Как заметил директор проектно-изыскательского института «Омскжелдорпроект» — филиала ОАО «РЖД» Юзеф МОСЕНКИС, реальное положение Привокзальной площади всем известно: «Как заметил губернатор, это „большая стоянка“. Сейчас общая площадь привокзальной территории — 2,2 га. А требуется, по словам г-на МОСЕНКИСА, в два раза больше. В связи с этим на обсуждение совета вынесли проект реконструкции и застройки не только площади, прилегающей к зданию главного вокзала, а более широкой территории: от железнодорожного почтамта до ДК им Лобкова и ДК „Красной гвардии“. Работы по изменению облика этой территории планируется выполнить в три этапа в течение десяти лет. Ориентировочная стоимость работ — 20,5 млрд рублей.
Первый этап (2005-2007 годы) — проведение подготовительных мероприятий. В частности, снос старых зданий и сооружений, реконструкция зданий железнодорожного почтамта, вокзала, зонирование Привокзальной площади с разделением транспортных и пешеходных потоков, организация площадок посадки-высадки пассажиров общественного транспорта в районе улицы Труда. Кроме того, намечено проектирование гостиничного и подземного торгового комплексов.
На втором этапе (2008-2010 годы) предполагается строительство площадок отстоя общественного транспорта в районе улицы Труда, торгового и гостиничного комплексов, транспортных магистралей. На третьем этапе — станции метрополитена, которая будет увязана с подземным комплексом вокзала, перепрофилирование и реконструкция здания школы № 13, жилых и общественных зданий по проспекту Маркса, улице Лобкова, реконструкция либо снос здания бывшего управления железной дороги.
Однако, как рассказал директор Омскжелдопроекта, у начальника ЗСЖД Александра ЦЕЛЬКО состоялось совещание, где как раз обсуждался вопрос реконструкции вокзала. В нем приняли участие представители двух институтов — Омскжелдорпроекта и Сибжелдорпроекта (выполнял проект строительства Красноярского вокзала — ред.). Александр ЦЕЛЬКО, по словам МОСЕНКИСА, на разработку проектных предложений дал институтам три недели — до 27 декабря. „Очень жаль будет, если омский вокзал будет построят по чужому проекту“.
Главный архитектор города Альберт КАРИМОВ более детально, чем Юзеф МОСЕНКИС рассказал, что предполагает реконструкция. В частности, о создании единого транспортного пространства площади, расширении улиц Лобкова, Труда, Шаумяна, о строительстве автовокзала, с которого будут отправляться автобусы в южном направлении. Кроме того, заметил, что в рамках программы подразумевается серьезная реконструкция Ленинского рынка.
Мы также приняли решение разместить подземный торговый комплекс, — заметил Альберт КАРИМОВ, опровергнув информацию о том, что „к нам приезжает какой-то московский инвестор“. „Это неправильно. Мы договорились с главным архитектором Москвы, что он проведет консультацию, чтобы не допускать тех ошибок, которые были допущены при строительстве манежа в Москве“, — заявил главный архитектор города.
Подводя итоги, Леонид ПОЛЕЖАЕВ заметил, что для решения проблемы надо привлечь лучшие градостроительные силы. „Мы немедленно приступаем к реконструкции вокзала“. Обращаясь к мэру, он потребовал, чтобы все городские структуры, которые будут задействованы в реализации программы, безволокитно, своевременно выполняли работу, в том числе согласование необходимой документации. Объем работ на 2005 год, включая окончательные работы по метромосту, как заявил глава области, составит 2,5 млрд рублей. Финансирование будет вестись из областного бюджета и, что касается здания вокзала, с привлечением средств ЗСЖД (50% область, 50% — ЗСЖД — ред). „Это серьезные вложения в градостроительную программу города Омска, и мне хотелось бы, чтобы здесь мы нашли серьезную, практическую поддержку. Чтобы не существовал какой-то синдром ревности. Не важно кто делает, главное — что делается все это для города“, — констатировал губернатор.