— Для начала расскажите: а что, собственно, представляет собой «Русская школа PR»?
— По своей первоначальной сути «Русская школа PR» — это синтез методик и технологий, как наших российских, которые раньше называли простым словом «пропаганда», так и зарубежных, которые называют Public Relations.
«Русская школа PR» — такжеИнтеллектуальный Холдинг, в который входят несколько компаний. Среди них PR-агентство, Компания «Образ-профи» (которая занимается только созданием визуального образа, но очень серьезно и глубоко), Агентство маркетинговых коммуникаций, Независимый институт политических технологий и Образовательная компания. В последнем рейтинге российских PR-агентств, который проводил и публиковал журнал «Карьера». наша «Русская школа PR» заняла почетное шестое место, так что определенного признания мы уже добились, но и стремиться всегда есть к чему.
— Какое направление деятельности холдинга для вас является приоритетным?
Я сама с удовольствием работаю по многим направлениям PR-деятельности, участвую и провожу избирательные кампании, но моим, скорее, хобби (так как денег это приносит значительно меньше, чем выборы), остается образовательная деятельность — разработка и организация уникальных интенсивных семинаров из области профессиональных интересов пиарщиков и политических консультантов и технологов.
На наши семинары, которые в той или иной степени охватывают все направления PR, приезжают люди из разных регионов, в том числе из Сибири и с Дальнего Востока. В базе участников семинаров более 2000 человек, среди них немало руководителей пресс-служб губернаторов, мэров и представителей PR-отделов крупных российских и иностранных компаний. Некоторых участников семинаров мы потом привлекаем к работе — проведению избирательных кампаний. Так сказать, готовим себе кадры за их же деньги.
— Видимо, основные средства холдинг зарабатывает на избирательных кампаниях?
— Да, главная работа политтехнолога — это организация выборных кампаний. Я участвовала более чем в 15 кампаниях. Из них только две были проиграны: одна — на Украине, а вторая — на выборах мэра Владивостока, когда нашего кандидата сняли с дистанции за три дня до голосования за превышение лимита эфирного времени всего на три минуты.
В ходе избирательной кампании очень важен так называемый «кураж», состояние приподнятости, вовлеченности, радостного возбуждения и уверенности в своих силах, которое в совокупности и становится одним из важных факторов победы на выборах. Иногда на кампании происходят почти военные действия. Так, в ходе одной кампании нас выселяли из гостиницы, преследовали, устраивали нашей команде всяческие мелкие пакости.
Профессия политтехнолога очень многогранна, но главное — нужно душой болеть за дело и уметь реализовать на практике все то, что интенсивно познаешь на теоретическом уровне.
— Сейчас одной из самых действенных политтехнологий стал административный ресурс. Случалось ли вам побеждать и противостоять ему?
— На выборах губернатора Магаданской области я работала в команде, которая вела кампанию Николая ДУДОВА, против которого работал мощный административный ресурс действующего мэра. К примеру, нашего соперника открыто поддерживали в прессе Борис ГРЫЗЛОВ и Сергей ШОЙГУ. Но это все равно не помогло — мы победили! Как написал в крупном заголовке «Коммерсант» сразу после выборов: «Николай ДУДОВ победил „Единую Россию“!
Наш кандидат в жизни был сильный и волевой мужчина, спортсмен, но в его внешнем и виртуальном облике это было выражено недостаточно ярко. Нашей задачей было превратить „сильного — для себя“ в „сильного — для других“, создать яркий образ победителя, сильного и уверенного человека. Нам это удалось, что подтверждает не только сама победа, но и данные мониторинга: изменение образа было замечено и самими избирателями, и экспертами.
