Экспедиция на Южный полюс под руководством Артура ЧИЛИНГАРОВА состоялась в январе 2004 года. 14 ее членов вылетели с окраины Антарктиды на Ан-3Т и без пересадки за 4,5 часа добрались до полюса. Обратно вылететь им не удалось — двигатель не завелся из-за разреженного воздуха, соответствующего четырем тысячам метров высоты над уровнем моря. Самолет был оставлен на ледяном материке возле американской станции «Амундсен-Скотт».
Спустя два года — в январе 2004-го — в Антарктиде побывали заместитель начальника летно-испытательной лаборатории ПО «Полет» Владимир БОЛЬНЫХ и ведущий инженер-испытатель завода Александр ЦЕЛЬКО. Они тщательно обследовали самолет и слили из баков топливо — таково было требование американских полярников, ссылавшихся на соответствующее экологическое законодательство. У «Полета» были намерения распилить «кукурузник» на части и вывезти с ледяного материка. Приезд в Омск Артура ЧИЛИНГАРОВА эти планы изменил. Он предложил вылететь с полюса своим ходом. Возможность такого варианта и обсуждалась 6 сентября на «Полете». Авиастроители вместе с коллегами из ПО им. Баранова, разработавшими двигатель для Ан-3, согласились с такой возможностью. В конце 2004-го — начале 2005-го экспедиция должна будет высадиться на краю Антарктиды, а оттуда двинуться к полюсу на вездеходах. Пройдя около 1 200 км по снежно-ледяной целине, авиастроители рассчитывают заменить двигатель самолета на новый, обновить некоторые узлы и вылететь оттуда.
Финансировать все это будут заграничные спонсоры — друзья ЧИЛИНГАРОВА. Они же войдут в состав экспедиции. Так что она будет не совсем российской. Как, впрочем, и предыдущая в январе 2002 года. В составе 14 тогдашних ее членов были и иностранцы, которые потом вылетели с полюса на туристическом американском самолете. Россиянам же пришлось улететь в Австралию на транспортном «Геркулесе» да еще заплатить за эвакуацию 40 тысяч долларов, которые по словам ЧИЛИНГАРОВА, они выиграли в казино.
Но главная цель экспедиции отнюдь не утилитарная — вывезти самолет. Поставлена задача: привлечь к Ан-3 внимание россиян, прежде всего возможных заказчиков, «пробудить интерес к этой машине, напомнить о том, что российская авиапромышленность живет, существует, работает и способна создавать как новые летные машины, так и модернизировать старые». Так пояснил на пресс-конференции губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ и продолжил: «Если бы аналогичная машина такого же класса, но американского производства с американским двигателем долетела бы до Южного полюса, да что там — даже всего-то до Северного, то все мировые СМИ (и прежде всего в США) захлебнулись бы от восторга, превознося достоинства американской техники и мужество американского экипажа... А вот у нас в России — не так. Мы настолько привыкли к самоуничижению, что готовы принизить даже то, что должно быть предметом нашей национальной гордости». Поэтому возвращение Ан-3 важно с точки зрения возвращения веры в собственные силы и возможности: «Прилетели на полюс сами и улетим сами».
ЧИЛИНГАРОВ поддержал губернатора в стремлении утереть нос американцам и предложил принять участие в экспедиции. На что Леонид Константинович отозвался: «Что ж, может, это и не самый плохой вариант — пропасть в одной из ледяных трещин Антарктиды».