Конструкторское бюро транспортного машиностроения занимается разработкой спецтехники для Вооруженных сил России от инженерных машин (мостоукладчики, машины для эвакуации) до танков. Кроме того занимается учебно-тренировочными средствами. В последние годы активно занимается модернизацией ранее выпущенных в Омске машин для иностранных заказчиков, таких как Т-55, Т-62, Т-54. Руководитель КБТМ Игорь ШУМАКОВ согласился ответить на ряд вопросов корреспондента «КВ» Льва АБАЛКИНА:.
— Какой объем реализации занимает у вас эта модернизация?
— Чуть больше половины. В свое время Омсктрансмаш поставил за рубеж около двадцати тысяч танков. Теперь они требуют модернизации: по приведению подвижности, огневой мощи, защищенности, управляемости хотя бы до близкого к последним разработкам уровня.
— В каких странах вы работаете в текущем году?
— Мне не хотелось бы говорить, потому что это является коммерческой тайной.
— Вы хотите сказать, что модернизацию поставленных когда-то из Омска танков может делать и кто-то другой?
— Может.
— Конкуренты из России?
— Нет, из-за рубежа. Мы в свое время давали лицензии на изготовление танков в страны Варшавского Договора. Порядка пяти стран. Вот они и пытаются заниматься этим делом. Но, извините, если мы родили эту машину, мы ее изобрели, лучше нас никто ее не сделает. К нам приезжают иностранные делегации и однозначно говорят: мы посмотрели много стран, ваша модернизация лучше.
— Какие страны?
— Польша, Чехия, Словакия...
— Предлагают более низкие цены?
— Наше соотношение цены и качества более оптимально.
— Но западные страны могут ставить на танки натовское оборудование?
— И мы можем такое же. Если раньше мы предлагали: вот машина, хочешь — бери, не хочешь — не бери. Сейчас подход другой. Страны есть побогаче, а есть победнее. Последние, понятно, не в силах заказать всю гамму модернизации.
— В чем заключается модернизация?
— Меняется электроника, средства связи, приборы наблюдения, защита.
— Что у НАТО лучше, чем в России?
— Средства связи, навигация.
— Что вы демонстрируете на этой выставке из того, чего не было на предыдущих?
— Асфальтоходные гусеницы... Есть у нас танковые башни новые...
— Эта модель башни на стенде очень похожа на ту, что стояла на «Черном орле».
— Да... Очень похожа...
— КБТМ всегда специализировалось на мостоукладчиках...
— Мы единственные в России их производители. Являемся головным КБ инженерной тематики.
— Омские партнеры, кроме Омсктрансмаша, у вас есть?
— Работаем с 18 омскими предприятиями. Недавно подписали договор с НПО «Мостовик». Наш совместный проект — за 40 минут установить 102 -метровый мост..
— Говорят о неком объединении на базе Нижнего Тагила, куда войдет и омское КБТМ.
— О многом говорят. На мой взгляд, это экономически невыгодно. Скорее, произойдет другое: КБТМ и Омсктрансмаш или КБТМ и часть завода. В прошлом году мы получили статус научно-производственного центра. Это повесомее, чем КБ. Таких НПЦ в России не больше тридцати. В Омске был один. Мы входим в перечень стратегических предприятий. Осуществляем опытное и мелкосерийное производство.
— Ваш годовой объем больше, чем у Омсктрансмаша?
— Сейчас больше.