Сергей МАЕВСКИЙ, директор Омского филиала ОАО «СГ-Транс»:
— Сергей Васильевич, что представлял собой «СГ-Транс», когда вы пришли сюда работать?
— На тот момент это было федеральное государственное унитарное предприятие, которое имело 38 филиалов по всей стране. Из них 18 филиалов — базы, занимающиеся реализацией газа, 19 транспортных филиалов и один газоперерабатывающий завод в Москве. Омская база — одна из самых крупных в России. В январе 2004 года мы акционировались. Теперь «СГ-Транс» — это открытое акционерное общество, 100% акций которого принадлежит государству.
— Что изменилось после акционирования?
— Суть работы не поменялась. Предприятие по-прежнему принадлежит государству. И продажа его акций не планируется.
— Филиалов, подобных омскому, в Сибири много?
— Нет. До Иркутска мы единственные.
— И что представляет собой омский филиал?
— Сама база включает в себя два парка хранения общей вместимостью порядка тысячи тонн, трубопровод с нефтезавода, наливную эстакаду и железнодорожное депо. Плюс два цеха налива баллонов и цех по ремонту газовых баллонов.
— Что вы осуществили первым делом, возглавив филиал?
— Да просто навел порядок.
— И в чем это выражалось?
— Не секрет, что на большинстве государственных предприятий были проблемы с трудовой дисциплиной, условия труда не выдерживали никакой критики. Этим я в первую очередь и занялся.
— Не секрет и то, что многие государственные предприятия сегодня переживают не лучшие времена. Как в этом плане обстоят дела у вас?
— Бывают, конечно, тяжелые времена и у нас. Но мы с ними справляемся.
— Насколько загружены сегодня мощности предприятия?
— Процентов на пятьдесят. Когда я сюда пришел, база вообще была загружена всего на десять процентов.
— За счет чего удалось увеличить производительность?
— За счет привлечения новых клиентов и возвращения ушедших.
— А почему тогда 50%, а не 100?
— Потому что есть еще и политические аспекты. Раньше база работала еще и на Казахстан. Сейчас этот рынок для нас закрыт.
— Сколько человек работает на вашем предприятии?
— Сейчас 172. В постсоветское время работало 300.
— А какова средняя заработная плата?
— Рядовые рабочие в «СГ-Транс» получают в среднем порядка 15 000 рублей в месяц. К тому же мы единственное предприятие, которое регулярно выплачивает тринадцатую зарплату. Причем зарплату индексированную. Те, кто проработал на предприятии от года то трех лет, получают ее в размере оклада. У тех, чей стаж от трех до десяти лет — это уже три оклада. С десяти до пятнадцати лет — пять окладов. И свыше пятнадцати лет — семь окладов. То есть рабочим, проработавшим по двадцать лет и более, начисляют до ста тысяч. Так что зарплата и вправду достойная.
Плюс полный социальный пакет — начиная лечения зубов и заканчивая льготными путевками. Кроме того, у нас есть своя база отдыха в Муромцеве, на Даниловом озере, свой медицинский пункт на предприятии и своя дотационная столовая, где можно свободно пообедать на 20-25 рублей.
— Надо полагать, проблема текучести кадров перед вами не стоит?
— Абсолютно.
— Кто ваши основные потребители?
— Это Омскоргаз, Омскоблгаз, а также владельцы заправочных станций и жильцы частных домов. В число клиентов входит и группа компаний «Титан», но ей мы газ не поставляем, а просто оказываем услуги по хранению и перевозке.
— А свои заправки у вас есть?
— Есть. Пять штук — четыре в Нефтяниках и одна на Левобережье. Всего в городе 46 действующих заправок, так что на нас приходится больше 10% этого рынка.
— Увеличивать эту долю не планируете?
— Планируем.
— И сколько еще заправок у вас появится?
— Все зависит от рынка. Сколько потребуется, столько и сделаем.
— То есть за рынок вы еще повоюете?
— Воевать мы не собираемся, собираемся договариваться.
— К Ассоциации поставщиков газа вы какое-то отношение имеете?
— Вообще-то нет. Хотя прекрасно знаем, что есть у нас в Омске такая организация. Правда, слово «поставщиков» я не совсем понимаю. Они не поставщики газа, они его потребители. Эта ассоциация всего лишь неформальное объединение владельцев газовых заправок, основная цель которого — отстаивать совместные интересы и регулировать ценовую политику. Изначально идея, конечно, была хорошая. Но в итоге она попросту провалилась.
— Из-за чего?
— «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Знаете такое выражение? Члены ассоциации просто не могут между собой договориться, каждый тащит одеяло в свою сторону.
— За последний год розничные цены на бензин повышались раз пять — каждый раз на 5-10%. Газ подорожал всего единожды, но зато сразу вдвое. Чем обусловлены такие различия в ценовой политике?
