Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Валерий ШАМОВ: "Без трудностей неинтересно. Когда постоянно счастлив — это слишком"

24 мая 2004 13:28
0
2321

В конце января 2004 года в Омской области были созданы отраслевые министерства. В их числе и министерство труда и социального развития. Образовано оно путем слияния трех ведомств: Главного управления социальной защиты населения Омской области, управления жилищных субсидий и льгот Омской области и комитета по социальной политике Омской области. О работе минтруда и соцразвития корреспонденту «КВ» Зинаиде ДЕМИНОЙ рассказал министр труда и социального развития Омской области Валерий ШАМОВ.

— Валерий Иванович, как вы отнеслись к тому, что вас назначили министром труда и социального развития? Страшновато не было? Ведь это большая ответственность.

— Я бы не сказал, что было страшно. Но, конечно, я почувствовал большую ответственность, так как направлений работы стало больше, людей больше. Нагрузка увеличилась. В то же время в душе я понимал, что это огромное доверие со стороны губернатора. Это оценка всей моей работы в предыдущие годы.

Ну а трудности... Они заставляют творчески подходить к решению проблем. Как в Японии принято: пять лет проработал в одной должности, затем переводят на другую, чтобы человек работал творчески. В России так не делают. У нас в основном меняют условия работы. Но смена условий тоже заставляет оценить все по-новому. Жизнь есть жизнь. Без трудностей неинтересно. Когда постоянно счастлив — это уже слишком.

Вообще, мы, спортсмены, приучены к трудностям. Я много лет профессионально занимался тяжелой атлетикой — штангой. Участвовал в различных соревнованиях. Теперь вот только гантели пудовые качаю. Правда, регулярно играю в волейбол. Участвую в городских и областных соревнованиях. Радость получаешь, когда удается преодолеть препятствия, добиться хорошего результата. Так же и на работе.

— Первоначально планировалось, что в министерстве будет работать 496 человек. Затем было решено оставить в штате 219 человек. С чем это связано и сколько все-таки сотрудников будет в министерстве?

— Губернатор, представляя законопроект о правительстве Омской области, сказал, что министерства образуются не для того, чтобы командовать, а чтобы управлять. То есть создавать нормальные условия для функционирования всех служб. Поэтому решили, что окружные отделы, подведомственные бывшему Главному управлению социальной защиты населения, вошедшему в состав министерства, необходимо объединить в самостоятельное учреждение.

— То есть оно вообще никому не будет подчиняться?

— Нет. Дело в том, что, когда начали согласовывать проект постановления правительства о создании этого учреждения, выяснилось, что работники такого учреждения не могут относиться к категории госслужащих. Возражения по этому поводу поступили от министерства имущественных отношений и министерства государственно-правового развития, которые указали, что раз сотрудники создаваемого учреждения по законодательству не являются госслужащими, то они не имеют права исполнять госфункции. А значит, не могут быть работниками аппарата минтруда и соцразвития. В связи с этим и было предложено сократить штат министерства.

К слову, я пока еще не могу окончательно утвердить своим приказом штатное расписание, так как тогда «за бортом» останутся 254 человека, работающих в окружных отделах управления соцзащиты. По идее, сейчас я их должен сократить. Но тогда некому будет работать с населением. Поэтому к настоящему времени подготовлен проект указа губернатора, и все проблемы, обозначенные ранее, будут разведены.

— Вы уже издали какие-нибудь свои приказы или распоряжения?

— Издал, но не много. Назначил руководителей департаментов и основных отделов министерства. Не одному же мне работать в аппарате.

— В нашем городе есть Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Омской области. Функции минтруда и соцразвития не будут пересекаться с функциями этого департамента?

— Мы, в отличие от департамента, будем заниматься, скажем так, вторичной занятостью населения и вопросами организации общественных работ, в том числе для школьников и студентов. В 2004 году на общественные работы планируется выделить 15,5 млн рублей.

Кроме того, теперь в ведении министерства находятся вопросы привлечения иностранной рабочей силы. Раньше этим занимались комитет по социальной политике Омской области и департамент занятости. Комитет собирал заявки от работодателей: кому и сколько требуется иностранных рабочих. Потом обобщенные заявки передавались в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Омской области, оттуда в территориальную миграционную службу и в Москву. Сейчас минтруда прорабатывает вопрос с ведомствами об упорядочении этой работы и обеспечении контроля на каждом этапе.

