Стрельба дуплетом
Как пояснила «КВ» юрисконсульт юридической корпорации «Омск» Светлана МЯСОЕДОВА, порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел закреплен сегодня тремя совместными инструкциями.
Инициатором проведения совместной выездной налоговой проверки, в соответствии с Приказом от 22.01.04 № 76/АС-3-06/37 могут быть только налоговые органы, при наличии достаточных на то оснований. В настоящий момент имеются четыре основания для привлечения правоохранительных органов к налоговой проверке:
— наличие у налоговых органов данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимость проверки имеющихся данных с участием специалистов-ревизоров или сотрудников оперативных подразделений;
— назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях налогового законодательства, полученных налоговыми органами от органов внутренних дел;
— необходимость привлечения сотрудников органов внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
— необходимость содействия должностным лицам налоговых органов при исполнении ими должностных обязанностей, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц.
Инициатива налоговых органов по привлечению к налоговой проверке органов внутренних дел оформляется запросом, в котором обязательно должны быть указаны факты, свидетельствующие о возможном налоговом правонарушении, также должно быть обоснование необходимости привлечения сотрудников милиции в качестве специалистов или с целью обеспечения мер безопасности для сотрудников налоговых органов.
Решение о совместной налоговой проверке оформляется постановлением. Проверяющие обязаны ознакомить с постановлением о налоговой проверке руководителя проверяемой организации, индивидуального предпринимателя или частное лицо. Проверяемый должен расписаться, что с постановлением ознакомлен. Проверяться могут лишь те налоги, которые указаны в постановлении о налоговой проверке. Уплата иных налогов и сборов проверяться не должна — для этого налоговый орган должен назначить еще одну налоговую проверку (с учетом требований Налогового кодекса).
Если в результате проверки установлены факты нарушения налогового законодательства, проверяющие обязаны принять меры по сбору доказательств. В установленном законом порядке производится копирование документов и файлов, истребование недостающих документов, выемка документов, в том числе электронных носителей информации, проведение встречных проверок, допросы свидетелей и другие необходимые действия.
Если в результате выездной налоговой проверки установлены факты нарушения налогового законодательства, содержащие признаки преступлении, то в десятидневный срок материалы направляются в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Для оперативности налоговики имеют право ознакомить сотрудников милиции с такими материалами еще до официальной передачи их в органы внутренних дел.
Врезка
Когда в ход идет тяжелая артиллерия
Согласно инструкции, определяющей порядок проведения проверок организаций и физических лиц сотрудниками подразделений органов внутренних дел от 16.03.2004г. №177, проверка может проводиться только при наличии у милиции достаточных данных, указывающих на нарушения налогового законодательства, содержащие признаки преступления. Уголовно наказуемыми считаются нарушения налогового законодательства, такие как (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ):
— непредставление налогоплательщиком — физическим лицом — налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ обязательно, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшее за собой неуплату налогов (сборов) в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающей 300 тысяч рублей;
— непредставление организацией-налогоплательщиком налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ обязательно, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшее за собой неуплату налогов (сборов) в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающей 1 500 тысяч рублей;
— неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов (сборов), подлежащих в соответствии с законодательством исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет, в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных, неперечисленных налогов превышает 10% подлежащих исчислению, удержанию и перечислению сумм налогов (сборов), либо превышающей 1 500 тысяч рублей;
— сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно было быть произведено взыскание недоимки по налогам (сборам), совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в размере, превышающем 250 тысяч рублей.
Информация о том, что совершено налоговое преступление, может появиться у правоохранительных органов из разных источников, в том числе оперативных. Также информацию могут представить налоговики, которые получили ее в ходе изучения финансовых документов во время выездной налоговой проверки.
Откройте, это налоговая милиция!
При назначении проверки органами внутренних дел должно выносится мотивированное постановление, которое подписывает уполномоченное должностное лицо.
Постановление о проведении проверки регистрируется в специальном журнале.
У проверки налогоплательщика правоохранительными органами, по словам Светланы МЯСОЕДОВОЙ, обязательно должно быть основание. Цель проверки обязательно должна быть отражена в постановлении. Правоохранительные органы не могут появиться на предприятии с абстрактной целью — просто что-либо проверить.
