На рынке все спокойно
Выпуск специализированного издания — бизнес весьма специфичный. С одной стороны, здесь действуют все законы издательского дела. С другой — он неразрывно связан с той сферой, в которой специализируется издание. И положение дел на рынке газет недвижимости напрямую зависит от состояния рынка собственно недвижимости. Правда, зависимость здесь особого рода. Последние полтора года, вплоть до нынешнего августа, на рынке жилья царило затишье. После того как цены на недвижимость в 2000 году взлетели до небес, предложение оказалось в несколько раз выше спроса. Риэлторы стали больше внимания уделять продвижению своих услуг, что, в свою очередь, способствовало развитию издательского рынка. Парадоксально, но чем пассивнее рынок, тем толще журналы. В соседнем Новосибирске, где уровень жизни повыше и рынок недвижимости развит намного лучше, риэлторские издания по объему едва ли не вдвое скромнее, чем в Омске. Благодаря хорошему спросу, объекты недвижимости уходят махом и не залеживаются на страницах рекламных журналов и газет. Соответственно, и конкуренция на издательском рынке там намного выше.
У нас же рынок поделен давно и основательно. И попытки втиснуться в ряды издателей, как правило, заканчиваются неудачей. Весьма показательный пример — попытка издательской группы «Проспект» выпускать специализированное приложение «Проспект-недвижимость». У издания была мощнейшая техническая база, неплохая финансовая подпитка, тесные связи с риэлторами. Однако, просуществовав примерно полгода, газета исчезла из продажи. По словам менеджера газеты Татьяны ЗАЙЦЕВОЙ, связано это с тем, что выйти на уровень окупаемости газете так и не удалось. Издательский бизнес весьма затратен, особенно много средств поглощают полиграфические расходы. И издатели газеты так и не смогли собрать необходимый для их покрытия объем рекламы и сделать издание рентабельным. Поэтому проект приложения к «Проспекту» пришлось отложить до лучших времен.
Who есть who
Зато старожилы чувствуют себя на рынке хорошо. Старейшим омским изданием, специализирующимся на недвижимости, является «Рынок недвижимости», издаваемый с 1995 года. Учредитель и главный редактор газеты — Юрий ПОЛЯКОВ, издателем выступает ООО «Омск-Экспо». Господин ПОЛЯКОВ в издательский бизнес пришел из риэлторского. По его словам, когда началось активное освоение рынка недвижимости, появилась потребность в рекламе. Но реклама в общегородских СМИ стоила дорого и была не очень эффективной. Тогда и появилась идея выпускать собственное издание. На сегодняшний день «Рынок недвижимости» — единственная в городе газета такого объема, да к тому же выходящая два раза в неделю. По отзывам риэлторов оперативность газеты сопоставима с Интернетом. Причины своего успеха Юрий Борисович видит в знании специфики как риэлторского, так и издательского бизнеса.
Еще одно издание, занимающее значительное место на рынке, — журнал «Недвижимость», издаваемый Алексеем ВЕРАХОВСКИМ. Журналом «Недвижимость» стал лишь этим летом по требованию Сибирского окружного межрегионального территориального управления Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Вообще же издание выходит с 1995 года (до 1996-го его издавала Омская ассоциация риэлторов). В отличие от «Рынка недвижимости» журнал выходит еженедельно, что вполне достаточно для Омска, по мнению господина ВЕРАХОВСКОГО. Кроме того, «Недвижимость» выпускается с использованием полноцветной печати и вообще более соответствует журнальному формату.
Помимо «Недвижимости» Алексей ВЕРАХОВСКИЙ издает журнал «Элитная недвижимость» (выходит с июня 2002 года). Цель этого издания, по утверждению Алексея Николаевича, позволить рекламодателям, которые хотят выделиться из большого объема мелких и средних риэлторов, дать качественную и серьезную рекламу. «Элитная недвижимость» имеет свою идеологию, это журнал о новом качестве жизни, предназначенный «для тех, кто хочет видеть свой дом уютным, комфортным, современным, и для тех, кто трудится над этим». Правда, встает вопрос, востребован ли журнал такого типа в Омске.
— Это достаточно болезненная тема, — говорит Алексей ВЕРАХОВСКИЙ. — Если сравнивать с Новосибирском, Москвой, бесспорно, у нас этот сегмент достаточно узкий. И мы испытываем в этом плане определенные трудности. Но мы осознанно пошли на этот шаг, так как эта ниша однозначно будет расширяться. Более того, мы всеми силами способствуем этому. Можно сказать, что мы сами формируем этот рынок. Благодаря нам, в Омске появились бренды в сфере недвижимости: комплекс «Солнечный остров», «Седьмое небо» — это наши разработки, начиная от названия и заканчивая графическим изображением бренда. Эти вещи формируют определенное отношение к рынку и помогают продвигать товары и услуги.
