Истоки
Я пришел работать в «Супермир» не с самого его появления в городе. К моменту моего прихода работало уже около трех магазинов. Помню это невероятно затяжное собеседование, состоящее из четырех пунктов: менеджера по персоналу, тренинг-менеджера, начальника службы безопасности и детектора лжи. Еще тогда в журнале «Деньги» писали о том, что примерно один из шестидесяти человек может стать стажером компании. Я таким стал, а значит, получил некоторые гарантии надежного трудоустройства через каких-то два месяца. Обещали много и пугали не меньше. Говорили о штрафах, о командировках и, наконец, о том, что в ближайшее время придется забыть о личной жизни. На другую чашу весов положили довольно внушительную для молодежи сумму — 10 000 рублей. Десять тысяч! Вернее, говорилось, что это только лишь для начала, что старшие продавцы получают в разы больше.
Так и было вначале. Менеджеры магазинов и некоторые продавцы получали до шестидесяти тысяч рублей в месяц. Это и понятно! Конкуренты не могли ничего противопоставить натиску «Супермира» в городе, покупатели потихоньку приглядывались, и черно-красные магазины наполнялись в основном стажерами, сидящими на окладе, а проценты получали единицы. В те месяцы сознание большинства стажеров и продавцов занимала Идея. Одна большая Идея компании «Супермир». Идея создания собственного государства, отделенного от остального мира. Это была большая мистификация, в которой молодые люди зарабатывали большие деньги, не имея даже высшего образования. Там «супермиряне» чувствовали себя выше других, они дорого (пусть и безвкусно) одевались, носили темные очки и владели своим миром...
Во многом я поддерживал эту идею. Даже ночные задержки на работе не мешали мне верить, что я могу. Потому что было сильное желание. После сильное желание работать переросло в сильное желание «убить» своего директора розницы!
Дорога доблести
Вот возможный путь карьериста в «Супермире», который был вполне реален и доступен еще полгода назад:
СТАЖЕР — ПРОДАВЕЦ — СТАРШИЙ ПРОДАВЕЦ — ТРЕНЕР — ЗАМ. ДИРЕКТОРА РОЗНИЦЫ — ДИРЕКТОР РОЗНИЦЫ — УПРАВЛЯЮЩИЙ ФИЛИАЛОМ
Понятно, что высокие управленческие должности могут быть достижимы только для тех, у кого есть соответствующая теоретическая подготовка, короче, нужное образование. Но некоторые этот путь прошли. Правда о них позже.
СТАЖЕР — получает оклад — в день, учит бесконечные модели товара и не только, моет витрины, не спит по ночам и прочее.
ПРОДАВЕЦ — гордится тем, что сдал очень сложный экзамен по продукту, получает процент от общей выручки магазина (сейчас это около девяти тысяч рублей в месяц), учит стажеров и в чем-то презирает их и хочет стать старшим продавцом.
СТАРШИЙ ПРОДАВЕЦ — получает от 15 до 45 тыс. рублей, организует работу торговой точки, стремится выполнить план, ничего не продает, собирает отчеты, проводит собрания и за все грехи получает по шее от контролирующих станций.
ТРЕНЕР — просто учит как продавать и что продавать.
ЗАМ. ДИРЕКТОРА РОЗНИЦЫ И ДИРЕКТОР РОЗНИЦЫ — их обязанности во многом схожи, только первый постоянно копирует политику и поведение второго, заглядывает ему (ей) в рот и вообще редко имеет собственное мнение, собственное лицо. Что же касается директора розницы...
...то он вошел в эту должность без какой бы то ни было интриги. ПЕРЕЧНИКОВА давно работал в компании, проявил себя в нескольких городах как человек бескомпромиссный, жесткий и беспощадный к тем, кто стоит у него на пути. Возможно, даже сейчас эти слова дополнили бы его образ и вызвали бы в нем чувство удовлетворения от выполненной задачи. Именно эти качества продвинули ПЕРЕЧНИКОВА по служебной лестнице и сделали его директором розницы «Супермира» в Омске. Многие думали, что он это заслужил. Ну каждый ли мог похвастаться тем, что был награжден поездкой в Москву на главную корпоративную вечеринку! Там ПЕРЕЧНИКОВ даже удостоился чести «потусоваться» с самим Александром ПОЖАРСКИМ (президент компании) и подарил ему резиновое кольцо... Но мы отвлеклись.
Сначала его приход был воспринят положительно: компьютеры на торговых точках стали разрываться от бесконечных «срочных» сообщениях об открытиях новых магазинов, о приездах проверяющих, об обязательной поддержке друг друга. Но главная фраза звучала так: «МЫ МОЖЕМ!!!».
И мы могли: доля рынка увеличилась, выручки подросли, зарплаты тоже. Но после как-то незаметно нарастало раздражение от излишней пафосности происходящего. И ПЕРЕЧНИКОВ раскрылся как-то по-новому. Например, открытием стала его привычка неумело стравливать неугодных людей. Он первому говорил гадости про второго, а второму — про первого. Он оказался абсолютно неблагодарным собеседником: любое слово поперек натыкалось на сопротивление, и диалог превращался в избиение собеседника. А дальше начался просто бред.