Также в постановлении должен быть зафиксирован и состав сотрудников, проводящих проверку. Если в ходе проверки состав сотрудников меняется, то должно быть вынесено еще одно постановление — о внесении дополнений в постановление о проведении проверки.
Сотрудники милиции обязаны под роспись ознакомить руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя с постановлением, а также разъяснить ему его права под роспись. Если руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель откажется расписываться в постановлении, сотрудники правоохранительных органов сделают об этом пометку.
Руководитель проверяемого предприятия или частный предприниматель имеют право присутствовать во время проведения проверки.
Началом проверки считается дата предъявления руководителю предприятия или индивидуальному предпринимателю постановления о проведении у него проверки. Окончанием — день подписания акта по результатам проверки. Срок проведения проверки жестко ограничен уголовно-процессуальным законодательством. Длительность документальной проверки или ревизии может при необходимости достигать 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ), однако такой срок может быть назначен только прокурором по ходатайству следователя или дознавателя. Общий срок рассмотрения сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении составляет от 3 до 10 суток.
Впрочем, как пояснила Светлана МЯСОЕДОВА, следует помнить, что доказательства, полученные с нарушением законодательства, не могут служить доказательствами по уголовному делу, т.к. признаются недопустимыми.
В ходе проверки допускается применение сотрудниками милиции технических средств (фото-, кино- и видеоаппаратуры, а так же других средств фиксации данных). Однако обратите внимание, чтобы в акте по результатам проверки было обязательно отражено использование технических средств, а полученные с их помощью данные прилагались к акту.
В ходе проверки сотрудники милиции имеют право (п. 25 ст. 11 ФЗ «О милиции»):
— осматривать производственные, складские, торговые и иные служебные помещения налогоплательщика, места хранения и использования имущества;
— осматривать транспортные средства, изучать документы на материальные ценности и денежные средства;
— временно изымать документы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
Правда, все эти действия сотрудников милиции, по словам Светланы МЯСОЕДОВОЙ, должны быть отражены в постановлении о проведении проверки. Если в постановлении о проверке они не перечислены — должно быть вынесено отдельное постановление об их проведении.
Верните документы в срок!
Чего раньше не было в принципе — жестко оговоренного срока, на который может изыматься финансовая документация налогоплательщика. Теперь, как пояснила Светлана МЯСОЕДОВА, сроки закреплены законодательно в п. 25 ст. 11 Закона «О милиции», в который недавно были внесены существенные изменения. Теперь временное изъятие финансовой документации для установления ее подлинности может производиться на срок не более 7 суток, и при этом у милиции должны быть основания предполагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены. В случае, когда изъятие финансовой документации приведет к приостановке деятельности организации, срок еще меньше — не более 48 часов.
Так же жестко оговорен срок, на который милиция имеет право опечатать кассы, помещения и места хранения документов, денег, товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, — не более 7 суток. И опять же, если действия правоохранительных органов приведут к приостановлению деятельности организации, — на срок не более 48 часов.
Любые осмотры производственных, торговых, складских и прочих служебных помещений милиция имеет право производить только в присутствии двух понятых. (Если у проверяемого лица есть сомнения в независимости понятых, оно имеет право потребовать приглашения других людей в качестве понятых).
Временное изъятие любой финансовой документации тоже должно производится в присутствии двух понятых и с обязательным составлением протоколов об изъятии и подробных описей. Все протоколы и описи изъятых документов должны составляться в нескольких экземплярах, и один экземпляр должен вручаться руководителю, индивидуальному предпринимателю или их представителям.
Если правоохранительные органы нарушили указанные сроки и это нарушение привело к материальному ущербу, то вопрос о возмещении причиненных убытков можно решить, обратившись с исковым заявлением в суд. Однако для этого вам необходимо будет предоставить доказательства причиненного ущерба.
Занавес опускается
Любая проверка рано или поздно заканчивается. И завершение ее может быть разным, но в любом случае, как говорит Светлана МЯСОЕДОВА, по результатам проверки составляется акт в трех экземплярах. Акт составляется и в том случае, если правонарушения в ходе проведения проверки не установлены. Акт подписывается всеми проверяющими. Один экземпляр акта должны вручить под роспись лицу, в отношении которого проводилась проверка. В случае отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта направляется в организацию или физическому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.
