Альфонсы
Как отметил Сергей НЕКУРЯЩИХ, несмотря на снижение количества проводимых проверок, суммы выявляемых финансовых нарушений не падают, а, напротив, растут, что свидетельствует о низкой финансовой дисциплине при исполнении бюджета, а также об отсутствии ответственности должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств.
В прошлом году КСП провела 24 проверки, в ходе которых установила нарушения и факты неэффективного использования муниципальной собственности почти на 2 млрд рублей. По сравнению с 2003 годом сумма нецелевого использования средств бюджета выросла в 2, 5 раза и составила в 2004 году больше 22 млн рублей. В ходе контрольно-ревизионных мероприятий по расходованию бюджетных средств и использованию муниципальной собственности КСП проверила деятельность практических всех городских департаментов и структурных подразделений мэрии. Изучив отчет о работе палаты за прошлый год, можно с уверенностью сказать: в городе не было ни одного эффективно работающего департамента, а чиновничий беспредел достиг неимоверных размеров.
На свое усмотрение использовали в администрации Кировского и Октябрьского округов средства, получаемые от спонсоров. Деньги, предназначенные на оказание спонсорской помощи, зачислялись на окружные счета и счета сторонних организаций, а расходовались администрациями этих округов на собственное содержание.
Департамент транспорта также фигурирует в числе структур, привыкших жить за чужой счет. В течение 2003-2004 года департамент на текущее содержание заимствовал средства муниципальных предприятий и учреждений пассажирского транспорта. За полтора года ДТ привлек заемных средств на сумму более 6 млн рублей, использовал порядка 2 млн рублей средств подведомственных МУПов на приобретение материальных ценностей и обеспечение своей деятельности.
А был ли конкурс?
Почему департамент муниципального заказа так тщательно скрывал от прессы цены (как правило, назывались общие суммы заказов), по которым закупались те или иные товары на конкурсной основе, становится ясно, когда знакомишься с результатами работы ревизоров. Целый ряд проверок показал, что никакого экономического эффекта, во всяком случае для городского бюджета, от деятельности ДМЗ в последнее время не было.
Одной из причин неэффективной работы ДМЗ стало то, что порядка 50% продукции для нужд города закупалось не на конкурсной основе, а по самостоятельно заключенным заказчиками договорам, которые в департаменте только согласовывались. Что касается конкурсов, то, как показали проверки, по целому ряду договоров имеются дополнительные соглашения, в которых оговариваются новые, более высокие цены на поставку. А раз так, зачем лишний раз что-то афишировать?
Реструктуризаторы
С 2002 года в жилищно-коммунальном хозяйстве города начались структурные преобразования. Однако реструктуризация отрасли не пошла коммунальному хозяйству города на пользу. Создав новые предприятия, чиновники забыли ликвидировать старые с сетью ПЖРЭУ. Сокращение штата, в свою очередь, в основном за счет рабочих специальностей, привело к дополнительным расходам: во-первых, из-за того что сокращенным рабочим пришлось выплатить компенсации, во-вторых, из-за увеличения управленческого аппарата на 25% за счет создания МУП «Городское жилищное управление».
Кроме того, поражает, с какой легкостью чиновники-коммунальщики разбрасывались деньгами. Средства на капитальный ремонт жилого фонда пускались на капремонт административных зданий, на благоустройство территории города. И это лишь малая часть нарушений.
У двух нянек дитя без присмотра
Количество имущества, закрепленного за МУПами на праве хозяйственного ведения, с каждым годом увеличивается. Однако, по мнению аудиторов, такой способ управления муниципальной собственностью неэффективен. Из 112 МУПов только 28 офицально сегодня работают с прибылью. Хотя реально таких МУПов больше. Данные налогового учета свидетельствуют, что многие из них платят в федеральный бюджет налог на прибыль, но отчисления части прибыли в городской бюджет не производят.
Подводя итоги проверок в МУПЭП «Омскэлектро» и МУП «Теплокоммунэнерго», КСП обратила внимание на работу наблюдательных советов, которые, как оказалось, фактически дублируют работу, которую должен выполнять собственник имущества. Интересно то, что сделки, которые МУПЫ согласовывают с советами и соответствующими подразделениями мэрии, зачастую неэффективны и вместо прибыли несут предприятиям убытки.
Одна из таких сделок — внесение МУПЭП «Омскэлектро» и МУП «Водоканал» в уставный капитал ОАО «Электротехнический комплекс» недвижимого имущества и оборудования на сумму порядка 20 млн и 24 млн рублей соответственно. Взамен оба МУПа получили акции ОАО. Как следует из отчета КСП, Водоканал эти акции уже продал, средства в бюджет от их продажи не поступили. В результате сделки из состава муниципальной собственности выбыло имущество на сумму почти 24 млн рублей.
Бездействие или неэффективная работа руководителей Омскэлектро и Теплокоммунэнерго также явились причиной убыточности возглавляемых ими предприятий. По их вине сумма убытков составила более 50 млн рублей. В том числе из-за неуплаты налогов, в результате чего имущество предприятий арестовывалось и продавалось по заниженным ценам, реализации дебиторской задолженности за бесценок (реализация «дебиторки» ОАО «ОмЭСКо» ООО «ИПК „Техэнергофинанс“ за 10% от суммы долга), неисполнение обязательств перед поставщиками, покупка неликвидных векселей.
По результатам контрольно-ревизионных мероприятий в адрес руководителей проверенных предприятий КСП направила 20 представлений, три предписания с предложениями по устранению выявленных нарушений, фактов неэффективной деятельности. В прокуратуру и правоохранительные органы поступило шесть материалов проверок. Прокуратур, в свою очередь, вынесла пять представлений, в том числе бывшему мэру Евгению БЕЛОВУ, главе Кировского округа. Нотолько один руководитель — директор МУП „ПИ “Горстройпроект» привлечена к дисциплинарной и административной ответственности в виде штрафа. Остальным, похоже, все сошло с рук.