Группа компаний «Росгосстрах» включает в себя ОАО «Росгосстрах», 3 крупных региональных и 7 межрегиональных страховых компаний. Совокупный уставный капитал группы компаний составляет 3 млрд рублей. Доля Росгосстраха на рынке обязательного автострахования составляет около 40%. Всего с момента введения закона об ОСАГО в компании было заключено более 15 млн договоров, из них более 170 000 — в Омской области.
Несмотря на то, что в законе об ОСАГО много недоработок и белых пятен, сегодня уже можно смело утверждать, что закон работает. В целом по стране свою ответственность застраховали 76,6% водителей. В крупных городах эта цифра достигает 93%.
Общий объем сборов по ОСАГО за первый год действия закона превысил 48 млрд рублей. При этом убыточность по уже завершенным договорам страхования составила в среднем порядка 80%. Другими словами, на каждые сто рублей сборов страховщики произвели восемьдесят рублей выплат. Если к этому добавить 23% от сборов, необходимых на оформление полиса и ведение договора, выходит, что большинство страховщиков не только не имеют прибыли, но и работают себе в убыток.
Впрочем, по словам директора омского филиала компании «Росгосстрах» Станислава ХОМЯКОВА, такая простая арифметика наглядной картины дел на рынке автострахования не дает. Поскольку страховщики зарабатывают не на сборе денег за полисы, а на инвестировании собранных средств. Таким образом, прибыль, полученная от автогражданки, может превышать те 5%, которые страховщики по закону могут иметь с продажи каждого полиса. Те же деньги, которые поступают по новым договорам, практически полностью идут на выплаты по договорам текущим.
К тому же соотношение сборов и выплат существенно зависит от времени года. Больше всего выплат приходится на июль-август, в то время как основную часть сборов страховщики получают в декабре-январе. Поскольку о прибыльности или убыточности можно говорить только по тем договорам, срок действия которых уже истек, в распоряжении страховщиков имеется статистика лишь за полгода — с июля по декабрь. То есть как раз за то время, когда выплат было гораздо больше, чем сборов.
Какие-то предварительные выводы о том, насколько выгодна автогражданка страховщикам, можно будет сделать не раньше июля. А для того чтобы утверждать что-то однозначно, и вовсе потребуется еще два-три года. Именно за это время, по мнению Станислава ХОМЯКОВА, с рынка уйдут случайные игроки, для которых автогражданка лишь легкий способ собрать деньги, не выполняя при этом никаких обязательств.
Андрей ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