Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

РАО предъявло иск кинотеатру "Маяковский"

7 ноября 2005 10:34
0
1774

Авторский рэкет

В российском Законе «Об авторских и смежных правах» есть несколько довольно скользких моментов. В частности, статья 13 закона посвящена аудиовизуальному произведению, иначе говоря, кино. В пункте первом данной статьи указывается, что авторами кинофильма считаются три лица: режиссер, сценарист и композитор. Все они при создании фильма передают свои исключительные права изготовителю. Естественно, заключается договор, где оговариваются все условия распределения доходов от проката. Однако пунктом третьим этой статьи предусмотрено, что композитор сохраняет право на авторское вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.

Согласно постановлению правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения», при показе фильма в кинотеатре композитор должен получить 3% валового сбора от продажи билетов. Почему композитор поставлен в привилегированное положение, законодатель не объяснил.

Возможно, третий пункт статьи 13 имел бы смысл, если бы право на вознаграждение возникало при исполнении музыкального произведения вне рамок кинофильма. Ведь предусмотрено этой же статьей то, что, например, автор романа, по которому поставлено кино, пользуется авторским правом на свое произведение, независимо от того, где и как показывается фильм. Точно так же и композитор, один раз продавший свою музыку, может оформить ее отдельно и продавать. О несовершенстве закона можно говорить долго. Однако кинотеатрам, выплатившим прокатчику положенное по договору вознаграждение (до 50% от кассовых сборов), но не оплатившим отдельно вознаграждение композитору, может прийтись туго.

В Москве и Екатеринбурге уже есть судебная практика, когда суд обязывал кинотеатры выплачивать авторские вознаграждения за публичное исполнение музыки в фильмах. Например, московское ООО «Киномир» должно было выплатить за музыку в фильме «Матрица» около 190 тысяч рублей (по закону компенсация за нарушение составляет от 10 тысяч до 5 миллионов рублей). Сегодня иск ждет и омский кинотеатр «Маяковский», который «задолжал» композитору «Ночного дозора» Юрию ПОТЕЕНКО.

Еще более абсурдна практика взыскания денег за авторское вознаграждение с ресторанов, кафе, общественного транспорта, где включаются различные радиостанции. Дело в том, что, как правило, все радиостанции изначально заключают лицензионные договоры с авторами. Но защитники авторских прав утверждают, что если радиостанция платит за передачу произведений в эфир, то, например, «маршрутчики» — за публичное исполнение.

В законе публичное исполнение — это любое исполнение в месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц. А передача в эфир — это сообщение произведений для всеобщего сведения. Законодатель расценивает эти понятия как абсолютно независимые, однако в чем их принципиальные отличия, не поясняется.

Есть и еще вопрос: кто у нас является главным защитником авторских прав? Государство? Авторы? Оказывается, что главные защитники — это «организации, управляющие имущественными правами» авторов на коллективной основе. Эти организации могут создаваться только обладателями авторских прав или их наследниками. А дальше, как правило, выбиванием денег с пользователей занимаются наемники, никакого отношения к созданию различных произведений не имеющие. Государство лишь установило минимальные ставки авторских вознаграждений и, как говорится, умыло руки.

В законе нет никаких ограничений по количеству этих организаций, не прописан механизм контроля их деятельности со стороны пользователей.

Фактически авторские права — это рынок, который никак государством не регулируется. Единственное ограничение — это то, что «коллективщики» должны быть общественной организацией и не должны заниматься коммерческой деятельностью. А им не надо. Закон дает право этим организациям собирать авторские вознаграждения и за тех авторов, которые не передавали им этих полномочий. (Об этом говорится в пункте 3 статьи 45, а в пункте 2 этой же статьи идет речь о том, что «полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров». Но это к слову.) Собранные за «неизвестных» авторов деньги хранятся три года, а потом идут на нужды «коллективщиков». Кроме того, как правило, эти организации берут определенный процент от собранного авторского вознаграждения на покрытие понесенных расходов.

