Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Василий МЕЩЕРЯКОВ "Если наши дипломы подделывают, значит, они котируются"

17 мая 2004 14:28
0
2648

Одной из главных российских бед по-прежнему остаются плохие дороги. В нашей стране дорожников готовят только два специализированных вуза — МАДИ и СибАДИ, но в Омском регионе, несмотря на обилие дорожных специалистов, положение с дорогами ничуть не лучше, чем в других. О дорожных проблемах и о том, как и чем живет СибАДИ, корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с первым проректором этого вуза Василием МЕЩЕРЯКОВЫМ.

— Василий Иванович, ваш вуз и вы сами столько лет готовите профессиональных дорожников, а с дорогами у нас лучше не становится. Может, в вашей академии вообще нет никакого смысла?

— Когда дорожный налог брался с оборота — это был просто грабеж среди бела дня. Да, дорожных денег было много, но ими затыкались прочие бюджетные дыры. В последнее десятилетие новых автодорог почти не строили, потому что денег хватало только на содержание старых: федеральных — чуть лучше, а территориальных — по остаточному принципу. Когда дорожные деньги были повсеместно консолидированы в региональных бюджетах, экономическое положение дорожников еще более усугубилось.

СибАДИ полностью отвечает требованиям сегодняшнего дня и готовит специалистов-дорожников высокого класса. Но кроме кадров для строительства дорог нужна современная техника, которой нет. Нет скреперов,асфальтоукладчиков, автогрейдеров, до сих пор нет базовой машины, на которую можно навешивать разнообразное вспомогательное оборудование.

Нехватка техники и несоблюдение технологии дорожного строительства — два бича дорожников. К примеру, асфальтная смесь по технологии должна укладываться, имея температуру больше 100 градусов, а ее укладывают холодной. При строительстве развязки на Омский аэропорт проект отсыпки земполотна переделывался 4 раза, но и к окончательному варианту есть немало претензий. В Омской области дорожная проблема усугубляется тем, что песок и щебень привозные, а битум вроде свой, но очень дорогой. При острой нехватке денег с дорожных строителей спрашивают прежде всего вал, а качество стало второстепенным вопросом.

Сейчас есть потребность в добросовестном, качественном ремонте и строительстве дорог, но без финансирования ничего не будет. У дорожных строителей на Западе график строительства расписан по часам, за нарушения — огромные штрафы. А у нас все дорожники — Кулибины, потому что нынешними инструментами и техникой никакого качества не обеспечишь, вот и приходится изобретать велосипеды по ходу дела.

— С дорогами у нас полный швах, зато СибАДИ из института превратился в академию, да и другие омские вузы сплошь университеты и академии. А сказалось ли повышение статуса на улучшении подготовки специалистов?

— Да, омские вузы повысили свой статус, но до международных стандартов никто из них так и не дотягивает. СибАДИ по определенным показателям больше тяготеет к университету, мы уже переросли академию. Стать ведущим вузом России либо ведущим вузом отрасли — для СибАДИ архитрудная задача.
В рейтинге 164 технических и технологических российских вузов на 33-м месте ОмГУПС, ОмГТУ — на 87-м, СибАДИ — еще ниже. Если посмотреть, кто в рейтинге идет после нас, то в основном это вузы небольших городов. Из 10 необходимых условий, которые требуются для получения всероссийского признания, у нас выполнено пока только одно — аккредитация.

— Казалось бы, в стране только два автодорожных вуза, а СибАДИ не процветает. Почему, на ваш взгляд?

— Мы самобытный вуз со своим профилем, но в постсоветский период произошло размывание наших базовых специальностей: сейчас их более 30, а было 12. Отдавая дань моде, мы потратили миллионы рублей на развитие непрофильных специальностей. Только экономистов за последние годы СибАДИ выпустил больше, чем любой другой омский вуз. Мы можем превратиться в маленький политехнический вуз и повторить судьбу ветеринарного института, который перестал быть самостоятельным.

Я очень не хочу, чтобы мы потеряли лицо автодорожного вуза. Сейчас стоит вопрос о создании университетских комплексов. Россия подписала Болонское соглашение и должна перейти на двухступенчатое образование и выпускать бакалавров и магистров. Но, к величайшему сожалению, у нас до сих пор не расписаны производственные функциональные обязанности по этим степеням. У СибАДИ налаженные партнерские отношения с омскими лицеями автодорожным и строительными техникумами. Жизнь нас заставит создать на базе всех этих учебных заведений единый комплекс, который будет жить и работать по международным стандартам. Переговоры на эту тему ведутся, но очень медленно.

— Когда-то СибАДИ весьма котировался среди выпускников омских школ, а как теперь?

— В прошлом году на одном из совещаний я в шутку сказал Леониду ПОЛЕЖАЕВУ, что СибАДИ — кузница кадров областной администрации. Виктор ШРЕЙДЕР, Александр ЛУППОВ, Валентин ТРЕТЬЯКОВ, Евгений ВДОВИН — наши выпускники. 70% руководителей омских строительного и транспортного комплексов тоже окончили СибАДИ. Весь Тюменский Север строительными кадрами обеспечил наш вуз. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа ФИЛИППЕНКО в начале 70-х возглавлял студенческие строительные отряды СибАДИ.

