Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Владимир ГОЛОВИН, "Мы только начинаем обтесывать бревнышко, из которого получится человечек"

7 ноября 2005 11:12
0
1736

— Когда было проще работать: в вашу недавнюю бытность заместителем руководителя Главного управления Минюста по Омской области или сейчас, когда напрямую подчиняетесь Москве?

— Безусловно, на вторых ролях быть легче и комфортнее, чем самостоятельно руководить. На руководителе лежит огромная ответственность за решение тех задач, которые ставит перед ним государство. С реорганизацией существенно расширился круг вопросов, за которые отвечаю лично я: кадровая и финансовая составляющие, оргвопросы по изменению структуры службы — все это нужно было организовать и координировать.

На нашу реорганизацию было отведено меньше месяца — это был настоящий обвал. Мы уложились в сроки, но это стоило немалого нервного напряжения. Потом были волнения по поводу назначения — несколько месяцев и я, и мои замы работали с приставкой и.о. Мы предполагали, что нас утвердят в должностях, и поддерживали уверенность в своих подчиненных. В период реорганизации стояла задача не снизить показатели, невзирая на все сложности переходного периода. Штатная численность перераспределялась, пришлось готовить совместные приказы с УВД, УФСБ, судебным департаментом, судами.

В конечном итоге все встало на свои места: утвердили трех моих замов, потом меня. Я считаю, что мы с поставленной задачей справились — все наши показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года идут с плюсом. По итогам 6 месяцев текущего года наше управление наградили Почетной грамотой Минюста, кроме нас, ее дали Ханты-Мансийскому управлению, так что мы в масштабах страны на хорошем счету.

— Вас не смущает тот факт, что вашу службу в обществе сильно не любят и постоянно критикуют?

— Часто деятельность судебных приставов-исполнителей негативно оценивается представителями средств массовой информации, общественностью и даже некоторыми руководителями властных структур. По-моему, эти суждения основаны на незрелом правовом сознании, атавизме издержек переходного периода в менталитете наших сограждан. Нужно признать, что наши граждане еще не привыкли жить и работать в правовом поле. Общество не осуждает людей, когда они, например, не платят годами за квартиру, или работодатель не выплачивает зарплату сотрудникам. Но то же общество отрицательно относится к действиям судебных приставов, которые исполняют решения суда, выселяют должников из квартиры или взыскивают задолженность по заработной плате. В таких сюжетах остается за кадром, что исполнению решения суда предшествует длительное судебное расследование.
Да, не всем нравится жить по закону. Закон — не бесспорный способ регулирования поведения и деятельности людей, но история человеческой цивилизации пока ничего не предложила взамен юридического закона, более того рассматривает его утверждение в качестве своего важнейшего достижения. В пограничных ситуациях всегда стараемся действовать в интересах людей — другого правила быть не может. Как говорил Петр I, на каждый маневр приказа написать невозможно, поэтому всегда стараюсь принимать в пределах моей компетенции выверенные решения в защиту прав и свобод человека.

Помню, в начале становления службы в 1998 году нужно было прилагать массу усилий, чтобы исполнять судебные решения. Но за восемь лет и сама наша служба, и правовая культура в обществе сильно изменились в лучшую сторону. На Западе правовые отношения формировались веками, а мы только начинаем обтесывать бревнышко, из которого получится человечек, уважающий закон, живущий в правовом поле.

— Не секрет, что судебных приставов достаточно активно используют в процессе передела собственности, испытываете ли давление с разных сторон?

— За все время моей работы ни разу не было, чтобы звонили из Минюста или других госструктур и просили решить вопрос тем или иным способом. Звонили по вопросам, связанным с жалобами на наши действия по омским элеваторам и Омсктрансмашу. Конфликтующие стороны пытаются давить на нас жалобами, которые при проверке оказываются необоснованными, а со стороны руководства области я давления никогда не испытывал.

