Все рубрики
В Омске суббота, 20 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 80,7220    € 94,5120

Станислав ИВАНЧЕНКО, "Только мы смогли сделать тот "Манрос", который сегодня знают все"

10 ноября 2003 13:02
0
1129

В 1991 году демобилизовался и вернулся в Омск. Работал в различных коммерческих структурах. В 1993 году устроился в страховую компанию «АСКО», где год отработал страховым агентом. В 1994 году пришел по объявлению в ТРИЭС и был принят на работу рекламным менеджером. Два года отработал в компании старшим менеджером.

В 1996 году вместе с компаньоном открыл первое в Омске рекламное агентство полного цикла «S&E studio». В 1997 году основал собственное агентство «Консул-медиа», которое в 2001 году было переименовано в «Первый консул».

Женат. Двое детей — сын и дочь.


16 ноября 2003 года одному из самых известных в Омске рекламистов Станиславу ИВАНЧЕНКО исполняется 33 года. В этом возрасте, как ни крути, едва ли не каждый мужчина невольно начинает задумываться о том, что успел сделать за эти годы, и подводить некоторые итоги. Накануне Дня рождения со Станиславом ИВАНЧЕНКО побеседовал корреспондент «КВ» Николай ГОРНОВ.

— Станислав Владимирович, а кто был вашим первым клиентом?

— Так получилось, что первым клиентом стала фирма «Оша». Видимо, Александр ВЕРЕТЕНО увидел, что мы предлагаем несколько другой подход, чем остальные, и сделал на нас ставку. В результате все торговые марки, которые появились у «Оши» в период с 1996-го по 1999 год, были разработаны нашим агентством. Сделали мы и логотип для «Оши» — это была одна из первых работ. Тогда в 1996 году еще и понятия такого не было — брэндинг. И мы тоже двигались интуитивно. Нам хотелось, чтобы продукция «Оши» как-то отличалась от продукции других производителей. Мы сделали акцент на создание и продвижение собственных торговых марок. Именно тогда появились первые торговые марки — «Покоритель Сибири», «Адмирал Колчак».

— А сам брэнд «Оши» тоже вы разрабатывали?

— Да. Проблема в том, что в то время брэнд вызывал у потребителей странные ассоциации. Многие думали, что это какое-то предприятие из Средней Азии. Нам необходимо было создать легенду — речка, чистота, экология, местные топонимы и так далее. Наша первая концепция для «Оши» — это возрождение производства в Сибири качественных продуктов. Тогда мы и придумали этот девиз — «Крепкие традиции качества». Причем в слове «крепкий» подразумевали два значения. Это указывало и на крепость производимых «Ошой» напитков, и на исторические перспективы этих самых традиций.

— И как вы сами оцениваете результаты работы с «Ошей»?

— Понятно, что реклама, стратегия и реальные производственные задачи — это несколько разные понятия. Тем не менее уже в 1997 году «Оша» в семь раз увеличила обороты. В 1998 году обороты возросли еще в пять раз. Это статистика. Такие темпы роста нас, естественно, вдохновляли. «Оша» стремительно развивалась, впитывала все самое передовое, что было на рынке. В частности, начала производить слабоалкогольные напитки. В то время их выпускали всего два предприятия в России — Очаковский завод и «Браво Интернешнл» в Санкт-Петербурге. «Оша» стала третьим производителем. Причем ТМ «Jolly Joker» изначально задумывалась как зонтичный брэнд, под которым можно было производить не только слабоалкогольную продукцию, но и газированные напитки для детей. Английское слово Jolly в русском языке имеет два значения — «веселый» и «навеселе». То есть для каждого потребителя свое толкование.

— В то время ходили слухи, что ТМ «Jolly Joker» разработана москвичами...

