«Народный депутат» против автогражданки
Закон «Об обязательном страховании владельцев транспортных средств» вступил в силу 1 июля текущего года. Базовый тариф на автогражданку утвержден правительством и составляет 1980 рублей. С 1 января 2004 года к тем автолюбителям, кто этот закон проигнорировал, будут применяться санкции: за отсутствие полиса их будут штрафовать сотрудники ГИБДД.
Тучи над законом начали сгущаться еще в конце сентября, когда стало известно, что Госдума будет рассматривать несколько «страховых» законопроектов. Гром грянул во вторник, 14 октября. Тогда в первом чтении был принят законопроект, меняющий действие закона об автогражданке. Его авторами являются члены фракции «Народный депутат» Геннадий РАЙКОВ и Валерий ГАЛЬЧЕНКО. Согласно законопроекту, введение в действие обязательного страхования предлагается перенести на первое июля 2004 года, а начало взимания штрафов — на первое января 2005-го.
Спорное решение
Представители страховых компаний негативно расценили намерения законодателей. Однако никакой паники в связи с переносом сроков ОСАГО нет. Как сказала заместитель генерального директора страхового общества «РЕСО-ГАРАНТИЯ», директор центра урегулирования убытков Татьяна КРАСНИКОВА, на это решение не стоит обращать внимание. «Оно необдуманное и некомпетентное, — заметила госпожа КРАСНИКОВА. — И вряд ли „перешагнет“ Совет Федерации». Также заместитель гендиректора «РЕСО-ГАРАНТИИ» сказала, что деятельность компании по ОСАГО продолжается без изменений: продолжается продажа полисов, прием претензий и выплаты.
Абсурдность пресловутой поправки от представителей фракции «Народный депутат» подчеркнул генеральный директор Управления Росгосстраха по Омской области Станислав ХОМЯКОВ. «Эта поправка по сути перечеркивает закон, который действует с 1 июля, — утверждает он. — Сегодня по стране застраховано пять миллионов человек. Никто не подумал о них. Конечно, уже имеющиеся у автолюбителей полисы можно заморозить, но есть ли такая процедура? По Гражданскому кодексу, хотим мы того или нет, мы обязаны будем выплачивать деньги по страховке».
Гендиректор Управления РГС по Омской области посчитал нужным заострить внимание на психологическом моменте. «Прослышав про возможный мораторий, люди будут ждать до последнего и пойдут к страховщикам, только когда правительство однозначно скажет, что страховаться необходимо, — считает Станислав ХОМЯКОВ. — Сейчас в Омске застраховано порядка 10 процентов автомобилистов. Если станет окончательно известно, что поправки не пройдут, только в ноябре или начале декабря, остальная часть автолюбителей — а это примерно 400 тыс. человек — просто физически не успеет оформить страховку. Что будет твориться в офисах компаний и на точках продаж полисов, даже представить страшно. А крайними, как всегда, останутся страховщики».
Закон будет жить?
Вся шумиха вокруг автогражданки не могла не сказаться на активности страхователей. Отмечается снижение спроса на покупку полисов. «Никто не обращает внимания на противоестественность „крестового похода“ против автогражданки, — делится мнением гендиректор ЗАО „Омск-АСКО“ Владимир УКСУСОВ. — Депутаты не вспоминают о том, что в 2002 году на дорогах России погибло 33 тыс. человек, 90 тыс. пострадали, при этом каждый седьмой получил инвалидность».
Иногда с виновника бывает невозможно востребовать возмещение ущерба. Сейчас среди мало-мальски обеспеченных людей есть мода оформлять все свое имущество на пожилых родственников. Естественно, проверка после аварии показывает, что ее виновник, по сути, не имеет ни машины, ни квартиры, ни другого более-менее ценного имущества. Взять с него нечего. Закон об ОСАГО ситуацию исправил и давал правовую гарантию защиты интересов пострадавшего. «Впрочем такой маневр с автогражданкой вполне в русле политики депутатов, — констатирует страховщик. — Для них главное — набрать политические очки накануне выборов. Новая Дума, которая будет избрана седьмого декабря, вообще не вернется к данному вопросу. Рано или поздно депутаты поймут, в какое положение они поставили своих избирателей».
Еще один участник «круглого стола» — начальник управления по ОСАГО ЗАО «НИКОЙЛ Страхование» Валерий СОЛОВЬЕВ подробнее остановился на проблеме возврата средств, которые каждая компания инвестировала в продвижение своих программ по автогражданке. «Остановить кампанию можно, — сказал он. — Но после этого страховщики не смогут привлекать средства и, потратив все свои накопления на выплаты, понесут гигантские убытки. Ситуация хуже не придумаешь».