Пожалуй, единственным новичком, которому удалось пробиться на рынок газет недвижимости и закрепиться на нем, стала газета «Омский хронограф» (Аренда. Недвижимость). Издание выходит с марта прошлого года, учредителем и издателем выступает Андрей БАКЛАНОВ. Основную ставку издатели делают на аренду жилой и коммерческой недвижимости, хотя больше половины объема газеты занимают объявление о купле-продаже и бесплатные объявления от частных лиц. Еще одна особенность — ни Андрей БАКЛАНОВ, ни редактор «Омского хронографа» Элина ШУМОВА недвижимостью никогда ранее не занимались и задумывали газету как издание, которое освещало бы различные вопросы, связанные с недвижимостью — от юридических аспектов до истории омской архитектуры. Эту тенденцию, по словам Элины ШУМОВОЙ, у «Омского хронографа» пытались подхватить другие издания, в частности, «Проспект-недвижимость». Сейчас газета полностью занимает нижний ценовой сегмент рынка благодаря своей доступности (3 рубля в киосках Роспечати) и большому количеству объявлений об аренде.
Денег нет, хоть залезай на стенки...
Несмотря на то, что участников на омском рынке можно сосчитать по пальцам, конкуренция здесь достаточно жесткая. Поскольку помимо вышеупомянутых изданий недвижимостью занимаются газеты бесплатных объявлений, разнообразные рекламные издания, а также общегородские СМИ. Каждый считает своим долгом заработать на рекламе недвижимости. На самом деле, по утверждению издателей, больших денег этот бизнес не приносит, поскольку большинство агентств недвижимости — маленькие «семейные» фирмы из 2-3 человек, которые не могут себе позволить больших расходов на рекламу. Рентабельность издательского бизнеса в этой сфере весьма невысока, по крайней мере, ниже рентабельности торговли. Владелец приличного магазинчика или даже контейнера на оптовке, по мнению большинства издателей, зарабатывает столько же, если не больше. Низкий уровень рентабельности заставляет искать какие-то дополнительные пути заработка. ВЕРАХОВСКИЙ, например, кроме специализированных газет издает развлекательный еженедельник «Времена года», ПОЛЯКОВ возглавляет жилищный кооператив «Квартира — в рассрочку», а издатели «Омского хронографа» параллельно предоставляют клиентам услуги рекламного агентства.
Кто на новенького?
По единогласному мнению издателей, появление в ближайшее время сильного конкурента маловероятно. Это может быть только подразделение какого-нибудь крупного московского издания с большими деньгами. Но москвичи на омский рынок не рвутся в силу его непривлекательности. Кроме того, первоначальные затраты довольно велики (по разным оценкам, от 100 000 рублей до 100 000 долларов — в зависимости от уровня предполагаемого издания). А те, у кого есть деньги, не станут вкладывать их в малорентабельное производство. Газета начинает окупаться лишь через несколько лет (от года до пяти, опять же в зависимости от уровня издания), и отдача от вложений совсем не так велика, как хотелось бы.
Кроме того, деньги в этом деле не главное. Если не заручиться поддержкой в риэлторских кругах, то никакие деньги не помогут. А крупным риэлторам, как уже было сказано, появление новых изданий просто невыгодно, так как дополнительные издания — это дополнительные расходы. Риэлторов вполне устраивает существующее положение, когда полная база данных по объектам недвижимости содержится в двух-трех изданиях. По выражению одного из издателей, омские риэлторы — народ очень косный, считающий, что лучшее — враг хорошего, и до тех пор, пока правила игры на рынке недвижимости диктуют крупные фирмы, выросшие на «Рынке недвижимости» и «Недвижимости», рынок изданий недвижимости в Омске развиваться не будет.
... и о погоде
Впрочем, несмотря на столь пессимистичный взгляд на положение вещей, большинство издателей считают, что рано или поздно все изменится к лучшему. Так, господин ВЕРАХОВСКИЙ предлагает следующий сценарий развития рынка:
— За последний год наметилась очень хорошая тенденция, поскольку и уровень рекламодателей подрос, и читатели устали от желтой прессы и изданий-однодневок. Объективно складывается ситуация, когда дилетанты отходят от дел, и в ближайшие год-два должен произойти передел рынка. Непрофессионалы или обанкротятся, или будут влачить очень жалкое существование. Я полагаю, что больше всего трудностей будут испытывать издания, которые специализируются на частных объявлениях, потому что способ решения жилищной проблемы с помощью объявлений все реже имеет место быть. Специализированные издания, наоборот, будут развиваться. В этом я просто уверен.
Господин ПОЛЯКОВ тоже считает, что перспективы у рынка есть, однако высказывает меньше оптимизма в отношении специализированных изданий:
— В принципе, определенное направление, куда можно двигаться, есть, судя по тому, что происходит в Москве. Там очень много глянцевых журналов по недвижимости. Другое направление — ежедневные газеты, но в Омске они выходить точно не смогут, а рекламодатели не смогут их оплачивать. Многие пытаются делать более узкие специализированные издания (аренда, коммерческая недвижимость). Это правильно, но в нашей неправильной стране такие газеты не выживают, так как они имеют очень узкий круг читателей, маленький тираж и небольшое число рекламодателей.
В целом же, как утверждают издатели, недвижимость — рынок, целиком зависящий от уровня доходов населения и от экономической ситуации в регионе: чем выше уровень жизни, тем больше спрос на недвижимость. И перспективы рынка полностью зависят от ситуации в стране. По мнению Алексея ВЕРАХОВСКОГО, в ближайшем будущем будет происходить укрупнение риэлторов, количество их будет уменьшаться, а доходы — расти. На изданиях это скорее всего скажется в виде уменьшения объема и повышения качества полиграфии и журналистских работ. Количество рекламы уменьшится, но стоимость ее возрастет, так что издатели вряд ли что-то потеряют.