Государство решило переложить все бремя оплаты коммунальных услуг на плечи потребителей. При этом качество этих услуг остается крайне низким, а у населения нет реальных рычагов воздействия на коммунальных монополистов. Экономическая обоснованность коммунальных тарифов вызывает большие сомнения у специалистов, а рядовые омичи вообще не знают норм активов, из которых рассчитывается сумма оплаты коммунальных услуг.
К примеру, по нынешней норме каждый житель Омска области должен потреблять по 117 литров горячей и по 180 литров холодной воды в сутки, а газа — 10 кубометров в месяц. На самом деле, что подтверждают данные счетчиков, воды расходуется в 2-3 раза меньше, а газа — в 4-5 раз. Спрашивается, куда деваются лишняя вода и газ, которые мы оплачиваем? Нетрудно догадаться, что это неучтенная прибыль каждого из монополистов.
Расход энергии на обогрев наших зданий в 4-5 раз больше, чем в странах Северной Европы со сходным климатом. Так, в Швеции на отопление одного квадратного метра тратится 14-18 литров условного топлива в год, а у нас — 80. Нормативы потребления рекомендуются Госстроем для каждого региона и утверждаются горсоветом, при этом совершенно не учитываются новые строительные реалии.
Понятно, что для новых домов, построенных по теплосберегающим технологиям со стеклопакетами, норматив должен быть совсем другой, чем для старых хрущевок. Анализ работы теплосчетчиков показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет лишь 50-70% от расчетной нагрузки по отоплению.
Одной из задач Проекта является создание программы, обеспечивающей финансирование массовой установки приборов учета. К примеру, есть фирмы, готовые устанавливать счетчики с рассрочкой оплаты или под гарантии мэрии. За счет сохранения на определенный период прежних тарифов можно будет не только рассчитаться за тепло, с процентами, но и получить средства на мероприятия по сбережению.
Многие омичи, из-за отсутствия информации, считают, что установка счетчиков — это слишком дорогое удовольствие. Однако согласно проведенным нами при подготовке Проекта исследованиям счетчики на воду и газ окупаются за 1-1,5 года, а на тепло — за 2-4 месяца. Внедрение приборов учета позволит реально оценить нормативную и фактическую базу потребления воды, тепла и газа. И чем больше будет приборов учета, тем острее встанет проблема у снабжающих организаций, что делать со сверхнормативными потерями и как снижать свои расходы?
В Омске потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме 16%. Сейчас теплоснабжающие организации
заинтересованы в увеличении отпуска теплоэнергии, но их совсем не волнует, сколько именно гигакалорий доходит до конечного потребителя, а сколько теряется по дороге. В отличие от поставщиков услуг потребители реально заинтересованы в снижении своих затрат на услуги ЖКХ, только вот беспокоиться по этому поводу они должны самостоятельно, не надеясь на государство.
Основной целью нашего Проекта призвана стать активизация граждан по защите своих интересов в сфере ЖКХ, а также налаживание эффективного взаимодействия между собственниками жилья, коммунальными предприятиями, бизнесом и муниципальной и государственной властью. В рамках проекта мы планируем создание общественного информационно-консультационного центра, оказание бесплатной организационно-технической и юридической помощи в организации ТСЖ.
Мы собираемся давать как правовые консультации по вопросам создания ТСЖ и выбора альтернативных поставщиков коммунальных услуг, так и технические — по поводу установки приборов учета. Кроме того, планируется еженедельное проведение семинаров и общественных слушаний с привлечением специалистов в сфере ЖКХ, работников КТОСов и председателей ТСЖ. Также собираемся наладить издание специального информационного бюллетеня.
Сейчас удачный момент для реализации проекта — меняется мэр, грядет перетряска всех муниципальных программ и штатов. Мы направили Виктору ШРЕЙДЕРУ как самому вероятному кандидату на пост мэра предложение по нашему проекту и получили его согласие на сотрудничество с нами. Требуется срочно провести демонополизацию ЖКХ, разукрупнить муниципальные структуры, в сфере ЖКХ и дать им возможность оказывать любые услуги населению, а сами омичи должны получить право выбирать обслуживающую компанию.
Если конкретный слесарь и техник будут получать процент от экономии потребления воды и тепла, то потери на внутридомовых и внутриквартирных сетях существенно сократятся. Поскольку РЭК и горсовет убедительно подтвердили, что не могут стоять на страже интересов населения, нужно срочно организовать общественный комитет по контролю за тарифами и нормативами потребления.
Но главное — необходимо изменить отношение самих омичей к проблеме ЖКХ. Мы видим свою задачу в информировании и просвещении людей, но существующие проблемы могут быть решены только при их активном участии. Образно говоря, мы можем научить людей, как лучше ловить «коммунальную рыбу», но ловить ее им придется собственными силами. Если не заложить новый механизм работы ЖКХ сейчас, дальше будет еще хуже, а реформирование обойдется намного дороже. Но все должны понять, что реальная реформа ЖКХ возможна только при активном участии нас самих.
Первый семинар в рамках Проекта состоится 27 февраля. Справки по телефону 53-45-63 с 14-ти до 18 часов.
Юрий ФЕДОТОВ