Более трезво взглянул на вещи директор Омского филиала ОАО «Военно-страховая компания» Александр ЖИДКОВ. «Я не хотел бы торопить события, поскольку законопроект еще не принят, — рассудил он. — Наша компания будет работать по автогражданке в обычном режиме. Мы думаем, что ничего особенного не случилось и этот проект не пройдет. До седьмого декабря осталось мало времени. Это всего лишь попытка заработать политические очки в данной ситуации». Александр ЖИДКОВ сказал также, что его компания осознавала некоторые слабые места этого закона, поэтому не торопилась с захватом рынка. «Я категорически не согласен с тем, что страховой тариф слишком высокий, — комментирует ситуацию он. — Две-три тысячи рублей в Омске — это не смертельная сумма для тех, кто ездит на машине».
Dura lex sed lex
Конечно, в работе страховщиков в сфере страхования автогражданской ответственности встречаются определенные трудности. Главная трудность в том, что многие автолюбители и пешеходы вообще не представляют механизм действия страхования и не понимают большинства закономерностей. По словам Владимира УКСУСОВА, во всем цивилизованном мире для водителей старше 65 лет тарифы заметно выше: «Старый автомобиль и отсутствие опыта регулярного вождения — это „отягчающие обстоятельства“. Почему страховщики должны давать льготы человеку, который потенциально опасен для общества?»
Татьяна КРАСНИКОВА акцентировала внимание на том, что от некомпетентности сотрудников ГИБДД и оценщиков часто страдают рядовые автолюбители. Они дают некомпетентные консультации, просто сбивающие с толку. Например, они не напоминают водителям о необходимости обратиться в страховую компанию в течение пяти дней для получения страховой выплаты. «В то же время по закону страховая компания вправе отказать автомобилисту в выплате, если он не обратился в установленный законом срок, — объясняет госпожа КРАСНИКОВА. — Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно знать закон».
Страховщики сходятся во мнении, что депутаты преувеличивают противодействие закону. «В первые два месяца народ стабильно шел за полисами, — говорит Владимир УКСУСОВ. — В подавляющем большинстве автомобилисты -здравомыслящие люди, которые умеют считать деньги. И добровольно страховались многие автолюбители. И уж потом через центральную прессу началась атака на автогражданку».
ОСАГО провоцирует мошенников
У каждого страховщика наработана своя практика, но у участников рынка есть прямой интерес объединиться в ассоциацию. «Рано или поздно мы к этому придем», — с уверенностью говорит Станислав ХОМЯКОВ. Его поддерживает Александр ЖИДКОВ. «Мы регулярно встречаемся, общаемся, напряженности в отношениях, которая была ранее, уже нет, — констатирует он. — В скором времени рынок заставит нас работать по единым стандартам».
Особенно полезной назвали страховщики договоренность об объединении баз данных по страховым мошенникам. У нас в Омске есть бригады, которые подставляют старые иномарки под застрахованные машины. Мошенники заведомо знают, что страховая компания заплатит. Если эти случаи не отслеживать, мошенники могут неплохо поживиться.
Верным способом борьбы с мошенниками Станислав ХОМЯКОВ назвал судебное разбирательство «до последнего». «Даже если дело будет проиграно, оно будет проиграно через год, — объясняет он. — Мошенник тогда сто раз подумает, прежде чем еще раз сталкиваться с этой же страховой компанией. Ждать год для мошенников неприемлемо. Деньги им нужны сразу».
В заключение страховщики высказали собственную точку зрения на дальнейшее развитие событий вокруг ОСАГО. Они сошлись во мнении, что, несмотря на все движения вокруг ОСАГО, обусловленные политической ситуацией, компании будут продолжать реализацию своих стратегических программ по ОСАГО и добросовестно выполнять свои обязанности. «Мы уверены, что отмены или переноса автогражданки не будет, — сказал Владимир УКСУСОВ. — Поскольку отмена технически нереализуема».
Наиболее вероятным продолжением событий станет попытка подкорректировать закон, введя льготы для некоторых категорий водителей. Также страховщики решили продолжать рекламную кампанию автогражданки. Для них очень важно застраховать как можно больше автомобилистов сейчас, чтобы сгладить последствия наплыва перед Новым годом. «Нужно работать с людьми», — заключили руководители компаний.