— Пан Йозеф, с чем связано это решение и какие вопросы вы будете курировать в своей новой должности?
— Это решение мне давалось нелегко, рассматривался и вариант, чтобы я продолжил работу в Омске. Но, думаю, три года уже достаточно длительный срок. И я ни о чем не жалею, это время пролетело для меня мигом, как будто приехал в ваш город только вчера.
Я возвращаюсь в «Матадор», где буду работать территориальным директором по Российской Федерации и СНГ. В моей компетенции будет не только наше СП в Омске, но и коммерческие интересы «Матадора» по всей России. Это прежде всего словацкое ЗАО «СловШинТрейд», которое уже три года занимается реализацией нашей продукции. Кроме того, в Казахстане, в городе Алматы, работает дочернее предприятие «Матадор-А». Оно активно развивается, как и весь казахстанский рынок. Здесь же под боком вся Средняя Азия, где у «Матадора» также есть свои интересы.
Плюс ко всему, у нас имеются планы по сотрудничеству со всеми шинными заводами России. И речь идет не только о продвижении наших покрышек, но и о реализации оборудования для шинной промышленности и конвейерной ленты, производством которых «Матадор» также занимается. Кроме того, в этом году начало бурно развиваться наше новое подразделение «Матадор-Автомотив», которое ориентировано на поставку целых узлов для автомобилей. Нам предстоит более активно налаживать контакты со всем российским автопромом, ведь здесь появляются все новые производители.
— Кто сменит вас в должности гендиректора «Матадор-Омскшины»?
— В Омск приедет Штефан ПРЕКОП, который уже работал директором совместного предприятия в 1997 году. Затем он занимал ведущие должности в головном офисе АО «Матадор» и два года был его генеральным директором. Наверное, лучшего выбора для омского предприятия нет, и за судьбу СП я спокоен.
Господину ПРЕКОПУ придется продолжать начатые перемены. Но я хотел бы его предостеречь — если шагнуть слишком далеко, ожидаемый результат может и не наступить. Сначала следует тщательно анализировать готовность к восприятию перемен и подготовить почву. Например, когда-то мы оборудовали в цехах комнаты приема пищи. И уже в 2003 году решили поставить здесь автоматические кофе-машины. Однако потом побоялись, что они могут скоро прийти в негодность. Может, тогда бы это и произошло, но сегодня кофе-автоматы уже стоят во многих местах на заводе. Развитие происходит очень быстро, и надо просто чувствовать этот момент.
— Что было сделано за три года вашего руководства?
— В 2003 году я возглавил коллектив, насчитывающий 720 человек. Мы выпускали легковые покрышки 15 — 16 типоразмеров и две модели легкогрузовых шин. Передо мной стояла задача крупномасштабной модернизации этого производства. В большинстве российских заводов она уже была начата, и нам пришлось их догонять, чтобы успеть в быстро разогнавшийся российский шинный поезд.
В течение 2003 — 2004 годов было приобретено и поставлено на серийное производство множество нового оборудования. По сравнению с предыдущими годами оно было действительно новым, а не б/у. Хотя, конечно, и такое оснащение у нас послужить еще долго. Но все-таки сегодня мы видим свое предприятие только с оборудованием нового поколения. Многое было сделано и для улучшения конструкции, технологии автопокрышек. Почти на всех типоразмерах в качестве армирующего материала мы перешли на полиэфирный корд вместо вискозы. А это тоже путь к повышению качества и шаг навстречу своему потребителю.
В 2004 году был осуществлен очень серьезный этап — освоение корпуса 6-б, переданного в наше имущество в виде недостроя еще в 1995 году. «Матадор-Омскшина» развивает здесь проект в области машиностроения, а именно службу по ремонту и производству пресс-форм для изготовления автопокрышек и контейнеров для гидравлических пресс-форм. Это подразделение еще одна наша опора, позволяющая предприятию крепче стоять на ногах. Проект вышел на прибыльные показатели на полгода раньше планируемого срока. С 1 января здесь предполагается перейти на четырехсменную систему работы, как и на основном производстве. Заказов очень много, например, в следующем году мы должны сделать около 50 легковых пресс-форм и порядка 12 контейнеров.