— Какая квота по иностранной рабочей силе установлена для Омской области на 2004 год?

— Полторы тысячи человек.

— Куда в основном набирают иностранцев?

— В строительство, сельское хозяйство и торговлю. Вообще, вникнув в вопросы привлечения иностранной рабочей силы, я увидел немало проблем. Во-первых, фактически никто не отслеживает, кому дали разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а кому нет. Во-вторых, не контролируется, сколько реально привлечено иностранцев. Поэтому подходы к этому вопросу необходимо менять. Уже сейчас готовятся соответствующие предложения для рассмотрения на одном из заседаний омского правительства.

Я считаю, что разрешения на въезд надо давать только тем специалистам, которые действительно востребованы. Например, взять «Матадор-Омскшину». На предприятии установлено импортное оборудование. И вполне возможно, что для его обслуживания требуются иностранные специалисты. Но в торговлю, строительство и сельское хозяйство иностранцев привлекать, как мне кажется, не следует. Ведь у нас своих безработных хватает. Особенно в селах.

— Кстати, вы уже бывали с рабочими поездками в районах области в качестве министра труда и соцразвития? Я имею в виду — сами, не в ходе поездок в составе областного правительства.

— Я объехал 12 районов. Самая большая проблема в селах — это, конечно, безработица. Поражает то, что у людей утеряна мотивация к труду. Они привыкли к иждивенчеству. Зачем куда-то устраиваться, если законодательство, в принципе, позволяет не работать? Можно получить субсидию, адресную помощь, пособие по безработице. Человек получит там и там по крохам и живет. Я считаю, что с такими иждивенцами необходимо бороться. Можно, например, таким способом. Пришел он к нам, а мы должны предоставить ему список профессий. Пусть выбирает. Мы готовы учить, стипендию платить, по завершении учебы устроить на работу. Но больше чтоб за адресной помощью не приходили. Сами должны зарабатывать себе на жизнь.

— К вопросу о занятости на селе. Еще до формирования омского правительства комитет по социальной политике совместно с муниципальными образованиями прорабатывал вопрос об организации сбора, переработки и реализации дикорастущей продукции населением области. Был разработан проект программы «О плане первоочередных мероприятий по организации заготовки дикорастущей лесной продукции в Омской области на 2004-2005 годы». Кто будет заниматься этой проблемой?

— Раньше вопросами сбора, заготовки, переработки и реализации натурального природного сырья занимались райпотребсоюзы. Реализовывали дикоросы не только на отечественные предприятия пищевой промышленности. Много дикоросов уходило на экспорт. Сейчас такая схема поломана. И я считаю, что теперь этим вопросом должны заниматься главы местного самоуправления. Причем в первую очередь — проблемами переработки сырья. Без этого никак. Ну, собрали грибы, ягоды, а дальше? Приедет частное лицо и скупит все по дешевке. Это невыгодно сборщикам. А в области ведь еще и дичь есть, и рыба. Надо заниматься переработкой. Север-то богатый.

Я, когда бываю в районах, удивляюсь инертному отношению людей к вопросам заготовки. Все равно же у сельчан есть личные подворья. А думать, как реализовать мясо, никто толком не хочет. В Усть-Ишиме вот нашелся смелый предприниматель. Колбасный цех открыл. Молодец. Закупает у населения мясо по 40-45 рублей, а не по 20, как скупщики из Тюмени. Колбаса очень вкусная, без всяких соевых добавок. Продукцию реализует на севере Омской области.

Конечно, у тех, кто имеет личное подворье, помимо проблем сбыта сырья есть и немало других проблем. Имея, например, пять коров, несколько свиней, огород, сельчанам просто некогда работать в сельхозпредприятиях. Но им не идет стаж, не начисляется пенсия, несмотря на то, что они готовы уплачивать социальный налог. Поэтому, как мне кажется, надо менять законодательство. Работа в личном подсобном хозяйстве должна как-то засчитываться, чтобы шел стаж. Сейчас этот вопрос прорабатываем.