Эй, вы, там, наверху

Теперь посмотрим, какие организации занимаются — сбором авторских вознаграждений. Да почти никакие. И если в Москве есть пара-тройка «коллективщиков», то в регионах действуют филиалы одной самой крупной организации — Российского авторского общества РАО. Создали его сами авторы. Высший руководящий орган — общее собрание, которое собирается раз в шесть лет, утверждает устав, избирает авторский совет. Президентом авторского совета РАО является композитор Владислав КАЗЕНИН, вице-президентами — композиторы Андрей ПЕТРОВ, Олег ГАЛАХОВ, Юрий АНТОНОВ и писатель Сергей ЕСИН. Авторский совет утверждает эмблему, бюджет и т.д. Но главную роль играет исполнительный орган — правление. Оно принимает на работу, устанавливает должностные оклады и, главное, утверждает ставки сбора средств с пользователей.

Кто является пользователем? Театры, концертные залы, кинотеатры, спортивные комплексы, магазины, бары, кафе, рестораны, транспорт и т.д. В 2004 году РАО собрало 929 миллионов 490 тысяч рублей, истратило на фактические расходы более 179 млн рублей (данные официального сайта РАО). Комиссионный сбор от авторских вознаграждений составляет от 7 до 15%. Размер комиссионного сбора определяется для каждого автора индивидуально, в уставе об этом не сказано ни слова.

Никаких обязательств РАО перед пользователями авторских произведений в лицензионном соглашении не просматривается. Общество требует финансовые документы пользователя, необходимые для расчета авторских вознаграждений. И единственное обязательство — общество гарантирует (!) конфиденциальность в отношении этих документов.
Пользователь даже не может ознакомиться с договорами, заключенными между РАО и авторами, ведь по закону обществу не обязательно иметь договор с автором. Оно может собирать авторские вознаграждения за всех.

Тем не менее сотрудники РАО утверждают, что никаких секретов у них от пользователей нет. Можно позвонить в центральный офис РАО в Москве, и там могут дать данные автора, которому выплачено вознаграждение. Например, любят в каком-нибудь омском кафе песни Юрия АНТОНОВА. Вот и пусть звонят ему и спрашивают, мол, а пришли ли вам наши деньги.

Механизм отчетности перед авторами РАО описало так: «РАО гарантирует автору беспрепятственный доступ к информации о суммах его вознаграждения и произведенных удержаниях (налоги и целевые добровольные отчисление на покрытие расходов РАО). — Прим. „КВ“).

На месте разберемся

В Омске есть три инспектора, которые имеют доверенность от Сибирского филиала РАО (находится в Новосибирске). Они выдают лицензии на публичное исполнение, собирают с омских пользователей отчетную документацию и отправляют ее в Новосибирск.

Сами сбором денег они не занимаются. Все пользователи перечисляют деньги через банковский счет прямо в Москву. Инспекторы собирают так называемые „рапортички“, где пользователь указывает, произведения каких авторов звучали в его заведении в течение месяца. „Рапортички“ отправляются в Сибирский филиал, где обрабатываются, и вся информация передается в Москву. Дальше правление РАО подводит итоги отчетного периода и перечисляет деньги тем авторам, на которых у них есть данные. Имена „неизвестных“ авторов вывешиваются на сайте под рубрикой „РАО ищет“.

Омский инспектор Галина МИЦЕНКО утверждает, что им очень часто приходится искать омских авторов, которым из РАО пришли авторские вознаграждения. Говорят, что находят. Корреспондент „КВ“ связался с представителями омской группы „Воланд“ (они выпустили четыре альбома, их произведения появляются на радио и ТВ), которые ничего об авторском вознаграждении за публичное исполнение не слышали и ничего никогда не получали.

»КВ" также связались с различными омскими творческими союзами (композиторов, писателей и др.), но и они мало что слышали о РАО. Один из немногих омских авторов, который действительно получает авторское вознаграждение от РАО, Владимир БАЛАЧАН. Но это одна из самых заметных творческих фигур Омска, автор знаменитой песни «Хлеб всему голова», а также гимна Омской области.

Получается, что авторские вознаграждения получают в основном известные творческие деятели, а вот молодые авторы в пролете. Справедливости ради надо сказать, что омский инспектор Марина ГОРБИК делает действительно благородное дело: обеспечивает авторскими вознаграждения молодых авторов-художников, декорации которых задействованы в спектаклях омских театров.

Однако главная цель омских инспекторов — заставить всех пользователей платить. «Есть закон, — говорит инспектор Игорь ГОРБИК, — и его надо выполнять. Положено платить композитору фильма отдельно, значит, так надо. Ведь композиторы изначально получают мало за свою работу».

