Никто не вечен под луной
В Омске осталось всего 11 ФГУПов, в этом году уже на четырех из них сменился руководитель. Первым в феврале отправили в отставку директора НПП «Прогресс» Анатолия ЕРДЕЕВА, вскоре — Сергея КОСТРИКА, возглавлявшего Омский завод подъемных машин, в июле — гендиректора ПО «Полет Олега ДОРОФЕЕВА и вот пришел черед Валерия ЛЕВЧЕНКО, которому до пенсииосталось всего полгода. Причем в отличие от первых трех предприятий, которые имеют массу финансовых проблем и балансируют на грани банкротства, ОНИИП в последние годы был флагманом омской оборонки по части финансового благополучия.
Из Интернета можно узнать, что по всем городам и весям в этом году прокатилась волна смены директоров ФГУПов. С одной стороны, Федеральное агентство по промышленности (ФАП), в ведение которого передано большинство ФГУПов, решил навести элементарный порядок в своенравном и далеко не безгрешном директорском корпусе. А с другой, в ближайшие три года все ФГУПы должны быть приватизированы, поэтому в свете грядущего передела немалого куска госсобственности во главе акционерных предприятий должны стоять „правильные“ руководители.
Предполагается, что поначалу 100% акций бывших ФГУПов будут принадлежать государству, как это произошло, к примеру, с ОАО „Омский завод “Автоматика», ну а потом заводы начнут распродавать по частям в частные руки. Параллельно с приватизацией запущен процесс организации вертикально интегрированных холдингов, по которым должны распределиться все ФГУПы. Именно в эти структуры будут переданы контрольные пакеты акционируемых ФГУПов, поэтому тем, кто возглавит холдинги, достанутся все сливки.
Валерий ЛЕВЧЕНКО выступил инициатором создания холдинга «Орион-СРС» во главе с ОНИИПом почти пять лет назад. В ноябре 2003-го руководители трех омских, двух барнаульских и одного екатеринбургского предприятия подписали протокол о намерениях по организации «Орион-СРС», согласно которому главным предприятием был определен ОНИИП. А в июле 2005-го комиссия по вопросам военно-промышленного комплекса при правительстве РФ приняла официальное решение о создании холдинга «Орион-СРС», однако головным предприятиям определено ПО «Иртыш». ЛЕВЧЕНКО немало сделал для продвижения своей инициативы, только вот соискателем его совсем другие люди. Если бы ЛЕВЧЕНКО оставался просто директором ОНИИПа, то досидел бы в руководящем кресле до пенсии и наверняка после нее. А как основной претендент на пост главы «Орион СРС» он стал мешать другим претендентам, поэтому его отставка была предрешена.
А если он оттудова шпион?
Как признался сам ЛЕВЧЕНКО, «заговор» против него проявился еще два года назад. С тех пор ему приходилось не столько пробивать холдинг, сколько бороться за то, чтобы удержаться в директорском кресле. Основным «заговорщиком» выступил амбициозный гендиректор ПО «Иртыш» Владимир БЕРЕЗОВСКИЙ, который сам хотел возглавить будущий холдинг. Его устремления поддержало областное промышленное министерство. На прошлогодней всероссийской конференции по качеству в радиоэлектронной промышленности министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ЛУППОВ обмолвился, что во главе «Орион-СРС» может встать не ОНИИП, а другое промышленное предприятие.
Все промахи и недочеты, допущенные ЛЕВЧЕНКО, оперативно доводились до сведения руководства ФАП. Кроме того, БЕРЕЗОВСКИЙ обрел мощного союзника в лице начальника заказывающего управления Минобороны Валерия ПРЯДКО, назначенного на эту должность в прошлом году. Про ПРЯДКО из официальных источников известно немногое: имеет звание генерал-лейтенанта, окончил Военную академию им. Фрунзе, а недавно был избран членом совета директоров ОАО «Холдинговая компания „Тасма“. По оценке начальника управления промышленной и инновационной политики областного промышленного министерства Валерия ЛОСЯ, ПРЯДКО — очень влиятельная фигура.