— Сезонностью. Каждый год в сентябре — октябре происходит сезонное подорожание газа. И каждый год в марте — апреле идет сезонное удешевление газа. Цены вырастают примерно в два раза и так же в два раза опускаются.
— Однако это сезонное подорожание вызвало немалый переполох на рынке пассажирских перевозок. Вы как-то взаимодействуете в этом плане с мэрией, с самими перевозчиками?
— Хотелось бы взаимодействовать.
— А что мешает?
— Мешает то, что мы не можем самостоятельно устанавливать цены. У нас есть понятие фиксированной цены, которая устанавливается в Москве, и все вопросы со скидками решаются очень тяжело.
— То есть пока партнерства с муниципалитетом не планируется?
— Да нет, почему же. Планируется. Мы сейчас рассматриваем различные формы сотрудничества.
— И что нужно для того, чтобы оно состоялось?
— Да просто договориться один раз. Думаю, что с приходом нового мэра города это получится. Разумеется, цена у нас повыше, чем у владельцев заправок, которые могут запросто снижать цену на 50-70 копеек за литр. Но зато и качество газа у нас исключительное. Такое качество дает только Сибнефть и мы.
— Кстати, о Сибнефти. Кто еще из крупных игроков, кроме вас и нефтяников, присутствует на омском рынке?
— На сегодняшний день, по нашим оценкам, 30% рынка контролируем мы, 30% — «Титан» и 40% — Сибнефть.
— Сегодня многие крупные промышленники подаются в политику. А вы свои силы на этом поприще не пробовали?
— С моей-то фамилией? (смеется). Хотя Леонид МАЕВСКИЙ мне даже не родственник, если уж на то пошло. Когда шли губернаторские выборы, было очень забавно. У меня телефон буквально разрывался от звонков. Потому что меня все за него принимали. Более того, я был доверенным лицом кандидата Вячеслава ШИШКИНА. И некоторые СМИ, показывая того МАЕВСКОГО, рассказывали про меня. И наоборот. А если серьезно, подумываю о том, чтобы попробовать войти в число депутатов Законодательного собрания следующего созыва.
— На ваш взгляд, наши представительные органы власти имеют какое-нибудь реальное влияние?
— Думаю, да. Потому что в любом случае распределение бюджетных денег идет через депутатов, и последнее слово в конечном счете всегда остается за ними.
— А как насчет мнения, что большинство депутатов действуют по указке сверху?
— Это вы мне провокационный вопрос задаете?
— Ну разумеется.
— Конечно, я допускаю, что некоторые депутаты напрямую лоббируют чьи-то интересы. Вопрос коррупции в нашей стране вообще очень щепетильный. И вот так сходу его обсуждать очень сложно...
— Но вообще вы верите, что если станете депутатом, у вас будет возможность, что называется, «голосовать сердцем»?
— Конечно.
— А с семьей вам часто доводится бывать?
— Стараюсь. Хотя и не всегда получается. Бывает, что прихожу, когда все спят, и ухожу, когда еще никто не проснулся. Но когда выдается свободное время, обязательно выезжаем на природу. В прошлом году на Алтай ездили, в Чернолучье. Вообще я сторонник активного отдыха — люблю поохотиться, в частности. Охотиться, как правило, ездим с друзьями в то же Муромцево.
— А еще у вас какие увлечения?
— Еще одно увлечение — старинные автомобили. В позапрошлом году я приобрел ГАЗ-64 1942 года выпуска, полностью отреставрировал его, он даже в параде ретромобилей на День города участвовал. А недавно моя коллекция пополнилась еще одним автомобилем — ЗИЛ-157, он еще в 50-х был сделан. Впрочем от него останется только кабина. Все остальное — и раму, и двигатель поставим от «Соболя». Будет бегать как новенький.
Сергей МАЕВСКИЙ
Сергей Васильевич родился 28 сентября 1966 года в Омске. В 1983 году после окончания средней школы № 92 поступил в Омское общевойсковое училище, которое окончил в 1987 году в звании лейтенанта.
С 1987-го по 1992 год проходил службу в Закавказском военном округе в разведывательных подразделениях. Служил командиром взвода, затем — командиром роты. За время службы был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
В 1992 году, после расформирования части, вышел в отставку в чине майора. Вернулся в Омск, работал на оперативных должностях в областном управлении налоговой полиции. С 1997-го по 1999 год работал аудитором в аудиторской фирме.
В 1999 году перешел на работу в ОАО «Омскгоргаз» заместителем директора. С 2002 года — директор Омского филиала ФГУП «СГ-Транс» (с 2004 года — ОАО «СГ-Транс»).
Женат, двое детей.