Вам ведь приходилось видеть сны, про которые вы утром рассказывали с раздражением: «Вот бредятина-то приснилась». Примерно то же самое происходило и происходит в «Супермире».
Например, стало обязательным всем вместе почти набрасываться на одного-единственного покупателя в салоне. Стало нормой, что ПЕРЕЧНИКОВ заходит на точку и штрафует на какого-нибудь стажера (это неделя его работы) за «неподход к клиенту». Он считала нормой осрамление старшего продавца перед всей его командой за какой-нибудь промах. Плюс ко всему, если ПЕРЕЧНИКОВУ не был угоден тот или иной человек, он просто плел про него слухи в главном офисе, тем самым усложняя ему движение в компании.
Но есть три бреда «Супермира», которые заслуживают особого внимания!
Бред №1
Однажды три человека, работавших на точке у вокзала, вышли покурить в одно и то же время. Это были заместитель старшего продавца, продавец и кассир, а значит, люди опытные. В это же время мимо на маршрутке проезжал ПЕРЕЧНИКОВ. Он увидел нарушителей, остановил такси и просто-напросто уволил сразу всех троих... Тогда весь омский «Супермир» был в шоке, но и только. Никто и слова осуждения не говорил об этом ПЕРЕЧНИКОВУ, хотя все понимали, что творится беспредел.
Подобное поведение пришлось по вкусу директору розницы, и цепь увольнений стала пополняться. Многие стали уходить и сами, так как постоянно чувствовали тяжелое давление начальника. Причем уходили не обидчивые школьники и школьницы, а те, кто открывал «Супермир» в Омске и кто знал, что такое тяжелый труд.
Но ПЕРЕЧНИКОВ тогда заявил сразу: «Да увольтесь вы хоть все! Новых наберем!».
Бред №2
Как то раз несколько десятков человек во главе с Перечниковым решили повеселиться в «Атлантиде». В принципе подобных вечеров было несколько, но этот самый замечательный!
В тот день один из старших продавцов (сегодня — тренер и первый любимчик ПЕРЕЧНИКОВА) Сергей Е. пришел в клуб в спортивных штанах и в нетрезвом виде. Как первое, так и второе, как вы наверное догадались, непозволительно. Его и не пустили. Зато Сергей кинулся драться с охранником. ПЕРЕЧНИКОВ кричал: «Поможем Сереге!», но в итоге выбежал на улицу, потянув за собой толпу «супермирян» и стал упрашивать таксистов открыть двери и включить громко музыку. Он решила устроить дискотеку! Причем рядом оказались те, кто его поддержал и заплясал. И знаете, это действительно было бы смешно, если бы не было так грустно...
Бред №3
Уверен, что многие слышали о затяжном конфликте «Супермира» с российским представительством компании «Samsung». Александр ПОЖАРСКИЙ в одном из своих писем, обращенных ко всем «черно-красным» сотрудникам, гневно отзывался о телефонах-«самсунгах» и говорил, что с первого сентября текущего года ни у одного работника «Супермира» не должно быть в личном пользовании телефонов Samsung.
Помню, тогда волна негодования прокатилась в Омске. Фактически произошла попытка обезличить всех, кто работал в «Супермире». Но президент четко написал: «Это тест на лояльность. Кому не нравится — УЁ..!». И поначалу от своих телефонов люди должны были избавляться путем реализации их через свои же магазины как товар б/у. Но недавно произошло то, что во многом и повлияло на мое личное решение сменить место работы.
В один прекрасный день в Омск приехала комиссия во главе с самим Николаем ПОТАПОВЫМ, директором ООО «Супермир Кемерово» (главой сибирского филиала компании). Цель приезда — жесткие меры по избавлению сотрудников от «Самсунга». Каждый продавец должен был в обязательном порядке в присутствии ПОТАПОВА разбить свой опальный телефон об стенку. Кто отказывался, был моментально уволен. Одна девушка, работавшая старшим продавцом, сказала: «Я полтора месяца сидела на шее матери, не ела и не пила, стараясь скопить на свой телефон, так пошли вы на... со своей лояльностью».
Куда катитесь?
Теперь я наблюдаю за всем издалека. Из окон другой крупной компании и слушаю рассказы тех, кто еще работает в «Супермире». Недавно я понял, что подавляющее большинство тех, кто вместе со мной или раньше меня пришел в эту компанию, уже уволены или уволились по собственному желанию. Иначе невозможно. Сегодня Семен ПЕРЕЧНИКОВ и его верный друг и заместитель Петр ФИНАГИН неразлучно катаются по точкам, гнобят одних продавцов, пытаются уговорить других продавцов быть доносчиками.
Недавно я узнал об уходе еще нескольких старожилов, и мне безумно захотелось написать все это.
Алексей Медведев