— Богдан Анатольевич, вам легко далось решение занять должность главного финансиста Омска или нет?
— В свое время, когда я курировал вопросы контрольно-ревизионной деятельности в министерстве финансов Омской области, занимался вопросами городского бюджета. И знаю, что проблем много. Поэтому, наверное, решение занять эту должность мне далось нелегко. Но что делать? Жизнь такая. Надо навести порядок, расставить все по полочкам, привести в соответствие с законодательством. Самое главное — работать для того, чтобы доходы бюджета пополнялись. Чтобы люди не страдали. Ведь мы и поставлены сюда для того, чтобы народу жилось лучше. Может быть, банальные вещи говорю, но так оно и есть. Это мое личное убеждение.
— Прошел практически месяц, как вы заняли новую должность. Что в первую очередь бросилось в глаза по сравнению с работой в областном минфине?
— Месяца мало, чтобы сразу увидеть все проблемы и недостатки. Можно было прийти с шашкой наголо, принять какие-то управленческие решения. Но я считаю, что работать надо планомерно. Уже есть направления, по которым ведем активную деятельность. Например, в отношении кредитной политики. Сейчас подбирается хорошая команда единомышленников для решения этого вопроса.
Не для кого не секрет, что городской бюджет закредитован. У него большие долги, большие проценты по кредитам. Поэтому я согласился с мэром и поддерживаю его в том, что сначала надо проработать вопрос по минимизации муниципального долга. Когда такая задолженность, развиваться очень тяжело. Можно делать какие-то поступательные шаги, но сложно.
— Кстати, о процентных ставках по кредитам. На пресс-конференции Виктор ШРЕЙДЕР сообщил, что проценты по одному из кредитов были установлены в размере 109. В каком банке?
— В Собинбанке по кредиту, взятому на кассовые разрывы. Была просрочка платежа и поэтому банк применил довольно жесткие санкции.
Если ставка рефинансирования сейчас 13%, то кредитоваться под 20 — 25% не выгодно. Новую команду мэрии такие проценты не устраивают, так как на их выплату уходят колоссальные суммы. Поэтому в банках, где брались кредиты, проводится перекредитовка под более низкие проценты: до 16. И это не предел. Прорабатывается возможность снижения ставок и до 14%. А это, конечно, отразится на расходной части бюджета. Высвободятся средства. Их можно будет направить на зарплату, на ГСМ и другие расходы.
— Но банкам невыгодно снижать проценты...
— По большому счету да. Банки могут выдать длинные кредиты на 2 — 3 года под хорошие проценты и ничего не делать, а только получать проценты. Если у бюджета возникнут проблемы с погашением кредитов, то скажут, что это ваши проблемы. Однако они понимают, что все-таки заемщик — не коммерческая организация, не предприятие, а бюджет. Как бы там ни было, какая бы команда в городской администрации ни работала, бюджет был, есть и будет. Поэтому банки заинтересованы с ним работать.
Мы сейчас сотрудничаем на партнерских отношениях, мы открыты для диалога. И мэр, и я уже встречались с руководством банков. Многие кредитные учреждения входят в положение, ведется нормальный переговорный процесс. В настоящее время мы не отказались ни от одного кредитного учреждения. Но хочу подчеркнуть, что будем работать с теми банками, которые предложат более дешевые деньги. От тех кредитных учреждений, которые не станут предлагать низкие проценты, будем уходить.
— Какой был общий объем муниципального долга на последний момент работы прежней администрации и какой он сейчас, учитывая, в частности, что задолженность по валютному кредиту на покупку партии автобусов «Кароса» взял на себя областной бюджет?
— Мы будем отчитываться по итогам исполнения городского бюджета-2005 за шесть месяцев и тогда предоставим точные данные. Отчет этот готовится.
Вообще, конечно, валютный долг уменьшился почти на 400 млн рублей. Долг по старым рублевым банковским кредитам тоже сократился. Было очень много просроченных кредитов. Сейчас нет просрочек. Их погасили. И теперь банковские кредиты, которые получаем, мы не проедаем — они идут не на расходы бюджета, а только на реструктуризацию муниципального долга, чтобы его минимизировать. В этом плане нам помогло областное правительство. Мы ему благодарны, так как ситуация была очень сложной и по долгам перед Омскэнерго, и по валютным кредитам.
— Предполагается, что долг Омска по валютному кредиту на покупку «Мерседесов» в размере 2,1 млрд рублей, как и долг по «Каросам», возьмет на себя Омская область. Она и по этому кредиту выступала гарантом?
— Нет. И вопрос по «Мерседесам» на сегодняшний день только обговаривается. Консультации ведутся на высшем уровне. Поэтому пока никаких конкретных решений о том, что область возьмет на себя долг, не принято. В конце 2004 года Москва дала согласие на реструктуризацию этой задолженности до 2011 года. Первый платеж прошел в конце прошлого года. В двадцатых числах декабря 2005-го предстоит провести второй платеж. Естественно, если вопрос по передаче долга решится положительно, то город избавится от груза в 2,1 млрд рублей.
