Все рубрики
В Омске пятница, 3 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,0538    € 98,6447

И заплатив налоги, спокойно не спи

13 октября 2003 13:58
0
1498

Невнимательные законодатели

Средние ставки земельного налога установлены в ФЗ №1738-1 от 11.10.91 «О плате за землю». Исходя из этих ставок, местные власти определят конкретные ставки для того или иного района области и города. Ежегодно ставки земельного налога индексируются федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год. Так, например, в ФЗ № 36 «О федеральном бюджете на 1999 год» было установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999-м с коэффициентом 2.

Но, как рассказал директор ООО «Ю.ф. „Просто“ Станислав МАЦЕЛЕВИЧ, дело в том, что этот закон был официально опубликован 25 февраля 1999 года, а согласно ст. 5 Налогового кодекса РФ (первая часть НК РФ вступила в силу 01.01.1999 года и с этого момента все нормативные правовые акты не должны противоречить НК РФ) законодательные акты и их положения, регулирующие налоговые отношения, вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода.

»Поскольку налоговым периодом для уплаты земельного налога установлен год, то положения федерального закона о бюджете на 1999 год, в части ставок этого налога, должны были вступить в силу не ранее первого января 2000 года. Аналогичная ситуация с законами о федеральном бюджете на 2000-2002 годы. Кстати, нормы федерального бюджета на 2002 год об индексации ставок земельного налога были продублированы в ФЗ от 14 декабря 2001 года «Об индексации ставок земельного налога». Нормы всех этих федеральных законов, касающиеся ставок земельного налога, не подлежат применению как не вступившие в законную силу нормы законодательства о налогах и сборах", — подчеркнул МАЦЕЛЕВИЧ.

Суд на стороне налогоплательщиков

По его словам, «у предприятий и организаций, владеющих землей, есть шанс судебным путем вернуть земельный налог за 1999-2002. Если точнее, то налог можно либо вернуть, либо добиться зачета излишне уплаченной суммы в счет погашения недоимки по этому налогу, или в счет уплаты налога за очередной налоговый период. Кстати, что касается земельного налога за 1999 год, то его можно вернуть лишь путем зачета переплаченной суммы в счет погашения долга или уплаты за очередной налоговый период. Так как согласно Налоговому кодексу срок, в течение которого можно обратиться с заявлением о возврате налога, составляет три года. И еще. Лица, владеющие землей на правах аренды, вернуть плату за землю не смогут. Несмотря на то, что ставки арендной платы и земельного налога установлены в одних и тех же нормативных актах, арендная плата не является налогом и не подпадает под действие ст.5 НК РФ».

В Омске есть немало примеров, когда предприятия выигрывали в суде иски о признании недействительными решений налоговых органов о том, чтобы организации уплачивали земельный налог исходя из норм федерального законодательства об индексации ставок земельного налога. Так, например, 16 октября 2002 года апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области оставила в силе решение первой инстанции «о признании недействительным решения ИМНС РФ по ЛАО г. Омска № 06-27/3808 от 19.04.02 о доначислении ОАО АК „Омскэнерго“ заниженной суммы земельного налога за 1999-2001 год в размере 4 852 359 рублей». Иными словами, Омскэнерго удалось сэкономить почти пять миллионов рублей, доказав в суде, что сумма земельного налога за 1999-2001 год компанией была подсчитана верно.

Вообще, как отметил начальник правового отдела департамента финансов и экономики администрации города Омска Константин ОКИШЕВ, «судебная практика в пользу налогоплательщиков по вопросам уплаты земельного налога и его возврата сложилась не только в Омске, но во всем Западно-Сибирском регионе, да и в целом по стране. Правда, исков именно о возврате земельного налога не так много, хотя вернуть его вполне реально. Предприятия подают иски в основном о том, чтобы налоговые органы произвели перерасчет излишне уплаченных сумм земельного налога. Кроме того, уже есть примеры, когда организации через суд, скажем так, уценяли стоимость купленной ими земли. Ведь цена земли рассчитывается исходя из ставки земельного налога».

Обломать может Конституционный суд

Меду тем, по словам замдиректора ОДО «ЮК „Советник“ Дмитрия ШЕЙКО, „несмотря на то, что земельный налог вернуть вполне реально, в нашей стране можно ожидать чего угодно, в том числе существенного изменения и законодательства, и судебной практики“. К слову, что касается судебной практики. Поговаривают о том, что иски о возврате земельного налога за 1999-2002 год уже поступили в Конституционный суд РФ.

— Свое решение Конституционный суд может вынести, учитывая судебную практику, сложившуюся в стране. Но это вовсе не означает, что он обязательно встанет на сторону налогоплательщиков, — сказал Константин ОКИШЕВ. — Судебных решений о возврате земельного налога довольно много, поэтому в будущем бюджеты могут не дополучить определенные суммы. Даже если налог будут возвращать в счет уплаты долгов по нему или в счет будущих платежей. Так что Конституционный суд ради защиты интересов бюджетов вполне может встать на их сторону.

В общем, тем, кто желает вернуть земельный налог, наверное, имеет смысл перестраховаться и поторопиться с решением этого вопроса в судах.

»Дорожная" оплошность

По мнению юристов, у налогоплательщиков есть шанс вернуть не только земельный налог, но и налог на пользователей автомобильных дорог за IV квартал 2002 года.

— Как известно, в июле 2002 года вступил в силу ФЗ № 110, в соответствии с которым были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие отмену в том числе налога на пользователей автомобильных дорог, а также введение транспортного налога. Статьей 21 указанного закона установлены различные сроки вступления в силу отдельных статей этого закона, — пояснил Станислав МАЦЕЛЕВИЧ. — В частности, транспортный налог вводился в действие с первого января 2003 года. При этом, по невнимательности законодателей, налог на пользователей автомобильных дорог был исключен из перечня налогов, подлежащих уплате до конца 2002 года. Более того, норма ФЗ № 110, устанавливающая, что платежи в дорожные фонды должны осуществляться до конца 2002 года, вступила в силу только с первого января 2003 года. Поэтому она не могла применяться как противоречащая Налоговому кодексу, который запрещает придавать обратную силу законам, ухудшающим положение налогоплательщиков.

По словам МАЦЕЛЕВИЧА, на эту оплошность сразу же обратили внимание и налоговые органы, и налогоплательщики. «10 сентября 2002 года Министерство по налогам и сборам РФ издало письмо, где указало, что налог на пользователей автодорог должен платиться до конца 2002 года, иначе не будет исполнен бюджет. Но, несмотря на эти указания, суды заняли сторону налогоплательщиков. В Омской области, например, арбитражный суд удовлетворил иск ОАО „Омский завод металлоконструкций“ к налоговой инспекции о возврате этого налога».

Справка

Порядок возврата налогов установлен ст. 78 НК РФ. Налогоплательщикам необходимо подать в налоговые органы уточненную декларацию по налогам и заявление об их возврате или зачете в счет погашения долгов или в счет будущих платежей. Заявление должно содержать следующие сведения:

— наименование плательщика, его ИНН и место нахождения;
— наименование налогового органа, в которое подается заявление;
— вид подлежащего возврату налога и период, за который был установлен, сумма налога;
— банковские реквизиты, по которым д.б.произведен возврат налога.

Заявление подается в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.