Все рубрики
В Омске вторник, 8 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 96,0649    € 105,3069

"Кириешки" атакуют "Путинки"

27 февраля 2006 13:26
0
3401

Где-то я это уже видел

Борьба «Кириешек» со сходными товарными знаками длится уже давно. И Омск — это не единственный город, где, с точки зрения производителей «Кириешек», бизнесмены пользуются популярностью новосибирского товарного знака. Ведущий специалист
отдела по защите интеллектуальной собственности компании «Сибирский Берег»,
патентный поверенный РФ Екатерина БЕЛИНСКАЯ рассказала корреспонденту «КВ»:

— Каждый год компании «Сибирский Берег» приходится вести борьбу против компаний, которые выпускают сухарики под торговой маркой либо схожей, либо точно копирующей наш основной брэнд — сухарики «Кириешки». Юристам компании только за последний год удалось пресечь деятельность и взыскать штрафы с производителей незаконной продукции на сумму более двух миллионов рублей.
. На сегодняшний момент мы имеем достаточно солидный опыт защиты прав на товарные знаки.

Группа компаний «Сибирский берег» приобрела права на пользование товарным знаком «Кириешки» в 1998 году у петербургского ООО «Гранд». Активное использование брэнда началось с 1999 года. К 2001 году компания стала крупнейшим производителем фасованных сухариков в России.

Вместе с успехом пришли и проблемы. В 2002 году кемеровские антимонопольщики запретили выпуск сухариков с названием «Бериешки». В феврале 2004 года Арбитражный суд Краснодарского края обязал ОАО «Кропоткинский хлебокомбинат» прекратить выпуск продукции с использованием словесного и комбинированных обозначений «Кириюшки» и выплатить более 1 млн рублей компании «Сибирский Берег». В октябре 2004 года уже Краснодарское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признало, что ООО «Ширак» нарушило Закон о конкуренции, выпуская сухарики под маркой «Черноморские кереешки». Этот торговый знак, также как и предыдущие, сходен до степени смешения с «Кириешками». Новосибирская компания судилась с производителями алтайских «Путяшек», краснодарских «Кириюшек», казахстанских «Айналашек» и «Куырмашек».

Все дороги ведут в суд?

Об омских сухариках «Путинки» компания «Сибирский Берег» узнала в 2004 году, эти сухарики появились сразу в нескольких регионах России (в Перми, Екатеринбурге и других городах) в марте после президентских выборов. Сначала «Сибирский Берег» стал добиваться от Роспатента аннулирования «Путинок», так как омские конкуренты используют фамилию президента без его согласия.

Тем не менее, по словам патентного поверенного РФ Татьяны ШИШУРИНОЙ, в оформлении этих двух видов сухариков присутствует сходный дизайн, композиция. «Подобные конфликты нередки сегодня, — говорит Татьяна Александровна. — Дело в том, что, как только на рынке появляется качественный продукт, его товарный знак становится хорошо узнаваемым. Поэтому главной защитой товарного знака является его регистрация. В Роспатенте создана специальная палата по патентным спорам, где на сегодняшний момент рассматривается достаточно много споров по товарным знакам».

Однако новосибирская компания пошла другим путем. Первоначально на пачках «Путинок» указывался адрес их страницы в Интернете — www.putinki.ru. «Сибирский Берег» сумел зарегистрировать домен на себя, на сайте планировалось размещать информацию о нечестных атаках конкурентов на торговые марки новосибирцев. Идея эта довольно оригинальная, но продолжения она пока не нашла. На www.putinki.ru. можно лишь прочитать информацию, что данный сайт находится в разработке и что там планируется размещать информацию о вэб-дизайне.

Екатерина БЕЛИНСКАЯ не объяснила, почему компания подала именно заявление о возбуждении уголовного дела. «Сейчас по этому делу продолжается расследованию, — говорит помощник прокурора города Иван КОЗЛОВ. — Необходимо провести комплексную экспертизу, также следствию предстоит выяснить, был ли нанесен ущерб правообладателю. И если да, то в каком размере».

Корреспондент «КВ» попытался связаться с компанией «Мегаполис Пак», однако сотрудница, представившаяся как помощник директора, комментировать эту ситуацию отказалась, сказав только: «Мы первые зарегистрировали». Что именно они зарегистрировали первые, она не уточнила.

