Беззащитные
Однако практика показывает, что ни законодательство, ни предлагаемые юридическими фирмами типовые уставы не защищают учредителя от возможного недобросовестного поведения со стороны других владельцев фирмы или директора. Сохранность вложений в бизнес не обеспечена. Это является препятствием для инвестиций в малый и средний бизнес, о необходимости которых так много сказано.
Нельзя сказать, что законодатель не пытался защитить права участников. Очевидно, с этой целью к компетенции общего собрания участников отнесено принятие решений по таким вопросам, как совершение крупных сделок; совершение сделок, связанных с заинтересованностью; смена руководителя организации; а также назначение аудиторской проверки. Кроме того, в соответствии с законодательством участники вправе извлечь деньги из бизнеса при выходе или продаже своей доли или акций.
Впрочем на практике все оказывается далеко не так радужно. И если кто-либо из партнеров захочет оставить вас без денег, помешать ему будет весьма проблематично. Рассмотрим возможные варианты «кидалова» по порядку.
Крупные сделки
По закону размер крупной сделки составляет более 25% активов общества. При этом берутся не чистые активы, а весь баланс организации. Однако искусственно «раздуть» размер активов при наличии некоторых познаний в сфере юриспруденции и бухгалтерского учета не представляется сложным. Есть множество вполне законных способов сделать это. Таким образом, директор имеет полное право распродавать все имущество общества, не спрашивая согласия у его владельцев.
Можно и не прибегать к «раздуванию» активов. Руководитель предприятия может продать своим ставленникам лишь, допустим, часть основных средств, в пределах 25 % активов, но ту их часть, без которой нормальная деятельность организации станет невозможной. Следует также отметить, что при отнесении этой сделки по отчуждению имущества к крупным учитывается не рыночная, а балансовая его стоимость, которая, как правило, значительно меньше реальной, что облегчает задачу для недобросовестного директора.
Сделки, связанные с заинтересованностью
К таким сделкам относятся те, в которых контрагентом общества выступает физическое лицо, имеющее родственников среди руководства или основных участников общества, или организация, руководство которой, его владельцы или она сама связаны с руководством или участником общества. Однако заинтересованность в совершении сделки определяется на момент заключения договора. Таким образом, после этого руководство и (или) состав участников организации могут совершенно измениться.
Кроме того, контрагентом по сделке может выступать акционерное общество, выяснить владельцев которого вообще довольно проблематично, поскольку сделки с акциями не подлежат государственной регистрации. В течение короткого времени состав акционеров может поменяться многократно.
Следует отметить, что права акционера в акционерном обществе защищены еще гораздо меньше, чем права участника общества с ограниченной ответственностью. Например, известно, что повторное собрание акционеров правомочно, если на нем присутствуют владельцы 30% голосующих акций общества. При этом решение принимаются большинством голосов от числа присутствующих, а не от общего числа голосов участников, как в обществе с ограниченной ответственностью.
Таким образом, ничто не мешает руководителю акционерного общества дважды отправить акционерам по почте вместо уведомлений о первоначальном и повторном собраниях конверты с чистыми листами внутри, а затем провести собрание с участием только дружественных ему акционеров, владеющих 30 % акций, и принять на нем любое решение — в том числе о совершении крупных сделок и сделок, связанных с заинтересованностью.
Бывали случаи, когда по решению такого «общего» собрания было продано все имущество фирмы — десятки объектов недвижимости общей стоимостью сотни миллионов рублей. Защита же прав добросовестного приобретателя, по поводу реального внедрения которой в судебную практику так радовалось недавно все «прогрессивное человечество», делает невозможной возврат имущества обществу в случае его двойной или многократной перепродажи.
Смена директора
Сменить директора бывает трудно, даже обладая контрольным пакетом акций или долей в уставном капитале. Дело в том, что общее собрание участников, на котором может быть принято решение о смене директора, собирается директором общества. Владельцы компании могут начать процедуру созыва собрания лишь в том случае, если руководитель организации не созывает собрание по их требованию в определенный, довольно долгий, срок.
Таким образом, процедура созыва собрания, осуществляемая вопреки воле директора, занимает насколько месяцев, в течение которых директор может причинить интересам владельцев компании существенный вред. Кроме того, директор может и собрать общее собрание, но сделать это с нарушением закона, что впоследствии станет основанием для признания принятых на нем решений недействительными по иску дружественного директору участника общества.
В нашей практике был случай, когда руководитель предприятия узнал, что учредители собираются его уволить. Накануне собрания акционеров, где должно было быть принято такое решение, он продал подконтрольному ему лицу часть производственного здания, оставлявшего все основные средства общества. Здание представляло собой единый технологический комплекс и без проданных помещений никакой ценности не имело.
Выход участника из общества
Увы, не защищены права участника и при выходе из общества. Дело в том, что все права участник утрачивает с момента подачи заявления о выходе, а стоимость его доли должна быть ему выплачена в течение 6 месяцев по окончании финансового года, в котором подано такое заявление. Если вы подадите заявление о выходе сейчас, то стоимость своей доли получите, в лучшем случае, 1 июля 2005 года. При этом вам выплачивается «действительная» стоимость доли, которая определяется на основании баланса на 1 января года, следующего за выходом участника.
Поскольку с момента подачи заявления вы уже не участник, общее собрание участников вправе без вас принять решение о любых сделках по поводу имущества из организации, в том числе и крупных, и связанных с заинтересованностью. А оспорить эти решения вы не сможете вообще, так как такое право предоставлено законом только участникам общества. В результате будьте, уверены, и 1 января следующего года баланс станет убыточным. Ведь известно, что прибыль и убыток — это плод фантазии бухгалтера. Соответственно, стоимость вашей доли станет отрицательный.
В обществе с ограниченной ответственностью продажа доли в уставном капитале на практике невозможна без согласия всех других участников. В законодательстве имеется противоречие: с одной стороны, права участника переходят покупателю с момента заключения договора уступки доли и уведомления об этом общества, с другой стороны, изменения в учредительный договор, касающиеся изменения состава участников, вносятся по единоличному решению всех участников и вступают в силу с момента их государственной регистрации. Соответственно, ни один разумный человек не купит у вас долю в уставном капитале, если вы не получите на это разрешение всех владельцев организации.