Нужно отметить, что деятельность судебных приставов влияет на состояние экономики. Так, по всей России размер суммарной просроченной задолженности сопоставим с объемом ВВП, в отдельные годы даже превышает его. 13 октября в издательстве «Юридическая литература» вышла в свет книга «Повышение эффективности государственного управления. На примере Федеральной службы судебных приставов России», написанная мной в соавторстве с доцентом Омского юридического институтаЛарисой КАЛГАНОВОЙ. В этой книге мы рассматриваем ФССП России как важный фактор экономического развития страны, анализируем влияние деятельности службы на экономику на региональном, макро- и микроэкономическом уровнях.

Например, при реализации арестованного имущества денежные средства и основные фонды возвращаются в оборот, у них появляется новый более рачительный хозяин. В результате региональная экономика выигрывает за счет ускорения оборачиваемости, появления новых рабочих мест, активизирования рыночных процессов.

— Что остается главной заботой ФССП как федерального органа исполнительной власти?

— Одной из стратегических задач ФССП остается взыскание налогов и сборов. Произошедшие изменения в налоговом законодательстве и законодательстве об исполнительном производстве порой не стыкуются. На этих юридических разрывах теряются людские и финансовые ресурсы. Мы делаем свою работу, а результат порой нулевой. Особенно это касается предприятий с нулевым балансом, с которых нужно взыскивать, а взыскивать нечего. Вместе с налоговыми органами мы стараемся найти компромиссные решения, недавно на коллегии областной прокуратуры рассматривали совместные соглашения, но принципиальное решение неурегулированных вопросов возможно только на федеральном уровне.

— А насколько эффективно исполняются судебные решения в Омской области?

— Всего за 1998-2004 годы на исполнении у омских судебных приставов находилось 1 187 809 исполнительных производств на сумму 24,5 млрд руб. Пик пришелся на 1998-й — 268 176 производств, потом их количество снизилось до 150 — 180 тысяч в год, а в 2004-м — вновь скачок до 235 471. Увеличение количества возбужденных исполнительных производств связано с возрастанием юридической активности населения, изменением правосознания общества. И физические, и юридические лица начинают понимать, что обязательность возврата своих долгов должна становиться нормой.

Есть позитивная динамика по показателям качества исполнения. В нашем регионе процент оконченных исполнительных производств возрос с 54,5% в 1999-м до 84% в 2004-м. А процент исполнительных производств, оконченных с нарушением срока, снизился с 30,7% в 1998-м до 4,2% в 2004-м. Стабильно растет и такой важный показатель, как отдача на бюджетное финансирование службы, сейчас на один бюджетный рубль, вложенный в нас, фактически взыскивается 24 рубля.

Показатель удельного веса фактически исполненных исполнительных документов у нас в 2004-м достиг 55,5% — это лучший результат в Сибирском федеральном округе. Остаток исполнительных производств не следует понимать как неисполнение судебных решений. Нашу работу сильно усложняют процедуры приостановления, отсрочек и отложения исполнительных действий судами. Процент подобных решений вырос с 1,5% в 2000-м до 6,2% в 2004-м, а остаток невзысканных сумм по приостановленным, отсроченным и отложенным производствам увеличился с 675 млн рублей до 1 695 млн, достигнув 77% в 2004 году. Это большой пласт для совместной работы омского управления ФССП с судами.

Качество исполнения судебных решений определяется рассмотрением жалоб в судах. Процент обоснованных жалоб на действия судебных приставов-исполнителей, рассмотренных в судах, снизился с 24% в 1999 году до уровня 8% в 2003-2004 годах при средних показателях 2004 года: общероссийском — 14,9%, в Сибирском федеральном округе — 13%.
Приведенные показатели наглядно свидетельствуют, что решения судов различных инстанций в Омской области исполняются и эффективность исполнения судебных решений повышается. В течение 2002-2004 годов. Управление ФССП по Омской области входит в десять лучших по России.

— А почему судебные приставы эффективно и решительно исполняют решения в отношении физических и юридических лиц, а в отношении государственных структур пасуют?

— Когда принимались действующие законы, был дефицит бюджета. Поэтому и предписывалось, что у предприятий и граждан можно изымать долги без ограничений, а у госструктур — нет, в отношении них предусмотрена особая процедура взыскания через Минфин. Так что в разном отношении к должникам виноваты не судебные приставы, а система установленных законов. Сейчас, когда идет неуклонный рост доходов федерального бюджета, эту ситуацию нужно поправлять. Как сказал президент Владимир ПУТИН, перед закономвсе должны быть равны, независимо от ведомственной принадлежности.