— В настоящее время реформирование органов власти осуществляется не только в Омской области, но и в Москве: реорганизуется Правительство РФ. К какому федеральному министерству будет относиться минтруда Омской области?

— Поскольку два министерства РФ — Минтруда и социального развития и Министерство здравоохранения слились в одно — Министерство здравоохранения и социального развития, то мы и будем относиться к этому вновь созданному министерству.

— Как вы относитесь к реорганизации федерального правительства?

— Тормозится текущая работа. В феврале я ездил на итоговую коллегию Минтруда РФ. Только защитил областные целевые программы на 2004 год о профилактике безнадзорности, о социальной поддержке инвалидов, а тут раз — и отставка правительства. Сейчас звоню в Москву, а что толку. Ехать туда рано, так как структуры ведомственного министерства РФ только формируются. В результате полгода уже потеряли. Финансирование из Москвы идет только по федеральному закону о социальной защите ветеранов. А программы о соцподдержке инвалидов, о профилактике безнадзорности из федерального бюджета пока не поддерживаются.

— Для содержания домов престарелых, интернатов и так далее необходимо покупать оборудование, мебель, медикаменты, продукты питания. Каким образом осуществляются закупки: проводятся конкурсы или все приобретается у конкретных предприятий по договорам?

— Если сумма заказа на покупку того или иного товара превышает 200 тысяч рублей, то проводятся тендеры. Если не превышает, то с предприятиями напрямую заключаются договоры о поставке продукции.

Тендеры проводятся ежегодно. В конце ноября — начале декабря в СМИ размещаются объявления об условиях и дате проведения тендеров. Сами конкурсы проходят обычно в начале каждого года. Раньше этими вопросами занимались отдельно комитет по соцполитике и Главное управление социальной защиты населения. Теперь проблемы закупок будет решать минтруда и соцразвития.

— Какие предприятия чаще всего выигрывают конкурсы, например, на поставку продуктов питания?

— В основном корпорация «Омское продовольствие».

— Разве напрямую у сельхозтоваропроизводителей не выгоднее закупать продукты? У того же «Омского бекона»?

— Если выиграет тендер, то и с ним будем работать.

— А кто осуществлял поставку автомобилей «Ока», которые были подарены ветеранам Великой Отечественной войны в честь 59-летия Победы?

— Западно-Сибирский альянс. С ним мы работаем уже не первый год. Он традиционно выигрывает тендеры у тех же московских поставщиков. У Западно-Сибирского альянса самые низкие цены. В том числе на транспортировку автомобилей, так как у него свои автоперевозчики.

— Валерий Иванович, что входит в планы минтруда и соцразвития Омской области?

— Сейчас многие регионы переходят на персонифицированные счета получателей льгот и субсидий. Во-первых, это очень удобно. Во-вторых, — это более адресное, целевое использование бюджетных средств. К 26 мая я готовлю отчет на заседание правительства Омской области и хочу внести предложение о том, чтобы у нас тоже применялась такая практика. Четыре пилотных района мы уже определели. На них и отработаем эту схему.

Если все будет нормально, то с первого января 2005 года на такую схему переведем все районы области. А пока планируем до первого июля провести инвентаризацию получателей, чтобы уточнить базу данных. Это очень сложная работа. Но зато у нас будет единая централизованная база, ею удобно будет пользоваться. Попутно займемся социальными паспортами. С введением соцпаспортов виднее будет, какие проблемы стоят на первом месте, какие — на втором и так далее. Тогда и главам районов области, и нам будет проще заниматься решением этих проблем и определять приоритеты своей работы.

Готовим проект областной целевой программы о социальной поддержке неполных семей. Ведь у нас, к сожалению, таких семей очень много.

Кроме того, недавно я обратился с письменной просьбой в адрес первого заместителя председателя правительства Омской области о том, чтобы Центр профориентации, который относился к ведению комитета по соцполитике, не реорганизовывали. Более того, у меня есть идея: сохранив центр, сделать его учебной базой для профессиональной подготовки инвалидов, а также центром комплексной реабилитации инвалидов, чего у нас нет. В таком центре можно было бы, например, готовить специалистов по сурдопереводу. И даже создать диспетчерскую службу сурдопереводчиков. Это помогло бы решить проблемы многих глухих.

