Москва делегировала полномочия
Как рассказал ТОЛКАЧЕВ, традиционно на первоначальном этапе формирования городского бюджета возникла проблема несбалансированности возможностей доходной базы бюджета с отраслевыми потребностями. В этих условиях основной целью работы над проектом бюджета стала разработка механизмов бюджетной политики, направленных на достижение максимальной эффективности использования средств при ограниченности финансовых ресурсов.
Отличительной особенностью бюджета-2004 станет то, что в связи с изменением ФЗ «Об образовании» муниципальные образования, в том числе и город Омск, будут наделены госполномочиями по обеспечению государственного стандарта общего образования в подведомственных общеобразовательных учреждениях. Для реализации этого полномочия предусмотрена субвенция из областного бюджета в размере 771,9 млн рублей.
— Пока делаются только первые шаги по применению этого закона в межбюджетной политике. Поэтому в настоящее время некоторые вопросы не до конца урегулированы. В частности, по закону предусматривается субсидирование всех учреждений и всех соответствующих статей бюджета, кроме коммунальных услуг. Вместе с тем, поскольку городу переданы полномочия только по оплате труда, расходных материалов, ГСМ, компенсации затрат на методлитературу, то и субсидии будут переданы только под эти полномочия. Остальные расходы город должен финансировать за счет своих средств. В таких условиях основной задачей станет максимальная сбалансированность средств, направляемых на отрасль «образование», — подчеркнул главный финансист города.
Новая бюджетная политика
По словам Сергея ТОЛКАЧЕВА, при формировании бюджета-2004 была изменена бюджетная политика и разработаны иные подходы, отличные от тех, которые применялись в прошлые года. Главным отличием стало то, что необходимая потребность города в бюджетных средствах на теплоэнергетику, субсидирование жилищно-коммунального хозяйства, содержание отраслей социальной сферы учтена при сохранении действующего в Омске уровня оплаты населением услуг ЖКХ. То есть, 70% от экономических затрат, как это установлено решением горсовета, а не 90% как положено по федеральному стандарту.
— Что побудило администрацию пойти по такому пути? В первую очередь, это наличие в бюджете города из года в год скрытого дефицита, который в ходе исполнения бюджета ведет к серьезным последствиям: задержка выплаты зарплаты, не уплате единого социального налога, нецелевому использованию бюджетных средств, — заявил ТОЛКАЧЕВ. — Изменение подходов к формированию бюджета позволит повысить ответственность представительных органов власти и принять давно обсуждаемые решения, которые позволят уменьшить нагрузку на городской бюджет и привести нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством.
Этим заявлением главный финансист Омска дал понять присутствующим на коллегии депутатам горсовета, что они должны своим решением увеличить уровень оплаты населением услуг ЖКХ до федерального стандарта — 90% (а также и некоторые другие тарифы: на обслуживание лифтов, содержание бань и тому подобное). Более того, далее в своем выступлении ТОЛКАЧЕВ уже четко обозначил необходимость увеличения тарифов на ЖКХ, назвав это мероприятие в числе других, направленных на оптимизацию доходов бюджета и сокращение его дефицита. Мэр Омска Евгений БЕЛОВ также настаивал на повышении тарифов. (Кстати, буквально неделю назад до коллегии, 23 октября, губернатор Леонид ПОЛЕЖВАЕВ в своем бюджетном послании на 2004 год потребовал от городских органов власти как раз увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.)
Большое внимание тарифам на услуги ЖКХ было уделено в связи с тем, что из 2,5 млрд рублей дефицита бюджета 2004 года почти половина — 1,08 млрд рублей образовалась из-за несоответствия действующего уровня платежей населения федеральному стандарту.
Чиновников сократят, МУПы ликвидируют
Основными причинами дефицита бюджета-2004, по словам Сергея ТОЛКАЧЕВА, стали также несоответствие фактических расходов на коммунальные услуги бюджетных учреждений базовым стандартам, установленным областным законодательством, (в результате в 2004 году дефицит средств составит 231,8 млн рублей), неурегулированность вопроса по численности административно-управленческого аппарата (34,6 млн рублей).
Кроме того, еще одна часть дефицита бюджета состоит из расходов, которые полностью не включаются в состав бюджета Омска при разработке механизма межбюджетных отношений либо включаются не в полной мере. Это, например, компенсация выпадающих доходов в связи с установлением местных льгот на транспорте (дефицит — 90 млн рублей), кредиторская задолженность по единому социальному налогу за 2003 год (483,4 млн рублей) и тому подобное.
В связи с образованием большого дефицита средств, главный финансист Омска предложил целый ряд мероприятий, направленных на оптимизацию доходов городского бюджета. Помимо приведения уровня оплаты населением услуг ЖКХ до федерального стандарта, было предложено, в частности, провести инвентаризацию бюджетной сети, ликвидацию малоэффективных и недействующих учреждений, сокращение административно-управленческого аппарата на 30% и утвердить лимит среднегодовой численности горсовета и мэрии.
Для бюджетных учреждений планируется установить лимит потребления тепла и электроэнергии, приобретения товаров и услуг на конкурсной основе через систему муниципального заказа. Более того, планируется снять с бюджетного финансирования либо приватизировать или ликвидировать МУПы, функции и задачи которых не соответствуют муниципальным нуждам. В общем, в следующем году мэрия, как и областная администрация, решила сократить своих чиновников и вплотную заняться имуществом.
Хватит топтаться на месте
Евгений БЕЛОВ жестко подвел итоги рассмотрения проекта бюджета-2004, внеся в документ некоторые поправки. К мероприятиям по сокращению дефицита бюджета и повышению его доходов мэр добавил такие, как, например, увеличения объемов строительства жилья, погашение недоимки по налогам, хотя бы на 100 млн рублей, дебиторской задолженности — на 500-600 млн рублей. Особо он подчеркнул необходимость проведения инвентаризации муниципального имущества, утверждения ставок аренды для частников, работающих на муниципальных маршрутах, а также проведения активной инвестиционной политики. Мэр поставил перед своими подчиненными задачу сократить в 2004 году дефицит бюджета не менее, чем на миллиард рублей и потребовал установить ответственных за выполнение каждого пункта программы по сокращению дефицита бюджета.
— Если все это сделать, то погасить дефицит бюджета и увеличить доходы реально. Надо работать. Топтаться на месте больше нельзя, — заявил Евгений БЕЛОВ.- Если кто-то не справится с поставленными задачами, то, значит, не соответствует своей должности.
Наверно, сократить дефицит бюджета действительно удастся. Но, вполне возможно, что только часть дефицита. Проблема в том, пойдут ли депутаты горсовета — представители фракции КПРФ на увеличение тарифов на ЖКХ. Как известно, они вообще против повышения каких-либо тарифов для населения. Если депутаты-коммунисты будут блокировать увеличение тарифов на ЖКХ, как они это сделали при рассмотрении вопроса о повышении тарифов за обслуживание лифтов, то принятие бюджета-2004 может затянуться. Тогда мэрии придется идти на очередные компромиссы.