— Слухи и до сих пор ходят. Говорят, например, что и «Бизон» сделали москвичи. На самом деле «Бизон» — это наша разработка. Это была, кстати сказать, последняя торговая марка, которую мы сделали для «Оши». Для продвижения «Бизона» было придумано много интересных вещей. В частности, мы первыми позиционировали пиво как модный молодежный напиток. Рекламные ролики «Бизона», если помните, появились на год раньше рекламной кампании «Клинского», в которой использовался аналогичный подход. Удачное позиционирование отразилось сразу на результатах продаж «Бизона». Больше половины продаж пива «Оши» приходилось именно на «Бизон». Для крепкого пива это нехарактерно. У той же «Балтики» продажи крепкого пива не превышают 7% от общего объема. Кстати сказать, в тот момент в Омске «Бизона» продавалось в 9 раз больше, чем «Балтики № 9».

— Все лучшее традиционно приписывают москвичам. Провинция не верит в собственные силы?

— Если говорить конкретно о рынке таких модных продуктов, как пиво и слабоалкогольные напитки, то региональные производители до сих пор очень слабы по сравнению с производителями из Москвы и Питера.

— А кроме «Оши», какими проектами в то время занимались?

— Честно сказать, мы приложили руку ко многим проектам. Все уже и не вспомнить. Удачно поработали с Омской макаронной фабрикой. Очень плодотворно, как мне кажется, поработали с брэндом «Омская-1». В то время, когда мы встретились с директором предприятия, продукцию завода сильно потеснили на рынке конкуренты. Под аналогичной торговой маркой продавалась еще одна минеральная вода, но разлитая фирмой «Евро-кола». И мы тогда придумали для ТМ «Омская-1» новое позиционирование. Как сегодня принято выражаться — репозиционировали. Сделали из напитка для больных людей напиток для здоровых. Сегодня, на мой взгляд, это самый мощный омский брэнд. Он занимает 56% омского рынка минеральной воды. Мало того, этот напиток стал практически культовым. Когда молодежь пьет соленую минералку, которая раньше считалась лечебной водой, это уже о чем-то говорит.

— А как вообще рождаются идеи брэндов?

— Я считаю, что главное в творчестве — это интуиция. Нельзя работать по книжке. Хотя книжки, естественно, я читаю тоже. Со мной неоднократно случалось следующее: спустя несколько лет, узнавал название тому, что делал, не задумываясь. Мы интуитивно шли ко многим вещам. Не называли свою работу брэндингом или репозиционированием, а просто пытались увеличить продажи конкретному производителю или спасти пропадающую торговую марку. Нашим клиентам не нужны были умные слова. Никто не приходил и не говорил: сделайте нам хорошую рекламу. Клиенты ставили нам конкретные экономические задачи — увеличить продажи. Мне говорили так: мы тебе платим, а что ты будешь делать, чтобы продукция продавалась, нас не интересует. Хоть, мол, сам бегай и продавай.

— И они совсем не интересовались процессом?

— Интересовались, конечно. Им все было интересно. Вопросы задавали постоянно: почему, например, мои деньги идут сюда, а не туда. Честно сказать, 90% энергии уходит именно на убеждение заказчика.

— Бывало, что заказчики с вами не соглашались?

— Конечно. Я могу привести очень характерный пример — компанию «Ковровый двор». Мы для них разработали в свое время концепцию в восточном стиле. Они от нее отказались. Через несколько лет в Москве появилась фирма с очень похожей концепцией — «Старик Хоттабыч». Сегодня это мощная сеть магазинов по всей стране.

— Вы считаете, что успех «Старика Хоттабыча» зависел только от удачного позиционирования торговой марки?

— И от этого в том числе. Я за этой фирмой слежу давно. Они, кстати, тоже начинали с торговли коврами. Прямую связь между рекламной концепцией, позиционированием брэнда и результатами экономической деятельности предприятия проследить довольно трудно. Бывает, что и успешная на первый взгляд рекламная компания не приносит экономического результата. По статистике 70% рекламных кампаний проваливаются. Это в мире. У нас этот процент еще выше. Например, краткосрочный эффект есть — сегодня склад опустел, но через месяц товар почему-то перестает продаваться совсем. Реклама нужна не для того, чтобы о твоем товаре все узнали. Она нужна, чтобы управлять товарными потоками на протяжении всей жизни товара. И до сих пор многие производители этого не понимают. Но есть и обратный эффект. Иногда встречается у людей уверенность, что реклама может все. Приходит директор и говорит: я знаю, вы можете сделать нам такую рекламу, которая сделает предприятие финансово успешным. А на самом-то деле оказывается, что у него проблемы с производством, персоналом и даже нет отдела сбыта.