Возможно, речь идет о регистрации упаковки как промышленного образца. Это одна из разновидностей патента, фиксирующая внешний вид образца и охраняющая авторские права на него. Загвоздка в том, что регистрация промышленного образца происходит таким путем: делается фото объекта (в данном случае упаковки) и полное попунктное описание образца. Другому заявителю достаточно изменить несколько пунктов описания, и его промышленный образец будет зарегистрирован как отдельный промышленный образец.

Именно поэтому, когда речь идет о возможности возникновения сходства до степени смешения, право на защиту будет иметь тот, кто зарегистрировал упаковку, дизайн и т.д. как товарный знак. И каждый производитель самостоятельно решает, что ему регистрировать — только лишь словесное наименование или еще какие-либо элементы.

У компании «Сибирский Берег» зарегистрирован один словесный знак и, как минимум, пять комбинированных, в том числе и упаковка. А если так, то, по версии прокуратуры, омский производитель — ООО «Мегаполис Пак» — изначально нарушил Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», используя товарный знак, сходный до степени смешения. Предварительный ущерб оценен более чем в 8 млн рублей. Именно на такую сумму было произведено с июля 2004 по июнь 2005 года сухариков «Путинки».

У каждого свой скелет в шкафу

Кстати, ООО «Мегаполис Пак» уже попадало в подобную ситуацию. В марте 2003 года в № 408 новосибирской газеты «Эпиграф» в статье «Махинации с товарным знаком „Сибирская корона“ сообщалось: „Три года назад (в 2000 году, прим. “КВ») владелец товарного знака «Сибирская корона» ЗАО «Росар» дал позволение «Мегаполис Пак» использовать его в течение года на пакетиках с арахисом, фисташками и чипсами. Но в 2002 г. по лицензионному договору все права на использование ТЗ «Сибирская корона» были переданы московской фирме ЗАО «Планета вкуса... Потеря товарного знака неизбежно вела к резкому падению спроса на продукцию ООО „Мегаполис-Пак“. Понимая это, владельцы предприятия больше года продолжают выпускать продукцию под маркой „Сибирская корона“, не имея на это никаких законных прав и не реагируя на неоднократные требования владельца ТЗ ЗАО „Росар“ прекратить произвол.

События трехлетней давности сегодня проверить сложно, можно лишь констатировать, что конфликт исчерпан.

Кстати, компания „Сибирский Берег“ тоже была замечена в недобросовестной конкуренции. ФАС 20 мая 2005 года признала ООО „Сибирский Берег — Новые Продукты Питания“ нарушившим статью 10 закона о конкуренции, которая не допускает недобросовестную конкуренцию, связанную с распространением ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Нарушение выразилось в распространении компанией в марте 2004 года в Московском метрополитене рекламы сухариков „Кириешки“ со слоганом „Настоящие сухарики корочками не назовут“, который сопровождался графическим изображением банановой и апельсиновой кожуры, а также трех сухариков. ФАС, опираясь на данные социологического опроса, сочла, что реклама „Кириешек“ содержит антирекламу конкурента (»Три корочки" производства «Бриджтаун Фудс»).

Такое агрессивное поведение компании «Сибирский Берег» можно объяснить только тем, что, выходя на московский рынок, новосибирские бизнесмены использовали все возможные инструменты для завоевания столичных потребителей. Остается только догадываться, почему сибиряки поступают так непоследовательно и стоило ли вообще портить свою репутацию. Ведь дела у компании идут неплохо. В частности, со своей торговой маркой «BEERka» «Сибирский Берег» вышел на австралийский рынок, запустив в январе 2006 года близ Мельбурна завод по производству фирменных сухариков.

Справка «КВ»

ООО «Марта-М» — дочернее предприятие компании «Сибирский Берег», на которое зарегистрированы все его активы. Это один из крупнейших в стране производителей снеков, в частности сухариков. Сегодня компания продвигает такие популярные брэнды, как сухарики «Кириешки» и «Компашки», воздушные сухарики для детей «Бомбастер», серию продуктов крутоны и панировочные сухари.

Арсений ЕГОРОВ
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.