На презентации Омской области, которая проходила в Берлине, руководство компании «Еврохолдинг» подписало договор о строительстве в Омске нового хлебозавода проектной мощностью 50 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Общий объем инвестиций в проект — 15 млн евро. Строительство начнется уже этой весной, а первую продукцию под торговой маркой «Сибирский пекарь» новый хлебозавод должен выдать уже в декабре 2006 года. Об этом и о других своих проектах корреспонденту «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал председатель совета директоров ООО «Еврохолдинг» Руслан ЕВТИХОВ.
— Руслан Олегович, новый хлебозавод — это тот самый проект, о котором вы говорили прошлой зимой?
— В общем да. Идея строительства современного хлебопекарного предприятия родилась у меня еще три года назад. В тот момент я был генеральным директором ОАО «Хлебник». Вообще, если честно, идею подсказали мои немецкие партнеры. У меня много знакомых среди директоров хлебозаводов в Германии. Когда двое из них посетили Омск, я им показал омские хлебозаводы — просто так, для знакомства. И они были крайне удивлены нашей отсталостью. И в тот момент у меня зародилась мысль построить в Омске современный хлебозавод. Три года я потратил на подготовительную работу. Объездил почти всю Германию, смотрел немецкие хлебозаводы, искал проектные организации. И вот теперь вплотную подошел к реализации этого проекта. Неделю назад в Берлине был подписан окончательный текст договора с немецкими партнерами.
— Кто будет строить завод и какое оборудование будет там стоять?
— Хлебопекарное оборудование будет от очень известных производителей — немецкой компании Wachtel GmbH и японской Rheon Ltd. Причем немецкая компания выступает соинвестором. Мы договорились, что инвестиции будут 50 на 50. Общая стоимость проекта — 15 млн евро. Мы договорились, что половину вносят они — оборудованием. Площадка уже есть — 7 га в Кировском округе, в районе пивзавода. Строить будет немецкая строительная компания Vollak Int — одна из крупнейших в Германии.
— Ваш немецкий партнер инвестирует средства в уставный капитал?
— Нет, конечно. Сегодня многие путаются в вопросах инвестиций. Ни одна западная компания не хочет вкладывать средства в уставный капитал российских компаний. В России такое законодательство, что сделать это фактически невозможно. Так что вклад нашего партнера — это оборудование. За него я должен рассчитаться. Вообще это самый предпочтительный вариант, когда западная компания инвестирует деньги в виде технологий и оборудования, а собственник у предприятия остается российский. Все мои обязательства перед западным партнером только в том, чтобы вернуть ему со временем деньги.
— В какой срок вы должны рассчитаться за это оборудование?
— Срок не оговаривается. Мои немецкие партнеры мне доверяют. Но если мы говорим об окупаемости проекта, то она не превышает трех лет.
— Омский рынок хлебобулочных изделий заполнен на 100%. Многие предприятия даже не работают на полную мощность. Вы считаете, что найдете себе нишу?
— По моим расчетам, все хлебозаводы, которые сегодня есть на территории Омской области, через пять лет будут неконкурентоспособны. Их оборудование изношено уже на 100%. Причем никаких серьезных инвестиций в основные средства ни на одном из омских хлебопекарных предприятий за последние пять лет, насколько мне известно, не было. Даже то, что было сделано лично мной в «Хлебнике» почти на миллион долларов, — это тоже практически ничего. Да, было закуплено новое японское оборудование, был полностью реконструирован цех, на заводе появилось 2 000 квадратных метров дополнительных производственных площадей, которые позволили увеличить мощность на 20 тонн хлеба в сутки...
— Тем не менее предприятие в целом осталось старым...
— Именно. Ни один из старых хлебозаводов не поддается реконструкции. Они построены по схеме 50-х годов. Новое оборудование установить в старые корпуса невозможно, а расширяться некуда — нет площадей. У «Хлебника», например, один гектар земли. И еще в центре города. Во-первых, никто ему не выделит дополнительную площадь, а во-вторых, невыгодно иметь участок в центре — слишком большой налог на землю получается.
— То есть рынок созрел и пришла пора строить новый хлебозавод?
— В моем понимании, однозначно. Я бы не стал вкладывать в проект собственные деньги, если бы не был уверен в его успехе. Мне и без того есть чем заняться. У меня много проектов, не связанных с хлебом. Другой вопрос, что я десять лет потратил на хлебное производство. Было бы странно не заниматься бизнесом, который хорошо знаешь.
— Сегодня рынок расширяется?
— Совсем наоборот — сжимается. Ежегодно потребление хлеба в России снижается на 3-7%. И причина понятна — стали жить лучше. Хлеба покупают больше, когда живут плохо.
— Сколько в Омске производят хлеба?
— По моим оценкам, все омские хлебозаводы и пекарни ежесуточно дают порядка 200 тонн. Но вопрос, как я его понимаю, не в том, сколько производить, а в том, что именно производить. Самый большой объем на хлебозаводах — это хлеб «Урожайный» в буханке и хлеб «Пшеничный» 1 сорта. Этому продукту минимум шестьдесят лет. Он уже устарел. И молодое поколение перестает его покупать. Молодой семье не нужна большая булка. Ей достаточно 300-400 граммов хлеба в день. Но оборудование хлебозаводов настроено только на этот продукт.
— Чем будет отличаться оборудование вашего завода?
