Квазирынок по имени ФОРЭМ
ОЭС Сибири, как известно, пока не вошла в ценовую зону сектора оптовой торговли электроэнергией — так называемого рынка «5-15». Присоединение к оптовому рынку «5-15» ОЭС Сибири запланировано лишь на октябрь 2004 года. Пока же потребители пытаются выйти на регулируемый сектор оптового рынка — ФОРЭМ. В отличие от конкурентного рынка «5-15», где цены на электроэнергию формируются действительно по рыночным принципам (зависят от уровня спроса и предложения), тарифы на ФОРЭМ регулируются государством.
Причина горячего стремления крупных потребителей выйти на оптовый рынок — перекрестное субсидирование. Напомним, что сегодня тарифы для населения существенно занижены по сравнению с их объективным уровнем, а тарифы для промышленности, наоборот,существенно завышены. То есть предприятия частично финансируют население. Механизм такого перекрестного субсидирования государство сосредоточило в энергосистемах.
В оптовых тарифах перекрестное субсидирование не предусмотрено, что и подтолкнуло крупных потребителей к желанию выйти на ФОРЭМ. Причем во многих регионах России сложилась уже такая ситуация, что финансовая устойчивость местных энергосистем по указанной причине оказалась под угрозой (см. «КВ» от 12 мая 2004 года). У омской энергосистемы сегодня тоже сложились непростые взаимоотношения с рядом крупных потребителей.
Желание есть, нет возможности
По словам Сергея ПТИЦЫНА, сегодня с ФОРЭМ получает электроэнергию только одно омское предприятия — ОАО «Сибнефть-ОНПЗ». Да и то не полностью, а лишь 45% от необходимого объема. Со второго квартала 2004 года выйти на ФОРЭМ пытались еще две компании — ОАО «ЭТК» (энергоснабжение объектов МУП «Водоканал» с предполагаемым квартальным объемом потребления в 63 млн кВт/ч) и Транснефтьсервис (энергоснабжение объектов Транссибнефти). Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) отказала обеим компаниям в праве получать электроэнергию с оптового рынка. По словам Сергея ПТИЦЫНА, причина отказа — техническая неготовность коммерческих систем учета электрической энергии.
— Конечно, тарифы на ФОРЭМ сегодня более привлекательны, поскольку в наших тарифах заложены перекрестное субсидирование и более дорогая стоимость производства электрической энергии на омских теплоэлектроцентралях. Желание потребителей уменьшить свои затраты вполне естественно. Так же, как и наше желание не допустить выпадающих доходов энергосистемы, — рассказал корреспонденту «КВ» Сергей ПТИЦЫН. — Тем не менее это лишь субъективный фактор, который не является основным. Объективный фактор, который сдерживает выход на ФОРЭМ крупных потребителей, отсутствие у них систем автоматизированного коммерческого учета потребляемой электроэнергии (АСКУЭ).
Напомним, что единые требования, утвержденные «Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» к системам коммерческого учета для всех субъектов оптового рынка электроэнергии законодательно закреплены постановлением Правительства РФ № 643 от 24 октября 2003 года. Этим же постановлением определен порядок функционирования оптового рынка электроэнергии на переходный период, качественные и количественные характеристики потребителей-субъектов рынка, а также регламенты, по которым должны работать его участники. Главное условие — чтобы учет потребляемой электроэнергии и мощности производился в реальном времени, а информация об этом каждый час поступала к технологическому и коммерческому операторам оптового рынка (см. «КВ» от 11 февраля 2004 года).
Расчет на оптовом рынке ведется по двуставочному тарифу — потребители платят не только за энергию, но и за потребляемую мощность. Причем величина оплаты за мощность в тарифе составляет не меньше половины. Если, например, сегодня электроэнергия стоит на оптовом рынке порядка 16 копеек за 1 КВт/ч, то 1 МВт мощности в месяц обходится потребителям в 114 000 рублей (с 1 июля тариф возрастает до 121 000 рублей за МВт потребляемой мощности). Региональный же рынок до сих пор работает по одноставочному тарифу — все промышленные потребители, как и бытовые, платят за электрическую энергию по счетчикам, показания с которых снимаются один раз в месяц.
Кто будет платить?
Впрочем тема далеко не закрыта. Крупные омские предприятия от своих планов не отказываются. «ЭТК» и «Транснефтьсервис-С» подали заявки на включение их в баланс поставок с ФОРЭМ третьего квартала. Причем свою заявку компания «ЭТК» уже согласовала с РЭК. По словам Сергея ПТИЦЫНА, на третий квартал подал заявку СИБУР, через которого ОАО «Омскшина» планирует организацию поставок электроэнергии с ФОРЭМ.
В общем, пытаясь решить свои проблемы, самые крупные омские предприятия создают проблемы для остальных — для населения и для тех компаний, которые не имеют возможности выйти на оптовый и остаются на региональном рынке. Финансовая сторона этого вопроса выглядит примерно так. Если, например, Водоканал будут завтра получать электроэнергию с ФОРЭМ, то в бюджете АК «Омскэнерго», тарифы которого были утверждены на основе годового баланса без учета данных поставок, появится, соответственно, дыра. Если годовой объем потребления Водоканала равен примерно 250-270 млн кВт/ч, то в цифрах это получается около 50-60 млн рублей выпадающего дохода в год. Так как тарифы компании сформированы с учетом полезного отпуска электроэнергии Водоканалу от источников АК «Омскэнерго».
Поскольку выпадающие доходы энергосистемы от выхода потребителей на оптовый рынок должны компенсироваться в полном оъеме, единственный путь для РЭК — увеличить тарифы на электроэнергию на будущий период, в которых и будут учтены выпадающие доходы. То есть крупная компания минимизирует свои производственные затраты, фактически перекладывая проблемы перекрестного субсидирования на малый и средний бизнес, который будет вынужден платить за электроэнергию еще дороже. И чем больше предприятий будет выходить на ФОРЭМ, тем больше будут платить за электроэнергию оставшиеся потребители. Такая вот энергетическая арифметика.