Тоже член РА ТИСС, по желанию клиента дублирует предоставленную им информацию в ежемесячном журнале «Партнер РА ТИСС» и на собственном сайте. В ночное время работает автоинформатор, который сообщает сведения о гостиницах, ресторанах, аптеках, такси, службах экстренной помощи. Информация, которую выдает оператор, структурирована по районам города и выдается вся (или пока клиент не скажет «достаточно»).
К несомненным плюсам этой службы надо отнести удобный и вдобавок многоканальный номер, а также возможность получения ответа по e-mail. Кроме того, здесь принято регистрировать все случаи, когда служба не смогла дать ответа на вопрос и затем пополнять свою базу данных необходимыми сведениями. А вот сайт, скажем прямо, подкачал: например, в разделе «компьютеры» есть информация только по одной фирме, да и та от 27.11.2002.
Название фирмы, ее адрес и телефон включаются в базу бесплатно. Если к этому добавить виды деятельности и 250 знаков дополнительной информации (режим работы, транспорт и так далее), получится минимальный пакет. А дальше можно дополнять до бесконечности: более подробная информация, дублирование сведений на сайте, переадресация звонка на фирму и так далее. Естественно, за дополнительную плату.
Служба ИНФО (36-2222)
Самая молодая — появилась на свет в начале 2003 года.
Главное ее преимущество — круглосуточная работа операторов и самая полная база данных (12 600 предприятий, 53 600 видов товаров и услуг), общая для телефонной службы и интернет-сайта. (Кстати, хочется отметить очень удобную систему поиска, которой снабжен этот сайт.)
Фирмам дается возможность зарегистрироваться бесплатно и в любое время через Интернет самостоятельно обновить информацию о себе. Эта информация хранится 2 недели, а затем либо заключается договор на обслуживание, либо она удаляется. Раз в месяц проводится проверка хранящейся в базе информации.
По телефонному запросу выдается информация по 5-6 позициям, и в первую очередь о тех фирмах, с которыми есть договор (и, соответственно, более полная информация). Ориентир — район, где человек живет. При этом оператор не имеет права самостоятельно отбирать информацию и делать анализ.
ИНФО может выступать в роли секретаря своего клиента-отвечать на запросы и даже принять заказ на товар (пакет «Информатор»). И последнее: здесь можно бесплатно разместить и частные объявления (продаю, покупаю, меняю, оказываю услуги, ищу/предлагаю работу), прислав их на пейджер 220606, абонент ИНФО. Эта же информация выложена на сайте компании.
РЕЖИМ РАБОТЫ И ТАРИФЫ ТЕЛЕФОННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СЛУЖБ