Все рубрики
В Омске воскресенье, 8 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 89,8225    € 99,7156

БУДЕМ МИТИНГОВАТЬ, ПОКА НЕ НАДОЕСТ

21 июля 2004 11:29
0
1426

Проведение публичных мероприятий прежде регулировалось указом Президиума Верховного Совета СССР 1988 года и указом президента 1992 года. Новый законопроект был предложен на обсуждение нижней палаты Госдумы Правительством России. Чтобы он вступил в силу, его должна была одобрить в трех чтениях Дума, затем Совет Федерации, а после подписать президент. 31 марта 2004 года Госдума приняла новую редакцию предложенного правительствои закона «О собраниях... », который запретил проводить массовые акции около резиденций государственной власти и иностранных посольств, а также около опасных объектов. Документ, поддержанный 294 голосами при 137 против, ввел уведомительный характер манифестаций взамен разрешительного. Однако правозащитники посчитали, что принятый законопроект превратит конституционное право на митинги в фикцию: чиновники получили бы легальную возможность запрещать проведение любых массовых акций, кроме небольших пикетов вдали от официальных резиденций органов власти

Владимир ПУТИН поправил слишком ретивое Федеральное собрание, и уже 8 июня Совет Федерации одобрил новый вариант закона о митингах, принятый Госдумой. После внесения в него поправок, которых добивались демократические силы, он приобрел вполне приемлемый характер.

Кто может организовать публичное мероприятие? Согласно новому закону организовать демонстрацию, шествие или пикетирование могут один или несколько российских граждан, достигших возраста 18 лет (для организации митинга или собрания их организаторам достаточно 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения или их региональные отделения. По вполне понятным причинам это запрещено лицам, признанным судом недееспособными или содержащимся в местах лишения свободы, а также запрещенным или ликвидированным партиям и объединениям. Согласно пока действующему в Омске постановлению мэра от 15.09.2001 г. № 446-п «Об утверждении положения о комиссии по предварительному рассмотрению заявлений о проведении собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов», граждане, прежде чем заняться организацией всех этих публичных акций, должны были достичь 18 лет.

Согласно новому закону «О собраниях...», организаторы любой публичной акции будут обязаны указать: «формы и методы гарантированного обеспечения организатором (организаторами) общественного порядка, организации медицинской помощи, использование звукоусиливающей аппаратуры при проведении публичного мероприятия». Это означает, что если трое пикетчиков не смогут удовлетворительно доказать чиновнику, что располагают дружиной для поддержания порядка, то акцию им провести не удастся.
Когда подавать уведомление? Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) должно подаваться его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Согласно омскому постановлению №446-п, заявление о проведении любой акции следовало подавать «не позднее чем за десять дней до намеченной даты). По словам чиновника омской мэрии, пожелавшего остаться неизвестным, „коммунисты очень тщательно относятся к юридическим тонкостям, подавая заявку за месяц“.

Новый закон гласит, что при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Уведомительный принцип и здесь соблюден, однако ясно, что стихийные народные волеизъявления нынешними порядками не предусмотрены.
Новый закон также уточнил, что „порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Федерации“. В Омской области, к слову сказать, еще 01.09.1997 года Омским горсоветом было принято решение внесении в Законодательное собрание проекта областного Закона „О порядке уведомления администрации муниципального образования о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах на территории Омской области“. Однако закон этот света так и не увидел.

Где проводить? Согласно новому закону, „в любых пригодных... местах в случае, если его проведение не создаст угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного мероприятия. Запрещено проводить публичные мероприятия:
1) на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам или к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) на путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольнных линий электропередачи; 3) на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) в пограничных зонах, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

В Омске еще 19 ноября 1999 года в постановлении главы городского самоуправления были определены в качестве “постоянных мест проведения митингов, демонстраций, пикетирования площади: у спортивно-концертного комплекса „Иртыш“ (левая сторона); им. В.И.Ленина; у входа на центральную аллею Парка Победы (от автобусной остановки „парк Победы“); у входа на стадион „Красная Звезда“ по ул. 20 лет РККА; у центрального входа в ДК „Химик“; у памятной стелы на бульваре Победы; КСК „Зеленый Остров“; площадь праздников пос. Амурский (ул. 21-я Амурская, 20б)». Здесь же было аккуратно записано, что «митинги, демонстрации, пикетирование могут проводиться в иных местах, если заявленное количество их участников не превышает 100 человек и не связано с перекрытием движения транспорта, возникновением опасности для жизни и здоровья участников массовых мероприятий, нарушением прав и свобод других граждан города». Однако уже 01.02.2002 г. постановление это было подредактировано: абзац «о ста человеках» исключен вовсе, а при рассмотрении комиссии по рассмотрению заявлений было предписано «при необходимости» предлагать обратившимся ранее перечисленные места митингования. Вопрос так и оставался открытым, поскольку, что собой представляет названная «необходимость», никто толком нигде не разъяснял.

Когда проводить? Новый закон гласит, что «публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Что должна делать власть? Во-первых, документально подтвердить сам факт получения уведомления; во-вторых, довести до сведения организаторов в течение трех дней (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней — в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения мероприятия; в-третьих, назначить своего уполномоченного представителя; в-четвертых, довести до сведения организатора информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения); в-пятых, обеспечить вместе с организаторами общественный порядок и безопасность граждан; в-шестых, информировать о причинах акций те органы, вопросы которым народом и задаются.

Что может помешать? Понятное дело, что манифестировать на площади праздников омичам вряд ли будет очень уж интересно. Народ власть не слишком любит, но высказываться хочет ей в лицо. У власти же и по новому закону всегда есть основания прекратить действо. Например, если наблюдается „создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц“. Иными словами, потоптанная трава у здания Законодательного собрания вполне может повлечь за собой прекращение пикета.
Что в итоге? Весьма вероятно, что наиболее толковое следствие нового закона „О собраниях...“ заложено в пункте 2 статьи 18, где говорится:

»Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством РФ, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия".

Весь вопрос в том, когда сообщить, на этот вопрос закон ответа не дает. А жаль.

Елена МИХАЙЛОВА 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.