Все рубрики
В Омске понедельник, 13 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,8239    € 98,9461

Рита ФОМИНА, "Придешь усталая с работы, а тут стреляют"

29 ноября 2004 13:18
0
1416

— Рита Францевна, какие функции возложены на ваше управление?

— Функции органов Федерального казначейства условно можно разделить на два направления. Во-первых, мы занимаемся распределением доходов между всеми уровнями бюджетной системы. На наш счет поступают все доходы, собираемые на территории Омской области, которые ежедневно, в соответствии с установленными законодательством нормативами, зачисляются в Федеральный, областной и районные бюджеты.
Во-вторых, органы федерального казначейства осуществляют финансирование федеральных бюджетополучателей, то есть территориальных организаций различных федеральных структур и ведомств: вузов, училищ, правоохранительных органов и так далее. Все операции, как по средствам федерального бюджета, так и по внебюджетной деятельности, осуществляются на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства. В данном случае функции казначейства аналогичны банковским.

Кроме того, с 2000 года управление по соглашению с областной администрацией частично исполняет бюджет субъекта Федерации по расходам, предусмотренным для нашей области в федеральном бюджете. Это относится к субсидиям, субвенциям, дотациям. Деньги поступают в адрес субъекта Федерации на счет Управления Федерального казначейства. Минфин области, в свою очередь, распределяет их, и поручает нам довести средства до областных бюджетополучателей через территориальные подразделения нашего управления.

Есть у нас еще и контрольные функции. На стадии платежа осуществляем текущий контроль расходных документов на соответствие сметным назначениям. Иногда по согласованию с Контрольно-ревизионным управлением проводим проверки целевого использования средств федерального бюджета. Вообще, данная функция является прерогативой территориальных органов КРУ. Мы же по результатам их проверок применяем финансовые санкции к нарушителям бюджетного законодательства. Нередко нам приходится представлять в судах интересы казны Российской Федерации.

— Сколько в Омской области организаций, финансируемых из федерального бюджета?

— В настоящее время у нас их 802. Но благодаря административной реформе, затрагивающей и межбюджетные отношения, их количество постоянно меняется. Как следствие одни организации ликвидируются, другие создаются или переходят на финансирование из федерального бюджета на областной и наоборот. Например, с 2005 года федеральный бюджет уже не будет финансировать профтехучилища, ветеринарные службы, поэтому число получателей средств федерального бюджета сократится.

— В каких банках размещены счета органов Федерального казначейства в Омской области?

— В отделениях Центрального банка РФ. При их отсутствии — в подразделениях Сбербанка.

— Вы упомянули о проверках целевого использования средств бюджетополучателями. Какие еще контрольные функции реализуют органы Федерального казначейства?

— Проверки деятельности коммерческих банков по вопросу своевременности зачисления бюджетных средств на счета бюджетополучателей. Это очень действенный контроль. Благодаря нашим проверкам банки стали своевременно, без задержки зачислять бюджетные средства на счета получателей.

Если говорить о фактах нецелевого использования средств, то они, конечно, есть. Так, при переходе на обслуживание в органы Федерального казначейства были обнаружены нарушения бюджетного законодательства в силовых структурах. Ведь им пришлось форсировать освоение бюджетной классификации, новой формы бухгалтерского учета. Бюджетополучатели не понимали нашу роль в бюджетном процессе. Считали, что мы ко всему придираемся, хотя целью нашей контрольной работы, является в первую очередь разъяснительная работа. В данном направлении органами казначейства была проделана кропотливая работа, что не прошло даром. Количество нарушений сократилось. Получатели средств осознали преимущества казначейской системы исполнения бюджета, и сейчас уже в основном мы слышим слова благодарности.

— Насколько своевременно федеральный бюджет доводит средства до бюджетополучателей?

— Неверное, еще все помнят кризис неплатежей. Но все это уже в прошлом. С 2000 года финансирование доводится регулярно. И что касается зарплаты, то могу заверить: ежемесячно, в установленные сроки зарплата перечисляется всем бюджетополучателям. Стабилизировалась ситуация и со средствами на коммунальные платежи. Сейчас бюджетополучателям уже нет необходимости, во избежание образования задолженности, авансировать коммуналку.

— Весной 2004 года началось реформирование органов государственной власти РФ, а затем и реформирование бюджетного процесса. Все это уже коснулось органов Федерального казначейства?

— Безусловно. Если сейчас Федеральное казначейство является структурным подразделением Минфина РФ, то с первого января 2005 года оно будет входить в состав Минфина РФ как отдельное ведомство, подобно Федеральной налоговой службе.

В рамках реформирования бюджетного процесса мы постепенно внедряем электронный документооборот между нашим управлением и бюджетополучателями. Процесс, конечно, сложный, но представьте себе, насколько данный подход облегчит деятельность учреждений.