За несколько дней до ВТТВ-2005 Валерий ПРЯДКО приезжал в Омск. В ходе его визита вроде бы было подготовлено письмо на имя руководителя ФАП Бориса АЛЕШИНА. В этом письме ЛЕВЧЕНКО обвинялся чуть ли не в развале омской радиоэлектронной промышленности и даже была обозначена достойная его новая должность — по мнению авторов, он мог бы возглавить один из омских технических вузов. В ходе ВТТВ-2005 это письмо было передано приезжавшему заместителю руководителя ФАП Игорю ГАРИВАДСКОМУ и сыграло свою роль в отставке ЛЕВЧЕНКО. Потому как подписано было авторитетными людьми — губернатором Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ, и Валерием ПРЯДКО.
Кроме всего прочего, против ЛЕВЧЕНКО раскручивалось дело о пособничестве шпионажу. Вроде как в одном из изделий, изготовленных ОНИИПом для Спецсвязи ФСО России (бывшее ФАПСИ), была импортная комплектующая с „закладкой“, благодаря которой наши секреты уходили куда не надо. По словам ЛЕВЧЕНКО, во всех наших изделиях для Минобороны не менее 40% комплектующих — импортного производства. На их установку даются соответствующие разрешения, все они тщательно проверяются „компетентными“ органами на предмет паразитного излучения и возможных „закладок“.
Правда, пресловутая комплектующая была куплена не у того, у кого следует. Обычно заказчики из Минобороны указывают, у какой именно зарубежной фирмы следует приобретать комплектующие. Злые языки говорят, что подобные рекомендации неплохо оплачиваются зарубежными производителями. Но приобретать детали через аффилированные фирмы — процедура весьма не быстрая, поэтому ОНИИП приобрел нужную комплектующую у альтернативного поставщика, чтобы ускорить процесс.
Естественно, злополучная комплектующая тоже была проверена специалистами на предмет „закладки“, но дала повод обвинить ЛЕВЧЕНКО чуть ли не в шпионаже.
»Иртыш" шагает впереди
Что характерно, никаких официальных обвинений со стороны соответствующих органов предъявлено нет — это подтверждает, что на самом деле никаких «закладок» и утечек секретов не было. В то же время вокруг этой истории искусственно нагнетались страсти, проводились всевозможные проверки, а оппоненты грозили ославить ЛЕВЧЕНКО как «английского шпиона». Как признался Валерий Иванович, прессинг на него был очень сильный, что и заставило его написать заявление об уходе.
Вместо ЛЕВЧЕНКО исполнять обязанности директора ОНИИПа назначили главного инженера Владимира КОРОЛЕВА, который дружит семьями с Владимиром БЕРЕЗОВСКИМ. При нем, как говорят в ОНИИПе, институт стал очень чутко реагировать на каждый чих с ПО «Иртыш», которое сразу стало приоритетным заказчиком. У нового директора нет тех связей и авторитета, которые были у старого. В конце июля, когда стало известно об уходе ЛЕВЧЕНКО, была свернута кредитная линия в одном из московских банков, открыть новую в ОПСБ оказалось не так просто.
В сентябре должен окончательно решиться вопрос об организации холдинга «Орион-СРС», только вот его головным предприятием станет «Иртыш», а возглавит, надо полагать, БЕРЕЗОВСКИЙ. Под вопросом судьба завода им. Козицкого: вроде бы на «Иртыше» имеются планы после организации холдинга перевести заводское производство на свою территорию, а его помещения в центре выгодно продать. По этому поводу директор завода им. Козицкого Владимир ДЕРЕЧА уверяет, что Леонид ПОЛЕЖАЕВ заявил: «Пока я работаю губернатором, не позволю, чтобы завод им. Козицкого развалили, во всяком случае на ближайшие 50 лет». Дай-то бог, только речь идет не о развале, а о переводе производства на другую территорию.
Валерию ПРЯДКО тоже совсем скоро на пенсию. Говорят, специально под него создается крупный холдинг «Специальная радиотехни ка» во главе с зеленоградским ОАО «Компонент». В этот холдинг планируется включить более 20 предприятий. Вполне возможно, что «Орион-СРС» тоже войдет в него как составная часть. В общем, все будут при деле, только вот ЛЕВЧЕНКО в эту стройную картину не вписывался, поэтому и должен был уйти.
P.S. Автор не претендует на полноту анализа и полную аутентичность своих выводов. «КВ» предлагают высказать свое мнение на наших страницах Владимиру БЕРЕЗОВСКОМУ и всем заинтересованным лицам.