— Но ведь только обучить инвалидов какой-либо профессии — недостаточно. Их надо трудоустроить. А это довольно непросто, так как далеко не все предприятия принимают на работу инвалидов.

— В плане действий правительства Омской области на 2004 год — принятие закона о квотировании. В нем как раз и будут установлены квоты по приему инвалидов на предприятия той или иной сферы экономики. Если предприниматель или предприятие не будут соблюдать эти квоты, то к ним будут применяться штрафные санкции. За счет штрафов планируется создавать рабочие места для инвалидов.

— Но ведь многие предприятия, наверное, все равно не будут выполнять квоты. И что тогда, вводить огромные суммы штрафов?

— Закон готовится не для того, чтобы всех поголовно понудить принимать инвалидов на работу. Может, за счет штрафов удастся создать спецпредприятия для инвалидов. Они многое умеют делать. Такие предприятия существовали раньше, но в условиях рынка оказались неконкурентоспособными, потому что себестоимость их продукции все равно выше, чем у других. Я считаю, что выход из этой ситуации в том, чтобы предприятия инвалидов в обязательном порядке обеспечивались госзаказом. Для них должны быть определены приоритеты для участия в тендерах. Только так мы сможем поддержать людей с ограниченными физическими возможностями.

— Вы так много рассказали о своих идеях. Многие руководители предприятий и различных ведомств не любят говорить о планах, так как боятся сглазить.

— А чего тут бояться? Об идеях и планах надо говорить, обсуждать их. Я не хочу никому ничего навязывать. И у себя на приемах, и на заседаниях, и в селах, когда выезжаю, всегда высказываю свои идеи. Сельчане, например, нормально реагируют. Вообще, самое главное, как мне кажется, чтобы инициатива шла снизу. Люди — практики. Они на местах лучше знают проблемы. Они должны подсказывать, что нам делать, а не мы, чиновники, сидеть выдумать: «Давайте так или этак попробуем». А нужно это или нет, только потом выясняется. Должна быть обратная связь.

— Быть министром непросто: много проблем приходится решать, работать допоздна. Но вы все равно успеваете и в волейбол поиграть, и гантели покачать...

— К сожалению, систематически играть в волейбол уже не получается, тренировки нарушаю. Потому что, действительно, очень много времени уходит на работу. Тем более что штат еще не укомплектован. Работать приходится и допоздна, и в выходные. Но я без спорта уже не могу. Гантели качаю каждый вечер, придя после работы. Как говорят, Эмоции надо сжигать в мышечной работе.

А отдыхать люблю на природе: порыбачить, посидеть с удочкой. И с друзьями выезжаю, и с семей. Но сейчас уже редко. Я в отпуске не был уже три года. Думаю, что в этом году надо будет все-таки взять недели две, отдохнуть, набраться сил. Ведь в декабре предстоят выборы глав муниципальных образований. Работы будет много.

— Спасибо за интервью. Желаю вам успехов.

Валерий ШАМОВ

23 января 2004 года распоряжением правительства Омской области назначен министром труда и социального развития Омской области. 

Валерий Иванович родился 15 октября 1951 года в селе Новотроицком Нижнеомского района Омской области. После окончания школы в 1969 году работал в своем селе на строительном участке. В ноябре этого же года призван в армию. Служил в Забайкальском военном округе в войсках связи. Демобилизовавшись в 1971 году, устроился на радиозавод им. Попова, где работал регулировщиком радиоаппаратуры, слесарем-сборщиком, мастером участка, старшим мастером участка. В 1979 году поступил на заочное отделение Омского государственного института физкультуры на педагогический факультет, который окончил в 1984 году по специальности «Преподаватель физической культуры и спорта». В 1989 году избран председателем профкома радиозавода им. Попова. С 1993 года по август 1994-го — председатель Совета председателей профсоюзных комитетов работников радиоэлектронной промышленности. В августе 1994 года назначен на должность начальника финансово-хозяйственного отдела Федерации омских профсоюзов (ФОП). В 1995 году избран заместителем председателя Совета ФОП. 15 января 1997 года назначен начальником управления социальной защиты населения администрации Омской области. В 2002 году закончил заочное обучение в Омском государственном университете, получив специальность «Государственное муниципальное управление».

Женат. Две дочери, внучка.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.