— Если область не выступала гарантом, то на каких основаниях она сможет взять задолженность на себя? Бюджетный кодекс РФ в такой ситуации не предусматривает возможность передачи долга муниципалитета в задолженность субъекта Федерации.
— Поэтому вопрос сейчас и прорабатывается. Будем искать пути решения проблемы, чтобы все было в соответствии с действующим законодательством.
— По поводу Омскэнерго. Область дала городу бюджетный кредит в размере 600 млн рублей на погашение задолженности перед компанией. В результате долг Омска увеличился на эту сумму. К концу 2005 года Омск должен погасить этот кредит. За счет каких средств? Будут привлекаться банковские кредиты? Но тогда долги города снова будут расти.
— Это проблема межбюджетных отношений города и области. А вот долг Омска перед энергетиками — это вопрос подготовки к отопительному сезону. Что, безусловно, для населения важнее.
Кредит выдан под проценты в размере 3,25 %. И, конечно, мы планируем за него рассчитаться. Небольшую часть средств погасим за счет получения недоимки по налогам. Кстати, совместно с налоговыми органами мы создали специальную комиссию по работе с недобросовестными налогоплательщиками. Их перечень уже составили.
Остальные средства предполагаем погасить за счет оптимизации процентных ставок по банковским кредитам. То есть сэкономленных таким образом денег.
— Получается, что для погашения бюджетного кредита банковский брать не придется.
— Постараемся этого избежать. Вообще, я отрицательно отношусь к тому, чтобы кредиты проедать. Ведь тогда получится, что от чего ушли, к тому и при дем.
— А что это за специальная комиссия?
— Ее председатель — Виктор Филиппович, я — заместитель председателя. Будем вызывать руководителей организаций. По каждому предприятию должен быть подписан соответствующий протокол, составлен график погашения недоимки. Потом будем контролировать, как выполняются платежи. Понятно, что многие организации в тяжелом финансовом положении, но налоги платить надо. Мэром поставлена задача, например, по земельному налогу увеличить собираемость с 60% до 85 — 90%.
— Списывать долги кому-нибудь будете?
— Нет. Прошли те времена. Уплата налогов — это долг, который обязан выполнять каждый. Я же плачу налог на имущество. А почему предприниматели не должны платить налоги?
— За счет каких средств будет погашаться задолженность по единому социальному налогу? Поможет областное правительство?
— За счет средств городского бюджета. Они были заложены практически целиком. В настоящее время задолженность перед налоговой по ЕСН составляет 324 миллиона рублей. В июле-августе мы планируем ее погасить. Что касается долгов перед Пенсионным фондом, то сейчас ведутся переговоры с его представителями. Дело в том, что 80% бюджетных учреждений сорвали реструктуризацию. Путем переговоров хотим восстановить право этих учреждений на реструктуризацию, чтобы не платить штрафы и пени. По той реструктуризации, которая еще не сорвана, тоже будем платить. Постепенно с долгами рассчитаемся.
— Сейчас довольно часто обвиняют прежнюю администрацию в том, что она вела неэффективную финансовую политику, набрав кредитов и накопив много долгов. Как бы вы решали финансовые проблемы города на месте бывшего директора департамента финансов, учитывая, что тогда область не брала на себя валютные долги, не выдавала кредитов для расчетов с энергетиками?
— Вопрос, конечно, некорректный. Но тем не менее я на него отвечу. Мне сложно оценивать шаги Сергея ТОЛКАЧЕВА. Не могу сказать, что бы я делал, окажись на его месте. Конечно, принимал бы какие-то управленческие решения, которые, может быть, совпадали бы с его решениями или не совпадали. Тогда была другая команда, у нее было свое видение вопроса. Прежняя администрация активно работала с банковскими кредитами. Понятно, что ситуация меняется. Мы подходим к вопросу немного с другой стороны. Время, наверное, рассудит, кто прав.
— Как идет исполнение доходной части бюджета 2005 года? Не возникнет проблем с повышением зарплаты бюджетникам, ведь средства на эти цели предусматривались при формировании бюджета?
— Первого сентября зарплата будет повышена. Более того, уже принято решение о повышении на 11% зарплаты с первого апреля, как это сделало областное правительство. Тогда не будет диспропорции между городом и областью.
— На ваш взгляд, у Омска есть резервы для пополнения городской казны? Потому что многие предприятия, либо работают с убытками, либо банкроты, далеко не все МУПы функционируют эффективно. Много вопросов с использованием муниципального имущества и земли.
— Что касается налоговых доходов, то это земельный налог. Но с ним большие проблемы. У нас в городе не охвачено порядка 30 — 40% земельных участков. Надо завершить разграничение собственности на землю, сделать кадастровую оценку земель. Потому что немало случаев, когда земельными участками пользуются, но право собственности на них не оформлено. Поэтому налоги не платят. В итоге суммы получаются внушительные.