Кстати, интересно, какой процент от прибыли должен платить тот или иной пользователь, в конечном счете определяет сам инспектор. Есть постановление правительства о минимальных ставках. Им почти никто не пользуется. Есть ставки, разработанные правлением РАО, они действуют по всей России. Однако, по словам Галины МИЦЕНКО, пользователям могут пойти на уступки — сделать ставки меньше. Вот так. Получается, что не сами авторы, а некие инспекторы в конечном счете устанавливают, сколько должен платить ресторан или маршрутное такси. И все это на благо автора, которого сотрудники РАО, может, и не найдут.

В законе об авторских правах указывается, что невостребованные средства «коллективщики» могут направить на создание фондов. Кстати, на Западе, на который любят ссылаться представители РАО, есть практика, когда авторские общества создают фонды в поддержку молодых авторов. Информации о подобных фондах, создаваемых РАО, нет ни на официальном сайте, ни у омских инспекторов.

Так что не надо удивляться тому, что пользователи не хотят заключать лицензионные соглашения с РАО. Омские кафе «Альпийская кружка» и «Голландская чашка» недавно вошли в Ассоциацию рестораторов и отельеров. И вопрос о получении лицензий они будут решать уже под эгидой ассоциации. Тем не менее омские инспекторы уже готовятся встретиться в суде с «Альпийской кружкой», а также с ресторанами «Золотой дракон» и «Кофе-терра».

И еще один момент. По закону об авторских правах регистрация авторских прав не нужна. Грамотные авторы запечатывают свое произведение в конверт и отправляют сами себе заказное письмо. Штамп на конверте фиксирует возникновение данного произведения, и автору уже ничего не стоит доказать свои права. Однако РАО предлагает авторам услугу — депонирование произведений. Произведение заносится в базу данных общества, то есть то же самое, что отправка по почте. Только вот услуга эта платная: от 1 500 до 3 000 рублей. И хотя изначально РАО не должно заниматься коммерческой деятельностью, отдел по депонированию существует. Кроме того, РАО предупреждает авторов, что депонирование не является доказательством авторства, о доказательствах автор должен позаботиться сам. Тогда зачем нужно депонирование?

Справка «КВ»

Российское авторское общество действует под покровительством президента России. Сегодня общество имеет 12 филиалов. 18 тысяч авторов заключили договоры с РАО, а также оно представляет интересы более миллиона зарубежных авторов.

РАО ищет автора (выдержки с сайта www.rao.ru)

1. ГРОМОВА Е. «Мила» (гр.Че-те-надо)
2. КОВТУН Л. «Аист на крыше»
3. ОСИПОВ И., КАРПОВИЧ А. (куплеты) «Если б я был султан» и др.
4. ВЕРЕЩАГИН Анатолий («Недотрога»)
5. «Гражданская оборона» — группа.
6. ВОРОНКОВ Д., КУЗЬМЕНКО Ю. — авторы музыки к сериалу «Дальнобойщики»;
7. Игорь ВДОВИН — автор оригинальной музыки к кинофильмам «Богиня: как я полюбила», «Тайна блокадного города», серии фильмов «Петербург-300»
Ставки авторского вознаграждения

Минимальные
(постановление правительства) — за исполнение музыкальных произведений в кинотеатрах (фойе), кафе, ресторанах и других местах при воспроизведении в звукозаписи — 0,1% от суммы дохода плательщика, полученного от основной деятельности.

Ставки РАО для этой же категории пользователей (выборочно) — до 40 посадочных мест — 3000 рублей ежемесячно
До 54 — 3 500 рублей
До 70 — 4 500 рублей
До 84 — 6 000 рублей
До 100 — 8 000 рублей
Заместитель директора омского филиала ООО «Талирс» Константин КРАСКОВ:

— Когда заходит речь об авторском вознаграждении композитору за музыку в кинофильме, то я сразу думаю о том, что когда я покупаю чайник, то мне продают его полностью, и не предлагают купить отдельно корпус и отдельно подставку. Ведь кинофильм — это единое целое произведение. Однако закон обязывает платить композитору, но в законе не сказано, что пользователь должен платить именно РАО. У нас большие сомнения по поводу того, что деньги доходят до композиторов. Пусть РАО опубликует в прессе все материалы о том, как они рассчитываются с композиторами. Кстати, сегодня кинокомпании с авторами договариваются на берегу, включая авторское вознаграждение в гонорар.

Елена Калиновская
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.