Сейчас строительные специальности все больше востребованы, потому что строительство повсеместно оживает. Только за прошлый год к нам пришло больше 40 запросов по подделке дипломов СибАДИ, обнаружил в них и свою искусно подделанную подпись. Если наши дипломы подделывают, значит, они котируются. Конкурс в СибАДИ довольно высокий, особенно на бюджетные места.

В то же время сегодня государство на обучение специалистов деньги выделяет, но за результаты обучения не спрашивает. В последние годы мы готовим специалистов для их самовыражения, чтобы они устраивали свою жизнь. Нас обязывают трудоустраивать выпускников, но как мы можем это сделать, если большинство строительных и автотранспортныхорганизаций уже частные? Получается, государство за свой счет готовит кадры для частников, которые в финансировании учебного процесса участия не принимают.

— Сейчас в вузы большой наплыв, потому что школы оканчивают родившиеся в середине 80-х, когда был последний пик рождаемости, но впереди — демографическая яма. Готова ли СибАДИ к грядущему резкому сокращению количества абитуриентов?

— Через 5-7 лет и у нас, и у других вузов начнутся большие трудности с набором. Однако в последние годы развиваются строительный комплекс, автомобилестроение, значит, будет развиваться и дорожное строительство, поэтому за счет базовых специальностей мы должны выжить. Но уже сейчас образовался вакуум строительных рабочих специальностей, потому что строительные ПТУ закрыли или перепрофилировали. А омский строительный комплекс, вместо того чтобы вкладывать деньги в обучение местных кадров, нанимает гастарбайтеров из Китая, Вьетнама и среднеазиатских республик.

Уровень строительной и автомобильной техники и технологий в последнее время постоянно растет. Мы должны знать новое больше и лучше производственников, чтобы готовить специалистов завтрашнего дня. Но, к сожалению, наша материальная база отстает из-за недостатка средств, многие технические новинки мы можем предложить студентам только на бумаге. Особенно нам не хватает современного оборудования по диагностике автотранспорта. Однако в последние три года стали поступать средства на приобретение оборудования, если эта тенденция не прервется, СибАДИ будет оснащена всем необходимым.

— Интересно, а какой круг обязанностей у первого проректора СибАДИ?

— Мне приходится заниматься многими вопросами: отвечаю за финансы, техническое обеспечение, хозяйственное строительство. На мне — всевозможные согласования, издательская деятельность, межвузовские связи, контакты со строительными и дорожными организациями. На мой взгляд, административная работа даже более живая, чем научная. Хотя я работаю на должности профессора на кафедре «Эксплуатация дорожных машин», веду дипломников, но в основном занимаюсь административной деятельностью.

Удалось включить в план издательства «Высшая школа» 8 работ ученых СибАДИ — и книги выйдут, и гонорары авторы получат. Успешно продвигается и совместная работа с ОмГТУ по разработке оборудования для добычи нефти из заброшенных скважин. Ко мне обращаются сотрудники СибАДИ по самым разным вопросам: кадры, наука, материальное обеспечение, учебные планы, хоздоговоры, во все приходится вникать и решать.

— А как у вас обстоят дела с традиционным набором обязательств для мужчины?

— И сына родил, он тоже окончил СибАДИ, сейчас возглавляет дорожно-строительную фирму, и дом построил, и деревьев посадил достаточно. Но я еще полон сил и, надеюсь, смогу принести немало пользы. В СибАДИ знаю каждый гвоздь, вижу проблемы и знаю, как их решить. Думаю, я далеко не все закончил и успел, но у меня есть еще время, к примеру, на то, чтобы мост через реку построить. Сегодня, глядя на молодежь, нужно надеяться на собственные силы и быть верным своим принципам.

Вот недавно моя аспирантка защитилась, уже доцент. Трудно сказать, сколько из тех, кто писал дипломы под моим руководством, считают меня своим учителем, но многие ответственные работники Омскавтодора, строительных организаций до сих пор спрашивают у меня совета. Независимо от того, какие посты сейчас занимают мои бывшие ученики, они поддерживают со мной добрые отношения. А я к тем, кто вырос до руководителей крупных подразделений, отношусь с белой завистью — приятно, что в их успехе есть и мой скромный вклад.

— Ну а чем занимаете свое свободное время?

— Я заядлый рыбак, полностью экипирован и для летней, и для зимней рыбалки. Самый большой мой трофей — огромный лещ, который не пролез в лунку во льду диаметром 200 миллиметров.

Василий Иванович родился 19 марта 1945 года в селе Гурове Муромцевского района. Окончив Муромцевскую среднюю школу, поступил в СибАДИ на факультет «Дорожные машины». В 1964-м был призван в армию, служил три года в Пензе в войсках связи. После демобилизации продолжил учебу, а получив высшее образование, остался работать на кафедре «Дорожные машины» ассистентом. В 1971 году его избрали секретарем комсомольской организации СибАДИ, а спустя два года он поступил в аспирантуру.

В 1975-м защитил кандидатскую диссертацию по дорожным и строительным машинам, через год стал заместителем декана факультета «Дорожные машины». С 1981-го работал доцентом на кафедре «Дорожные машины», в 1986-м стал заведующим кафедрой «Эксплуатация дорожных машин». В 1999 году назначен первым проректором СибАДИ.

Опубликовал около 100 научных и методических работ, имеет 6 авторских свидетельств.

Женат, имеет сына, дочь и одного внука.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.