От тепла тепла не ищут
Раньше тарифы для муниципальных котельных регулировались муниципальной энергетической комиссией (МЭК) согласно Закону о местном самоуправлении, а с этого года эта прерогатива перешла к РЭК согласно Закону об энергетике. РЭК может делегировать свои права МЭК, но пока решила сама порулить муниципальной энергетикой. Причем если МЭК устанавливала для отдельных котельных социальные тарифы, учитывающие значимость локальных теплоисточников для населения, то РЭК пока руководствуется исключительно коммерческой стороной теплоснабжения.
К примеру, котельная в поселке Дальнем отапливает всего несколько домов, имея большую избыточную мощность, потому что производство на ОСДСК-2 фактически стоит, хотя и делает заявки на теплоснабжение. Вообще заявки на тепло в 6 раз больше, чем реальное потребление. А котельная на улице Перелета, 3 работает по прерывистому циклу, отапливая в основном больницу, поэтому себестоимость тепла там очень высокая. В то же время у некоторых муниципальных котельных тариф даже ниже, чем у Омскэнерго, хотя всегда считалось, что комбинированное производство тепловой и электрической энергии дешевле.
Фактически, все источники, находящиеся в муниципальной собственности были переданы в город предприятиями, которые уже не существуют. Нагрузка на оставшийся объем при избыточных мощностях дает высокий тариф.
— РЭК, понизив тарифы для убыточных котельных, поставила нас в трудное положение, — считает технический директор ОРЭК Аркадий Лунев. — Получается, мы должны закрывать неэффективно работающие котельные, бросая людей на произвол судьбы, либо нести убытки. То что делает сегодня муниципальная энергетика — это не тепловой бизнес, это социальная программа, поддержка инфраструктуры города, обеспечение омичей комфортными условиями существования. Если муниципалы не будут содержать эти теплоисточники, то многие районы города останутся без тепла. Почему в данном случае РЭК становится не на сторону потребителей, населения, а на сторону монополистов вызывает много вопросов. Ведь по Закону именно эта структура должна защищать интересы горожан. Если учесть, что в течение трех лет Омскэнерго вообще не платит Теплокоммунэнерго по договору №5133 за транспортировку теплоэнергии, задолжало более 100 млн рублей, то вообще непонятно, как дальше работать муниципальной теплоэнергетике.
Осенью прошлого года Теплокоммунэнерго, до этого бывшее дочерним предприятием Водоканала, стало самостоятельным МУПом согласно Закону об унитарных предприятиях. Но, по мнению Омскэнерго, это не существенное условие для расторжения кабального договора №5133, согласно которому 30% от стоимости транспортировки омскэнерговского тепла выплачивается Омскэнерго в счет погашения долгов ПТСК. По этому договору всю плату за теплоэнергию получает Омскэнерго, которое оставляет себе не 30, а все 100% денег, причитающихся Теплокоммунэнерго.
Получать свою долю муниципальному предприятию удается только через суд. Несмотря на это, в прошлом году Теплокоммунэнерго заменило 120 км теплосетей, в основном тех, по которым транспортируется тепло Омскэнерго. Но в этом году при нынешней тарифной политике РЭК средств на ремонт и замену теплосетей практически брать негде.
Тарифное меню без выбора
У теплоисточников Омскэнерго тарифы существенно разнятся: у ТЭЦ-2 — очень дорогой, у ТЭЦ-5 — самый дешевый. Но для потребителей устанавливается средний тариф, потому что считается, что у энергокомпании теплоснабжение централизованное. Правда, непонятно, почему в таком случае летом потребители на месяц остаются без горячей воды. Ведь при централизованном отоплении неважно, от какого теплоисточника оно поступает, а все ТЭЦ одномоментно на ремонт не закрываются. Так что центролизованность чисто условная.
У муниципальных котельных теплоснабжение нецентрализованное, поэтому средний тариф для них устанавливать нельзя. А если бы было можно, он составил бы 420 рублей за гигакалорию, что всего-то на 70 рублей больше, чем у Омскэнерго. Причем, это тариф котельной, а не станции. У Омскэнерго тариф — это тариф высокоэффективных ТЭЦ, которые вырабатывают и тепло,и электроэнергию, и пар.Такой тариф можно разложить на все теплоисточники и получить усредненную цифру, которая будет ниже, чем на отдельных котельных. Планы муниципальной энергетики по производству электроэнергии на котельных разрушаются РЭК, котораяинвестиционную составляющую в тариф включать отказывается. Так, по котельной Сибкриотехники, ставшей муниципальной, подготовлен бизнес-план, для превращения ее в мини-ТЭЦ требуется 167 млн рублей, но пока это все отложено на неопределенное время.
Между тем по электроэнергии после очередного повышения тарифов для отдельных групп потребителей тоже много вопросов. Потребителей поделили по уровню напряжения, исключив население. Предприятия, получающие электричество высокого напряжения, будут платить меньше, а вот бюджетным организациям города придется несладко. Стоимость самой электроэнергии РЭК определила для них в 1 рубль 14 копеек, плюс 19 копеек за транспортировку Омскэлектро, плюс 6 копеек, которые возвращаются в Омскэнерго.
Почему стоимость электроэнергии разнится по напряжению, понятно — это федеральное требование. Но почему вся разница идет в пользу Омскэнерго, у которого в городе практически нет низковольтных сетей, да и понижающие подстанции в основном принадлежат муниципальным предприятиям, объяснить невозможно. Можно не сомневаться, что решение РЭК по повышению электротарифов вызовет многочисленные судебные разбирательства. Потребители, которых обязали платить за несуществующие сети Омскэнерго, вряд ли с этим согласятся.
— Все коллизии и нестыковки происходят потому, что Омскэнерго стремится сохранить свое монопольное положение, хотя по закону все участники энергопроцессаравноправны, — уверена директор ОРЭК по тарифообразованию Людмила ПЕРЧИК. — Когда Омскэнерго защищало в РЭК свои затраты, применялся двуставочный тариф, а на самом деле он будет одноставочный, потому что большинство предприятий не сможет выполнять в 2004 г. жесткие технические условия для перехода на двухставочный тариф. Поэтому возможности для маневра очень большие, впечатление такое, что Омскэнерго будет выставлять счета так, как ему выгодно, при этом необоснованно обогащаясь.
Вот уже два года как по решению правительства перекрестное субсидирование в электроэнергетике должно быть ликвидировано. Однако оно модифицируется и сохраняется, пока крайними оказались бюджетники, а с 1 июля и населению мало не покажется. Тарифное меню, которым так гордится Омскэнерго, для большинства потребителей недоступно, поскольку сначала нужно вложить немало денег и времени в выполнение техусловий.
Большая энергетика никак не хочет мириться с тем, что на энергетическом рынке появился еще один игрок — группа компаний, которая с первых же дней доказала свое право на существование. Это и есть конкурентный рынок, где лучшим является тот, кто лучше работает, а не тот, кто создает себе репутацию используя некорректные способы и технологии. Если бы появился областной закон об энергетике, то многие вопросы были бы сняты. А пока и на федеральном уровне далеко не все проработано, вот и тешатся энергетики в судебных разборках.