— В прошлом году вам было передано все производство легковых покрышек Омскшины. Каков результат?
— Это самый переломный момент при моем руководстве. Стратегическое решение об объединении производств созревало очень долго и давалось не просто. Нашим руководителям и специалистам пришлось в очень сжатые сроки выполнить ряд неординарных задач. К примеру, в течение одной недели мы приняли к себе на работу 600 человек. Я уже не говорю обо всем оборудовании, которое СП взяло в аренду сроком на пять лет, о переходе на технологию «Матадора». Пришлось пересматривать все смеси и рецептуры, конструкцию каждой покрышки и решить очень много других вопросов. С момента объединения прошло почти 11 месяцев, и мы можем констатировать — все шишки уже набиты и горький опыт позади. Проблемы с оборудованием, конечно, еще возникают. Но его модернизация уже одобрена в плане технико-экономического развития до 2010 года, который обсуждался на совете директоров предприятия и был одобрен акционерами СП.
— Что включают в себя эти планы?
— Они грандиозные с точки зрения роста объема производства, но главное — это модернизация. Постепенно мы будем уходить от устаревшей российской технологии. К 2008 году корпус №52, с которого начиналось наше совместное производство, планируется приспособить для выпуска 13 — 15-дюймовых высококачественных покрышек. Они будут производиться, в основном, на сборочных станках РС-2 и ОРП и вулканизироваться на современных 42- и 45-дюймовых гидравлических прессах, которых в корпусе сегодня работает уже 30 штук.
Вторая часть производства станет относительно самостоятельной и расположится в корпусе №1 Омскшины, который мы начнем осваивать со следующего года. Здесь должен разместиться выпуск высокотехнологичной продукции класса high performance — покрышек с посадочным диаметром 14 — 17 дюймов. Они также будут производиться на импортных станках РС-2, которых до 2008 года здесь будет шесть штук. С 2006 года мы также начнем установку в этом цехе вулканизационных прессов нового поколения. Таким образом, к 2008 году у нас будут два производственных комплекса, каждый мощностью около 2 млн шин в год. Вся программа рассчитана до 2010 года с инвестициями примерно в 53 млн долларов.
В следующем году будет реальным выпустить около 800 тысяч штук покрышек с новым сибуровским брэндом Cordiant и около 1 — 1,5 млн штук шин Маtador. Остальными будут покрышки с нашими традиционными марками «Матадор-Омскшина» и «Омскшина». Но к 2008 году предприятие начнет производить только брэндированную продукцию, и соотношение между марками Маtador и Cordiant составит примерно 50 на 50. Наша цель — на протяжении двух лет довести выпуск этих новых покрышек до 4 млн штук в год.
— Как строится система сбыта автопокрышек?
— С 2003 года продукцию реализуют два генеральных дилера — ООО «Сибур -Русские шины» и ЗАО «СловШинТрейд», каждый из которых сегодня продает почти половину наших шин по России и СНГ. К концу 2005 года мы наконец-то откроем свой фирменный магазин, который появится в шестом корпусе недалеко от проходной завода. Наши дилеры смогут использовать его как барометр цен и спроса на конкретные автопокрышки в каждом сезоне. Мы прикладываем все усилия, чтобы этот магазин стал одним из лучших и посещаемых в Омске, с соответствующим сервисом, услугами по шиномонтажу и культурой обслуживания.
Кроме того, у нас развился стабильный экспорт. Через головной офис «Матадора» омские покрышки идут во многие страны мира. В первую очередь мы выходим на рынки Северной Европы, Словакии, Чехии, Польши, Венгрии — всего 15-16-ти стран. Это очень важно, ведь на российском рынке становится тесно. Иметь стабильную экспортную составляющую необходимо, это также оценка качества нашей продукции. В Европе совсем другое конкурентное поле с иными требованиями и стандартами.