А вообще пиарщикам труднее всего работать с уже действующими губернаторами, мэрами, которые повторно идут на выборы, так как они уже уверовали в „административный ресурс“.Приходится много времени тратить на сопротивления профессиональным рекомендациям. Так, например, на выборах ярославского мэра, который избирался третий срок подряд, мы рекомендовали многие разумные и профессиональные вещи, которые просто игнорировались представителями кандидата, но при этом потом мог выйти плакат, просто дискредитирующий свои видом нашего кандидата, работающий „против“, а не „за“ него. В результате приходилось уничтожать готовую рекламную продукцию. Победы на выборах мы добились, но удовлетворения от самой работы было не много, а жаль...
— Профессию политтехнолога иногда сравнивают с первой древнейшей. Приходилось ли вам отказываться от выгодных предложений по участию в избирательных кампаниях?
— Бывает, что и отказываюсь, если не совпадают человеческие ценности или когда клиент откровенно неприятен. Бывало, что. не разобравшись как следует в человеке заранее, соглашалась работать на кандидата, а потом мучилась совестью. К примеру, на выборах мэра одного из черноморских городов наш клиент почти всю избирательную кампанию провел в казино. Я не смогла с этим смириться и уехала...
На выборах кроме основной стратегической части я занимаюсь „поднятием куража“ кандидата, штаба, „пехоты“. Заряжая положительной энергией других, заряжаюсь и сама — возникает некое энергетическое кольцо. Когда оно распадается после выборов, вначале чувствуешь пустоту, потом постепенно и это состояние проходит. А скоро и новые выборы!
— Вы какое-то время работали на СПС. Какоцениваете их провал на думских выборах и не звали ли вас на президентскую кампанию Ирины ХАКАМАДЫ?
— СПС проиграл из-за халатного отношения к стратегии и построению избирательной кампании. Как специалист я отмечала многие неверные шаги предвыборной команды СПС, которые, на мой взгляд, были очевидны, но моим мнением ведь никто из высшего руководства уже тогда не поинтересовался.
— Почему вы приехали в Омск и как оцениваете позиции омских политтехнологов?
— Я приехала по приглашению своих друзей Сергея ЦИТРЕНКО и Александра ТРЕТЬЯКОВА, чтобы принять участие в праздновании Дня политконсультанта. Миссия „Русской школы PR“ — распространять позитивную идеологию профессионализма среди профессионального сообщества политконсультантов. В Омске есть немало отличных специалистовв области PR, с некоторыми мне доводилось встречаться и даже работать на выборах. Наш Холдинг интересуют региональные специалисты, которые работают часто лучше, чем москвичи.
И вот еще что хотела добавить: когда садилась в самолет на омский рейс, обратила внимание на большой процент очень осознанных взглядов, не увидела ни одного „глупого“ лица. Это мне понравилось! Уважаю умных людей, особенно когда их большинство! Рада, что в Омске таких много!
На встрече в ОмГТУ с членами общественной организации „ПаРи“ увидела
заинтересованность, позитивный настрой среди молодых людей. Мне показалось, что они хорошо мотивированы на обучение и работу. А вот встреча со студентами ОмГУ слегка разочаровала: не увидела понимания самого предмета PR, по-моему, будущие пиарщики пока не до конца осознают, для чего и на кого они учатся. А это важная задача для преподавателей — найти, зацепить, заинтересовать студента в предмете, в той профессии, которую часто будущие студенты выбирают не сами, или это происходит понаслышке, поверхностно. Типа „модная профессия“, вот и пошел учиться... а специфику не представляют себе аж до 5 курса... поэтому половину знаний пропускают — не поняли, зачем они...
— Какие у вас увлечения, кроме работы, и насколько мешают постоянные разъезды воспитанию дочерей?
— Я люблю путешествовать, кататься на горных лыжах. Была на трассах в Австрии, Франции, Швейцарии, а в Египте и на Бали плавала с аквалангом — это мне понравилось даже больше, чем, например, летать на самолете. До сих пор с удовольствием хожу на дискотеки — это оживляет и заряжает. Люблю водить машину, ездить по ночной Москве. Сейчас вожу свою любимую машинку — минивэн „Тойота-Гайя“ японской сборки. Мне интересно было перейти на правый руль, немножко потренировать мозги таким образом. Танцы, быстрая езда на машине, контрастный душ и хороший секс добавляют вдохновения, помогают в работе.