Если в результате проверки подтвердятся данные, указывающие на признаки преступления, то материалы проверки направляются для рассмотрения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ. При отсутствии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела принимается одно из следующих решений:
— о составлении протокола об административном правонарушении;
— о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства об административных правонарушениях;
— о передаче материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;
— о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства РФ.
— о принятом по результатам проверки решении в 3 дневный срок извещается организация или физическое лицо, в отношении которых проводилась проверка.
Если милиция нарушила ваши права
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если в ходе проверки сотрудники правоохранительных органов превысили свои полномочия или, например, затянули сроки и не вернули в срок изъятые документы, то у вас есть несколько вариантов отстаивать свои права.
Действия сотрудников налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел могут быть обжалованы в вышестоящие налоговые органы и в органы внутренних дел, а также в прокуратуру, как в орган, надзирающий за работой милиции, которая должна отреагировать на информацию о том, что сотрудники милиции превысили свои полномочия. Напомним, что сотрудников милиции можно привлечь к дисциплинарной и даже к уголовной ответственности.
Уголовная ответственность предусмотрена, в частности, за превышение сотрудниками милиции своих полномочий, повлекшее нарушение законных прав и интересов налогоплательщика. За использование служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из личной заинтересованности, а также за внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, опять же из корыстных целей (ст. 285, 286, 292 УК РФ).
Если вы считаете, что действия сотрудников правоохранительных органов были неправомерными, то доказать это можно в суде. Кстати сказать, обязанность доказывания законности оспариваемых действий должностных лиц органов внутренних дел будет в данном случае возлагаться на сами органы внутренних дел (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Срок обращения в суд с таким иском — не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Врезка
Полезные советы от Светланы МЯСОЕДОВОЙ
предпринимателю, к которому милиция пришли с проверкой
1. Милиция не имеет права проверять предприятие просто так, проверка должна быть обоснованной.
2. Поводом для проверки предприятия правоохранительными органами является наличие у них достаточной информации о том, что в вашей организации имеется налоговое правонарушение.
3. Не паникуйте раньше времени. Это всего лишь проверка, в ходе которой имеющаяся у правоохранительных органов информация может не подтвердиться.
Просто внимательно следите за ходом этой проверки, за действиями сотрудников правоохранительных органов и прежде, чем подписать любой документ, внимательно его прочитайте.
4. Не отказывайтесь подписывать протоколы. Наоборот, старайтесь зафиксировать в них свои конкретные замечания и возражения на действия сотрудников милиции. Пусть это будет хотя бы несколько слов о ваших замечаниях. Это поможет в дальнейшем, когда вам придется доказывать свою правоту в суде.
5. Фамилию проверяющего, имя, отчество, должность и номер его служебного удостоверения лучше записать. Пригодится в дальнейшем. Особенно если возникнет необходимость обжаловать в суде действия этого сотрудника милиции.
6. Помните, что доказательства, полученные с нарушением закона, не могут признаваться доказательствами по уголовному делу и быть положены в основу обвинения.
7. Вы не обязаны ходить в милицию, если вас не вызывают повесткой, в получении которой вы расписались. Телефонный звонок сотрудника милиции — еще не повод для того, чтобы бежать в милицию и давать там какие-либо пояснения.
Полномочия органов внутренних дел и налоговых органов
в сфере пресечения налоговых правонарушений
Налоговые органы
Сфера деятельности — контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами налогового законодательства.
Налоговые органы имеют право (п. 1 ст. 31 НК РФ):
— требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
— проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
— производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, при проведении налоговых проверок в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
— вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов или в связи с налоговой проверкой;
— осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
— взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
— предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения налогового законодательства;
— возбуждать дела об административных правонарушениях за нарушение налогового законодательства.
Органы внутренних дел
Сфера деятельности — предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, в том числе налоговых преступлений, которые предусмотрены статьями УК РФ.
Сотрудники милиции не вправе проводить какие-либо проверки юридических и физических лиц по соблюдению ими налогового законодательства, если у них нет достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, связанного с нарушением налогового законодательства (п. 35 ст. 11 ФЗ «О милиции»).