— Насколько, на ваш взгляд, коррумпирована ФССП и как боретесь с «оборотнями в погонах»?

— У нас все оперируют термином коррупция, а ведь закона о коррупции нет, как нет и определения этого явления. Если речь идет об использовании служебного положения в корыстных целях, то это взяточничество, мздоимство. Давайте сначала примем закон, дадим определение, а потом уж будем кричать о коррупции. Относительно нашумевшей кампании об «оборотнях в погонах» скажу, что тому, кто не берет взятки, стыдно носить мундир. Зачем обливать грязью всю структуру, если отдельные работники нечисты на руку?

Я не хочу сказать, что в ФССП сплошной позитив. У нас есть служба собственной безопасности, главный ее принцип — профилактика и предупреждение нарушений со стороны судебных приставов. Это целая система мер, начиная от отбора кандидатов, стажировки, сдачи экзаменов, отчетов наставников и заканчивая строгим контролем за деятельностью наших сотрудников. Если становится известно, что кто-то лукавит, мы не дожидаемся, пока его поймают за руку, а начинаем строгую проверку всех его действий. Если факт нарушения подтверждается, этот человек сразу увольняется, а материалы проверки передаем в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.

Вот сейчас есть информация по одному из сотрудников, проводится проверка. Если обнаружим превышение должностных полномочий, он будет отвечать по закону за свои дела. Но наша цель не посадить проштрафившегося, а содержать в чистоте службу.

— В свете нового Жилищного кодекса судебным приставам предстоит выселять людей из квартир за долги, будете исполнять эти выселения со спокойным сердцем?

— Не так давно был с делегацией Минюста России в Германии, где развитое гражданское общество и одна из самых совершенных систем законодательства. Местные судебные исполнители продемонстрировали наглядное выселение из помещения злостных неплательщиков. Было немало шума, но людей и их вещи четко вывезли в указанное место. Так что, если суд примет решение о выселении, мы будем его исполнять. И жалость тут ни при чем: человек должен отвечать за себя, соразмерять свои возможности. Зачем жить в апартаментах, если содержать их не можешь?

— На что остается время кроме работы?

— Сейчас книга издана, теперь в свободное от работы время на ее базе готовлю докторскую диссертацию. А вообще люблю рыбалку и охоту. Вдохнуть глоток морозного воздуха, посидеть с друзьями у камина.

Владимир Васильевич родился 8 сентября 1950 года в Омске. После восьмого класса пошел работать электрослесарем на завод им.Баранова. В 1969-м был призван в армию, службу проходил в Тюменской области в подразделении связи РВСН.
Во время службы получил среднее образование, демобилизовался в звании старшины. После окончания армейской службы поступил в Омскую высшую школу милиции. В 1975 году попал в Куйбышевский РОВД, работал инспектором, старшим инспектором уголовного розыска.
В 1978-м стал начальником уголовного розыска Советского РОВД, в 1982-м — руководителем городского отдела по раскрытию квартирных краж. В сентябре 1982 года был направлен в Афганистан, где в течение 1,5 года проходил службу в спецподразделении представительства МВД СССР при МВД ДРА. В 1984-м вернулся в Омск и был назначен заместителем начальника отдела по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений УУР УВД Омской области, потом заместителем начальника Советского РОВД по оперативной работе.
В 1986 году назначен начальником Советского РОВД, спустя три года поступил в Академию МВД. После окончания академии стал заместителем начальника одного из структурных управлений УВД, в 1993-м — начальником управления по борьбе с организованной преступностью, в 1997-м — заместителем начальника УВД, начальником штаба УВД Омской области. В июне 1998 года назначен главным судебным приставом Омской области. В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию. Государственный советник юстиции 2-го класса. В мае 2005 года назначен начальником управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области.

Награжден медалью «За отвагу», медалью имени Анатолия КОНИ — высшей наградой Министерства юстиции, ему присвоено звание «Заслуженный юрист РФ».
Женат, есть дочь.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.