— Оно будет принципиально иным. На таком оборудовании можно производить практически любой продукт, и самое главное — оборудование можно будет быстро перенастраивать. Ассортиментный ряд у нас предполагается очень широкий. На заводе будут в больших объемах производиться подовые сорта хлеба. В Омске сегодня только «Хлебник» их производит и рынок еще далеко не насыщен. Кстати, в «Хлебнике» эту тему тоже я начинал. Правда, после моего ухода ее так и не довели до ума. Еще будет стоять японское оборудование, которое фактически заменяет руки человека. Не в плане автоматизации ручного труда. Речь идет о руках как особом инструменте в технологии хлебопечения. Руки — это самый мягкий инструмент для теста. Так вот, это японское оборудование имеет коэффициент рук человеческих 0,66. То есть еще нежнее.
— В хлебопечении за единицу принимают руки пекаря?
— Естественно. Руки пекаря — это вечная тема. Могу по этому поводу рассказать один случай, которому сам был свидетелем. Однажды я присутствовал на конкурсе пекарей в одной деревне. Три разных пекаря положили в форму одинаковое тесто. Формы одновременно поставили в одну и ту же печь. В результате у них получилось три разных хлеба.
— Вы уже зарегистрировали компанию для нового хлебозавода?
— Да. Эта компания называется ЗАО «Хлебник».
— В Омске теперь будут два «Хлебника»? САХО не обидится?
— А на что обижаться? Юридически у нас все сделано правильно. В САХО открытое акционерное общество «Хлебник», а у нас закрытое — ЗАО «Хлебник». Что касается торговой марки «Сибирский пекарь», под которой работает торговый дом, то она лично моя. И я намерен выпускать хлеб именно под этой торговой маркой.
— В торговом доме «Сибирский пекарь» у вас осталась доля?
— Я свою долю продал. Сейчас этот торговый дом использует брэнд «Сибирский пекарь» без моего согласия. Пока я судиться с ними не хочу. Надеюсь решить этот вопрос мирным путем.
— Почему, кстати, вы ушли из ОАО «Хлебник»?
— Мы с новым собственником разошлись во мнениях на принципы управления. Я не хотел быть послушным исполнителем воли САХО. А когда понял, что Павлу СКУРИХИНУ не нужны сильные управленцы, которые хотят развивать предприятие, то принял решение уйти.
— Чем еще занимается сегодня ООО «Еврохолдинг»?
— Это управляющая компания. У меня на сегодняшний день много проектов, и «Еврохолдинг» был создан именно для управления инвестициями в эти проекты. Еще эта компания является держателем активов.
— Почему была выбрана в качестве подрядчика компания Vollak?
— Это одна из крупнейших строительных компаний Германии, которая строит в год до 100 крупных промышленных объектов. И не только предприятия, но и магазины, автосалоны. Чтобы было понимание о том, что такое Vollak. могу сказать, что у этой компании сегодня генподряд на строительство автосалонов Audi-Volkswagen по всей Европе. Также по всей Европе она строит автосалоны для Peugeot.
— А какие еще проекты у вас в работе?
— Один проект — это автобизнес. Вместе с партнером стоим автосалон Subary, и планируем строить автосалон Honda. Еще я являюсь совладельцем клиника «ДОКТОР САШ». А не так давно начал работать мой образовательный проект — «Школа молодого лидера».
— Говорят, вы становитесь публичным политиком и собираетесь избираться в Законодательное собрание...
— Нет, не собираюсь. В Законодательном Собрании и без меня есть кому работать. Я прежде всего бизнесмен. А публичной политикой пусть занимаются те, кто умеет это делать лучше меня.
— Каково ваше мнение о презентации Омской области в Германии?
— Идея действительно очень хорошая и плодотворная. Более того, если бы такие встречи омских и немецких бизнесменов стали происходить регулярно, в рабочем режиме, не только в Германии, но и в Омске, то результат был бы еще лучше. И если государственные люди этим вопросом озаботятся, уверен, что тогда ни один или два проекта начнут реализовываться в Омске, а десятки новых предприятий начнут строиться. От этого всем будет лучше — и бизнесу, и бюджету.
— Почему именно Германия?
— Во-первых, это индустриальная страна. Германия на сегодняшний день обладает очень хорошими технологиями. Во-вторых, немцы нам ближе по своему менталитету. В-третьих, среди бизнесменов Германии много наших бывших соотечественников. Именно поэтому, на мой взгляд, сегодня оптимально работать именно с Германией, покупать немецкую технологию и везти ее в Омск. Последняя поездка в Берлин показала, что это возможно. И я готов в этом вопросе помочь консультациями любому омскому предпринимателю.
Руслан Олегович родился 9 января 1970 года в городе Омске. Окончил в 1987 году среднюю школу № 73 и в том же году устроился рабочим в ПО «Омскшина». В 1988 году был призван в армию. Служил в воздушно-десантных войсках. Получил правительственную награду — медаль «За отличие в воинской службе» II степени.
С 1990-го по 1994 год — работал в органах внутренних дел. Сначала в должности младшего оперуполномоченного городского отдела по борьбе с экономическими преступлениями, а затем помощником дежурного по части в Октябрьском УВД. Уволился из органов в звании сержанта.
В конце 1994 года зарегистрировал собственное предприятие «Продпроект» и открыл мини-пекарню. Потом, когда бизнес расширился, основал ЗАО «Сибирский пекарь». В 2000 году был назначен на вакантную должность генерального директора ОАО «Хлебник». В этой должности работал до начала 2005 года. После того как уволился с поста генерального директора хлебозавода, создал ООО «Еврохолдинг».