Художественную литературу получается читать не очень часто, но для книг моей приятельницы Марии АРБАТОВОЙ время нахожу. Успеваю прочитывать „модные романы“, чтобы понимать, о чем говорят в элитарных кругах. Но чаще все-таки читаю книги по специальности.
На кухне мое фирменное и любимое блюдо — паэлья (рис с морепродуктами и разными специями). Также люблю все блюда, в которых есть грибы. Дома иногда провожу так называемые „чайные церемонии“ — угощаю гостей лучшими китайскими чаями по всем канонам изысканных китайским традиций. Это вкусно, красиво и полезно!
Я, конечно, испытываю некоторое чувство вины за то, что приходится оставлять своих дочерей одних, но я стараюсь давать им все, что им необходимо для полноценного развития. Однажды, когда я уезжала на выборы на 4 месяца, я отправила их в обычную школу, но в Ирландию (обучение там велось, естественно, на английском языке) — им не понравился уровень обучения основным предметам, российское образование, сказали они, значительно лучше!
Моим дочерям 14 и 16 лет, они уже вполне самостоятельные, могут сами приготовить, постирать, даже сшить себе несложную одежду. Они видят, как мне приходится работать, чтобы хорошо жить, иметь возможность путешествовать и красиво одеваться, но, к сожалению, они также на моем примере усвоили, что работа может быть непостоянной (так как работа политтехнолога „сезонная“). И это, как мне кажется, не очень хорошо для их воспитания, для развития системных и последовательных навыков на года...
Я думаю, из-за ранней самостоятельности они стали чуть более взрослым, чем их сверстники, из-за этого у них даже бывали проблемы в школе — когда окружение составляли „маменькины сыночки и дочки“, которые ничего не умеют сами сделать... Моим есть чем гордиться! Но при всем этом я, наверное, тоже с удовольствием сидела бы дома подольше, если бы кто-то обеспечивал нас также достойно, как я делаю это сама...
Не помню, кто это сказал, но мне эта фраза очень понравилась и я стараюсь следовать этим принципам:
»Работай, как будто тебе не надо денег;
Люби, как будто никто никогда не причинял тебе боль;
Пой, как будто никто не слышит;
Живи, как будто на Земле рай!"
Ольга Евгеньевна родилась 17 февраля в Ярославле. Получив сначала среднетехническое образование, поступила в Ярославский политехнический институт. Параллельно работала техником-архитектором в институте «Гражданпроект», потом — оператором-музыковедом в лаборатории функциональной музыки (музыка — еще одна страсть ее жизни). Затем, несколько лет проработав в МЖК в социальной сфере, пошла получать второе высшее образование и окончила психологический факультет пединститута. А сейчас учится в Открытом Британском Университете. Уже пройден курс маркетинга и менеджмента, осваиваются «финансы». Вместе с этим много лет занимается самообразованием в области политологии и консалтинга, организует обучающие семинары и тренинги по PR и политическим технологиям.
Еще в 1988 году организовала и возглавляла фирму «Афалина», которая проводила семинары по NLP и нетрадиционным тогда методам развития личности, психологические тренинги. В 1999 году, переехав в Москву, стала исполнительным директором компании «Психология и бизнес он-лайн». С 1999-го по 2002 провела несколько международных конференций по избирательным технологиям. На предыдущих выборах в Государственную думу возглавляла пресс-службу Ирины ХАКАМАДЫ.
Затем создала собственную компанию «Управление Успехом», которая впоследствии влилась в Интеллектуальный Холдинг «Русская школа PR», где стала вице-президентом. После оглушительной победы в Магадане была назначена советником по связям с общественностью губернатора Магаданской области.
Растит двух дочерей.