Деньги на выборы были выделены с нарушением Бюджетного кодекса.
На внеочередном заседании горсовета, состоявшемся 11 июля, депутаты заслушали отчет директора департамента финансов города Омска Богдана МАСАНА об исполнении бюджета Омска-2005 за первый квартал. В отчетном периоде у города возник дефицит средств в размере 204,2 млн рублей.
Выборы профинансировали в нарушение Бюджетного кодекса
В отчетном периоде доходы бюджета составили 1,2 млрд рублей, расходы — 1,4 млрд рублей. Напомним, что поскольку бюджет Омска на 2005 год был утвержден лишь в апреле 2005 года, то в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в первом квартале расходы городской казны должны были осуществляться в соотношении 1/4 расходов 2004 года. Вместе с тем, по данным Контрольно-счетной палаты (КСП) Омска, по отдельным статьям расходов этот лимит был превышен. К примеру, по отрасли «образование» основное превышение сложилось по оплате коммунальных услуг — на 56,9 млн рублей.
Кроме того, были произведены расходы, вообще не предусмотренные бюджетом 2004 года. К примеру, финансирование проведения выборов мэра. Ведь в 2004-м мэра не выбирали, поэтому и средства на эти цели в бюджете 2004 года не были предусмотрены. А значит, они не могли быть заложены и в бюджете 2005 года. Однако в нарушение Бюджетного кодекса на проведение выборов главы города в марте 2005 года деньги все-таки потратили — 6,6 млн рублей.
Дефицит был больше положенного
Чтобы профинансировать все необходимые расходы, городу не хватило полученных доходов. Поэтому в первом квартале 2005 года возник дефицит средств в объеме 204,2 млн рублей. К слову, бюджет Омска на 2005 год и был спланирован с дефицитом в размере 576,7 млн рублей. Источники его погашения предусмотрены.
В то же время по ст. 92 Бюджетного кодекса РФ размер дефицита не может превышать 10% от объема собственных доходов бюджета (без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов). Фактически же в первом квартале 2005 года дефицит средств у Омска составил 20,9 % от объема собственных доходов. То есть планка была превышена.
Финансирование дефицита осуществлялось за счет денег, полученных от продажи земельных участков — 5,2 млн рублей, а также бюджетных кредитов в размере 234,5 млн рублей, полученных из областного бюджета (частично за счет бюджетных кредитов погашена задолженность по «прочим источникам» финансирования дефицита бюджета, привлеченным в 2004 году).
Кстати, по данным КСП Омска, в отчетном периоде город заменил кредиты коммерческих организаций с более высокими процентными ставками (до 20%) на бюджетные кредиты с более низкими ставками (до 4%). Но «данные средства направлялись не на уменьшение объема коммерческих кредитов, а на текущие расходы бюджета (то есть, возможно, как раз на погашение дефицита средств), в результате чего допущен рост муниципального долга за первый квартал 2005 года на 184 809,5 тысячи рублей». В целом объем муниципального долга по состоянию на первое апреля 2005 года составил 4,2 млрд рублей.