Еще одно новшество касается перечисления средств бюджетополучателям. В этом году, летом, вышло постановление Правительства РФ, ужесточающее этот процесс. Речь идет о возникновении у бюджетополучателей долгов по финансированию тех или иных статей. В основном задолженность возникала у правоохранительных органов по выплатам участникам боевых действий. Подобная ситуация приводила к судебным разбирательствам и, как следствие, возникновению исполнительных листов по взысканию задолженности. И если раньше исполнительные листы оплачивались бюджетополучателями, по сути, в добровольном порядке, то теперь порядок реализации исполнительных листов через органы Федерального казначейства существенно изменился. Если в течение двух месяцев со дня поступления исполнительных листов в органы Федерального казначейства бюджетополучатели не выполнят требования, содержащиеся в таких листах, то органы казначейства вправе приостановить операции по перечислению средств бюджетополучателям.

— Но ведь не бюджетополучатели виноваты в том, что Москва не перечислила им средства?

— Люди работают, и они должны получать за это деньги. Конечно, бюджетные учреждения не виноваты, что им не перечисляют средства. Но все-таки теперь, с выходом этого постановления руководители предприятий стали гораздо активнее решать проблемы финансирования, а не ждать, когда им наконец-то дадут денег.

— С 2006 года субъекты Федерации должны перейти на исполнение бюджетов через органы Федерального казначейства?

— По закону действительно, начиная с 1 января 2006 года, кассовое обслуживание исполнения бюджетов должно осуществляться органами Федерального казначейства. Но вместе с тем, при условии финансового обеспечения таких полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ, функция исполнения бюджета может быть передана исполнительным органам власти субъекта Федерации.

— То есть, если Омское правительство сможет за счет средств областного бюджета финансировать расходы по казначейскому исполнению бюджета?

— Да. Но для этого им необходимо согласовать этот вопрос с Федерацией. Вообще, казначейская система довольно затратная, и необходимость создания собственной структуры при наличии существующей федеральной конечно должна быть обоснована.

— Уже известно, как этот вопрос будет решаться в Омской области? С одной стороны, области выгоднее перейти на Федеральное казначейство, так как у областного правительства тогда будет меньше затрат. С другой стороны, по большому счету уже не оно, а Управление Федерального казначейства по Омской области будет заниматься кассовым исполнением бюджета.

— С министром финансов Омской области Натальей ФРОЛОВОЙ мы обсуждали этот вопрос. Существует несколько моделей взаимодействия федеральной и региональной исполнительной власти при исполнении областного бюджета. Первая — классическая, когда органы Федерального казначейства будут полностью исполнять областной бюджет в рамках законодательства субъекта РФ. Со своей стороны мы готовы приступить к этому хоть завтра. Вторая — смешанная, когда создается региональное казначейство, которое осуществляет предварительный контроль за расходными платежами, а органы Федерального казначейства выступают просто как банки.

Субъект решил, что он должен создать свое казначейство. Это их право, и мы не можем, да и не хотим препятствовать этому процессу. В конце концов, мы все делаем одно общее дело и должны прежде всего сотрудничать. Таким образом, судя по всему, именно вторая форма исполнения бюджета будет в Омской области.


— А как предпочитаете проводить свободное от работы время?

— Просто отдыхаю. У меня нет дачи, на которой надо работать. Стараюсь совмещать приятное с полезным: отпуска проводить в санаториях. Дальние поездки, например за границу, не для меня. Во-первых, есть где отдохнуть и у нас. Во-вторых, зарплата госслужащего вряд ли позволит организовать достойный отдых за рубежом. Вообще, активный отдых — походы за грибами, пикники я не люблю. Хотя занятия спортом не игнорирую. С удовольствием посещаю бассейн. Хожу в театры и кино. Вечерами смотрю телевизор. Как правило, информационно-публицистические передачи. Очень импонируют «Времена» Владимира ПОЗНЕРА. Бывает, иногда смотрю и сериалы, но преимущественно с историческим уклоном. Вообще, наши сериалы, где различные боевые действия, мне не нравятся. Придешь усталая с работы, а тут стреляют. Морально тяжело на это смотреть. Душа просит лирики.

Рита ФОМИНА

25 апреля 2003 года назначена руководителем Управления Федерального казначейства по Омской области

Рита Францевна родилась 11 сентября 1952 года в селе Старая Шараповка Марьяновского района Омской области. В 1968 году переехала с родителями в Киргизию. В 1974 году окончила Киргизский государственный университет по специальности «финансы и кредит» и устроилась в Минфин Киргизской ССР, где работала экономистом, старшим экономистом. В 1993 году, после того как министерство было реорганизовано в Министерство экономики и финансов Республики Кыргызстан, занимала должность заместителя начальника управления этого министерства.

В декабре 1993 года переехала в Омск. Один месяц проработала главным специалистом отдела доходов Областного финансового управления администрации Омской области. В январе 1994 года перешла в Управление федерального казначейства по Омской области. Работала начальником отдела прогнозирования доходов федерального бюджета, заместителем начальника управления, а затем возглавила это управление.

Имеет звание «Заслуженный экономист РФ».

Замужем.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.