— Каким брэндом вы особенно гордитесь?

— Тем, который сделали для хоккейного клуба «Авангард», — «Омские ястребы».

— Не ощущаете тяжелое дыхание конкурентов за своим плечом?

— Мы так и остались единственными в Омске, кто занимается брэндингом. Все остальные агентства предлагают перечень услуг, который зависит от экономической целесообразности. То есть они оказывают комплексные услуги, но в очень узком сегменте. Никто не хочет работать глобально — от создания новых торговых марок и их позиционирования до разработки маркетинговых стратегий по продвижению этих торговых марок на рынке. Если посмотреть, мы зачастую приходим на предприятие далеко не первыми. Практически все предприятия были в кризисе, когда обращались к нам. Всех приходилось вытаскивать. До нас на молкомбинате «Солнечный» успели поработать как минимум 20 рекламных агентств. И только мы смогли сделать тот «Манрос», который сегодня знают все.

— Почему у них ничего не получилось?

— Потому, что никто не хотел вникать в специфику молочного бизнеса. На самом деле, это очень сложно. Простой пример. Чтобы увеличить продажи молока на предприятии, нам пришлось заниматься концепцией розничной продажи молока и молочных продуктов. Продумывали все до мелочей. Пришлось даже написать специальную инструкцию для продавцов. Молочный бизнес стал развиваться. Всем стало выгодно — и продавцам, и производителю. И люди получили новые, полезные продукты. И уже не розничная торговля диктует «Манросу» свои условия, а совсем даже наоборот. Региональная экономика, кстати, тоже выиграла. На одно сильное предприятие стало больше.

— Вы свои услуги дорого оцениваете?

— Смотря как посмотреть. Некоторые наши клиенты приходят и сразу заявляют: дорого! И тут же начинают торговаться. Но на самом деле, от успешности нашего проекта самые большие дивиденды получают именно заказчики. Московские агентства давно решили эту проблему. Они говорят: если вы платите 100 рублей, на эти 100 рублей и получаете услугу. Платите миллион — сделаем на миллион. Это не Западный подход, кстати. Это российская ментальность. Я считаю такой подход несколько ущербным, и предпочитаю не браться за такую работу, которую не смогу сделать хорошо. Мы сегодня даже в договоре с клиентом закладываем конкретные результаты. С одним из клиентов провели эксперимент — гарантировали, что его торговая марка будет занимать через некоторое время не менее определенной долю рынка. Насколько я знаю, такого не практикует ни одно агентство в стране.

— Не боитесь так рисковать?

— Нет, не боимся. Просто надоело тратить свое время на то, чтобы убедить клиента в необходимости того или иного мероприятия. У нас уже столько успешно реализованных проектов, что они говорят сами за себя. Тем не менее с каждым клиентом приходится начинать все заново. Я понимаю, почему так происходит. Люди попробовали сами, обожглись и начинают думать, что их товар уникальный.

— А приходилось по каким-либо причинам отказываться от клиента?

— Таких случаев, честно говоря, до сих пор не было. Пока мы никому не отказывали, хотя заказчики приходили к нам с разными проблемами. Были очень сложные задачи, но мы брались, работали, пытались что-то сделать и довести до ума. Последний такой пример — это «Компур». Я прекрасно понимаю, что играть на колбасном рынке при наличии там «Омского бекона» — это не самый лучший способ времяпрепровождения. Тем не менее, что-то у нас получилось, как я считаю.

— Работа занимает все свободное время?

— Естественно. Как любое дело с высокой творческой составляющей, рекламный бизнес поглощает тебя без остатка. Либо этим живешь, либо меняй профессию.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.