— По федеральному законодательству с 2006 года муниципалитеты вправе сами устанавливать ставки этого налога. У нас уже планируется его увеличить. На много?
— Поднять ставки можно в пределах, установленных федеральными законами. Утверждать ставки должен горсовет. На коллегии при мэре обсуждался соответствующий проект, но его направили на доработку, потому что есть ряд существенных вопросов, которые надо тщательно проанализировать. Например, по предоставлению льгот. Такие категории льготников, как ветераны войны, чернобыльцы — это одно, а вот юридические лица — это совсем другое. По ним большие суммы выпадающих доходов бюджета.
Если говорить о самих ставках, то будут учтены и федеральные, и областные стандарты.
Проще всего, естественно, поднять налог до максимума, однако со временем это будет чревато снижением поступлений. Поэтому нужен дифференцированный подход.
— Кто самые крупные налогоплательщики городского бюджета?
— Пока не могу точно сказать. В их числе, скорее всего, Омскэнерго и нефтезавод. Первым делом, когда пришел в администрацию, я дал указание подготовить перечень основных налогоплательщиков. Потому что прежде, чем планировать финансовые потоки, надо осознавать, кто основной плательщик.
К слову, мы уже начали понемногу формировать бюджет на 2006 год. Если его готовить по методике, использованной при разработке бюджета на 2005 год, то есть не учитывать, к примеру, новый порядок уплаты земельного налога, доходы бюджета будут меньше, чем в текущем году.
— Но ведь нет никакой гарантии, что городской Совет утвердит этот новый порядок, так как фракция КПРФ практически всегда отказывается поднимать любые ставки и тарифы. В итоге ситуация с затянувшимся процессом принятия бюджета может повториться.
— Мы должны принять бюджет в соответствии с законом о бюджетном процессе и бюджетном устройстве. Идем четко по графику. Что касается фракции, то я считаю, что с депутатами надо работать, объяснять им все, доказывать. Если наша логика будет понятна, то, думаю, нас поддержат.
— Тем не менее в горсовете уже дважды не прошел вопрос по увеличению тарифов на проезд в общественном транспорте.
— Вообще парадокс. А как можно было утвердить платежи за лифты не с человека, а с квадратных метров? За вывоз мусора — тоже с квадратных метров. В то же время тариф на ЖКХ установлен в размере 90% от экономических затрат. Бюджет из-за этого теряет порядка 560 миллионов рублей. Так, может быть, увеличить тариф на ЖКХ, а за лифты и вывоз мусора платеж установить с человека, и тогда будет баланс?
— В следующем году планируется выставлять на продажу объекты городской недвижимости?
— Да. Планируем разработать программу приватизации муниципального имущества. Но в ней будет совсем небольшой перечень объектов. Причем неликвидных. Это неправильно, когда продают курочку, несущую золотые яйца. Потому что в конечном итоге поступившие деньги быстро проедятся, и от реализованного объекта не будет никакой пользы для городской казны. Мы очень взвешенно подойдем к составлению перечня объектов.
— На 2006 год планируется принять 48 целевых программ. На их реализацию нужны огромные средства. Как будет решаться эта проблема? За счет инвестиций и средств вышестоящих бюджетов?
— Вообще, что касается бюджетов, то их развитие сейчас идет по программно-целевому признаку. Хотя, конечно, нормативного материала мало.
Будем стараться войти в федеральные, областные программы, привлекать инвесторов. Но проблема в том, чтобы увязать инвестора, бюджет, другие финансовые источники. Ни для кого не секрет, что если все средства будут идти только из бюджета, то результата придется долго ждать. Важно определиться, чего мы хотим, сколько нам нужно средств на ту или иную программу. Потому что, когда цель размыта, результата не будет.
На аппаратном совещании в мэрии обсуждались проекты целевых программ. Претензии были высказаны главным распорядителям бюджетных средств, потому что они недостаточно хорошо прорабатывают эти вопросы. Говорят: «Главное — дайте нам деньги инвесторов». При этом не говорят, на что конкретно они хотят их потратить, какой цели достигнуть. Если так действовать, то к чему мы придем? Вот, к примеру, есть программа «Читающий город». А какая цель этой программы? Больше книг продавать или расширять площади библиотек? Аналогичный пример с программой по футболу. Чего мы хотим? Стать первыми в премьер-лиге? Привлекать больше детей в этот спорт? То есть должен быть результат. Если его нет, зачем принимать программы? Должна быть конечная цель.
— Как вы считаете, сможет ли город когда-нибудь самостоятельно развиваться, без финансовой помощи из бюджетов других уровней?
— Если бы я в это не верил, я бы не пошел сюда работать. Не готов сказать, когда настанут такие времена: через год, два или два с половиной. Если в это не верить, тогда зачем вообще работать. Тогда, по большому счету, просто будет безысходность. Не нужно опускать руки, надо стараться идти вперед. Посмотрим, что получится.
— Спасибо за интервью. Желаю успехов в ваших начинаниях.