— Работаете ли с российскими производителями автомобилей?
— В этом году мы продолжили поставки нашей продукции на АвтоВАЗ. Наше присутствие имеется на ГАЗе, также мы поставляем автопокрышки на комплектацию «Оки». Пытаемся развивать эту деятельность, трейдеры работают по предложениям с заводами Ford, Kia, Renault, Skoda в России и Казахстане. Будем стараться держать эту составляющую сбыта на уровне не более 20 — 25% от общего объема производства. Это та разумная граница, которая дает нормальный экономический результат.
— А какова рентабельность предприятия?
— На эти показатели отрицательно повлияли слияние производств с 1 января 2005 года и связанные с этим дополнительные расходы. Совет директоров СП в этом году заседал восемь раз, и многие решения пришлось принимать по ходу. Если говорить о чистой прибыли, прикладываются усилия, чтобы в этом году она достигла уровня 25 — 30 млн рублей. Самые большие сложности были в первом полугодии, когда мы выходили из «красных» цифр, нам это удалось, и сейчас уже четвертый месяц СП работает с хорошими показателями.
Количество работников на сегодняшний день составляет 1 275 человек. Средняя заработная плата — свыше девяти тысяч рублей. В 2005 будет выпущено 2 млн 850 тысяч шин, в следующем году мы строим планы на 3 млн 185 тысяч. Наши акционеры — АО «Матадор» и ООО «Сибур — Русские шины», владеющие количеством акций в равных долях, дали согласие увеличить уставной фонд путем дополнительной эмиссии акций. На вырученные таким образом деньги мы приобретем часть зданий, сооружений, оборудования и получим возможность более быстрого развития.
— По своему уровню производства, управления и качества вы, наверное, не отстаете от других российских и зарубежных компаний?
— Есть часть российских заводов, где внедряется совершенно новая технология. Например, это проекты компаний Pirelli в Нижнекамске, Michelin в Подмосковье, планы Nokian по производству под Питером. Сегодня с качеством нашей продукции может сравниться уже некоторая часть российских производителей шин. Но у нас перед конкурентами по-прежнему имеется ряд преимуществ. К примеру, кроме постоянно работающих у нас специалистов из «Матадора», нам помогают советами технологи, конструкторы, химики, специалисты по качеству, которые к нам регулярно приезжают из Словакии в длительные командировки. Место нашей продукции на рынке прочное, и мы не собираемся его уступать. Наша цель — выйдя со всем объемом производства в средний ценовой сегмент, удержать оптимальное соотношение цены и качества.
— После перевода в головной офис будете ли посещать Омск?
— Конечно, и буду обязательно приезжать на хоккейные матчи. Словакия и Россия останутся в хоккее вечными соперниками, надеюсь, достойными. В Омске у меня появилось очень много друзей, и не только по работе, поэтому буду очень рад возвращаться на омскую землю. А в феврале мы вновь будем готовить в вашем городе традиционные автогонки на кубок АО «Матадор».
Йозеф РУЧЕК
Господин РУЧЕК родился 29 мая 1958 года в городе Белуша в Словакии. Там же окончил основную школу, а в 1977 году — гимназию в городе Пухове. В 1978 году поступил в Московский химико-технологический институт, который окончил в 1983 году по специальности «Кибернетика химико-технологических производственных процессов». После года службы в чехословацкой армии в 1984 году устроился на Шинный завод имени 1-го мая (впоследствии — АО «Матадор», Словакия) системным программистом. В 1991 году стал ассистентом коммерческого директора, а с осени того же года — коммерческим представителем завода при посольстве Чехословакии в СССР. С 1993 года после разделения Чехословацкой республики и акционирования компании работал коммерческим представителем АО «Матадор» в России. С января 2003 года по настоящее время — гендиректор СП ЗАО «Матадор-Омскшина».
Женат, имеет двоих детей.
Алексей ПАНТЕЛЕЕВ