Уставный капитал взлетел
Напомним, что по федеральному законодательству с первого июля 2006 года индивидуальные предприниматели не имеют права реализовывать в розницу алкогольную продукцию. Этим вправе заниматься только юридические лица вне зависимости от форм собственности, имеющие соответствующие лицензии (подробности в «КВ» от 18 января 2006 года). Более того, субъекты Федерации своими законами должны определить для таких организаций минимальные размеры оплаченного уставного капитала (уставного фонда).
В Омской области для юрлиц, реализующих в розницу горячительные с содержанием этилового спирта не более 15 % объема готовой продукции, размер капитала должен составлять не менее 100 тысяч рублей. Для тех, кто продает спиртное с содержанием этилового спирта более 15 %, уставный капитал должен быть не менее 300 тысяч рублей. К слову, эта норма не распространяется на организации, получившие лицензии до первого января 2006 года.
О формах оплаты уставного капитала
Во-первых, уставный капитал можно оплатить деньгами. В данном случае в лицензирующий орган надо будет предоставить справку из банка, подтверждающую зачисление на расчетный счет денег в оплату уставного капитала, подписанную руководителем и главным бухгалтером кредитной организации. А также копии первичных платежных документов. Во-вторых, капитал можно оплатить не денежными средствами, а имуществом. Тогда в лицензирующий орган предоставляется документ, подтверждающий право собственности на имущество с приложением отчета о его оценке и акта приема-передачи имущества. И, в-третьих, путем увеличения уставного капитала за счет собственных средств, в частности нераспределенной прибыли.
Многие индивидуальные предприниматели интересовались возможностями продолжения своей деятельности после первого июля 2006 года в связи с изменениями федерального законодательства. Как сказал руководитель департамента развития предпринимательства, лицензирования и государственного контроля, продолжить свою деятельность можно будет, перерегистрировавшись в юридическое лицо. Причем любой формы собственности.
О лицензировании
Больше всего вопросов у бизнесменов по поводу лицензирования. Можно ли работать после первого июля 2006 года по старым лицензиям? Какой теперь порядок лицензирования? «Все организации, получившие лицензии до первого января 2006 года, вправе осуществлять свою деятельность до конца срока действия лицензии, — подчеркнул Владимир РАДУЛ. — Всем остальным получать лицензии необходимо уже в соответствии с новым порядком лицензирования».
Новый механизм лицензирования розничной продажи алкогольной продукции утвержден указом губернатора 10 марта 2006 года. В отличие от прежнего порядка, теперь для получения лицензии не потребуется разрешения органов местного самоуправления на розничную продажу алкогольной продукции.
В то же время в новом порядке лицензирования есть довольно существенные новшества. На каждое свое обособленное подразделение организациям надо будет предоставлять копии документов, подтверждающих право собственности, владения или пользования помещением. А также технические паспорта на эти помещения.
Кроме того, на каждое обособленное подразделение, как и ранее, понадобятся заключения о соответствии торговых и складских помещений санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и требованиям. А тем, кто в городах реализует горячительные напитки с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции, на каждое обособленное подразделение необходимо предоставлять документы, подтверждающие оснащенность торговых и складских помещений охранной сигнализацией.
Еще одно новшество. Чтобы получить лицензию организациям, реализующим в розницу алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции, им надо будет предоставить на каждое обособленное подразделение документ, подтверждающий, что данные объекты стационарные, а не временные. Если торговые объекты временные, то лицензии таким организациям выдаваться не будут. Это норма федерального законодательства.
О декларировании
Декларации о розничной продаже алкогольной продукции надо будет предоставлять в министерство экономики Омской области одновременно на бумажном носителе и в электронном виде. Это требование распространяется на тех, кто получит лицензию в соответствии с новым порядком лицензирования, и на тех, кто ее получил еще до первого января 2006 года. Требования по представлению деклараций распространяются только на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Подавать декларации надо будет с учетом всех обособленных торговых подразделений ежеквартально в 10-дневный срок после окончания квартала, а за четвертый квартал — в 20-дневный срок. Декларироваться необходимо в течение всего срока действия лицензии. Даже если торговля спиртным по каким-то причинам не велась. Более того, приостановление действия лицензии не освобождает от обязанности предоставлять декларации.
Если организации не представят декларацию в установленные сроки или исказят информацию в декларации, то лицензирующий орган выдаст предписание. За повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанной декларации лицензия, выданная организации, подлежит аннулированию в судебном порядке.
Игроки сократятся
Как считают представители алкогольного бизнеса, в связи с изменениями требований к розничной реализации горячительных многим придется уйти с рынка. «Уже сейчас некоторые предприниматели стали сворачивать свою деятельность, так как они, видимо, решили не перерегистрироваться в юридических лиц», — сказал генеральный директор корпорации «Омсквинпром» Андрей СТРЕЛЕЦ. По его мнению, оставшиеся будут объединяться. На рынке останутся те, кто подойдет под новые требования законодательства. «Новые требования отразятся в основном на мелких предпринимателях, которые не смогут оплатить утвержденный размер уставного капитала, — прокомментировала управляющая сетью бутиков „Винные погреба“ Виктория ШАРХУН. — Для тех, кто серьезно занимается продажей алкогольной продукции, размер установнного капитала не проблема. Хорошо, что требуемую сумму не установили в миллион рублей».
«Для многих предпринимателей вопрос не столько в сумме уставного капитала, сколько в оформлении отчетности, — подчеркнул СТРЕЛЕЦ. — Ведь сейчас они ведут учет в простых тетрадях, чисто для себя. А если они перерегистрируются в юрлиц, то отчетность надо будет делать по строго установленной форме. Это значительно усложнит их работу». «Уставный капитал в принципе не проблема, — отметил индивидуальный предприниматель, владелец магазина „40 градусов в тени“, расположенного по ул. Гагарина, Александр ЗУБРИЦКИЙ. — Ведь можно взять кредит на два дня, а потом вернуть его. Сложнее станет из-за бумажной работы. Ведь на заполнение деклараций нужно время».
Аналогичной точки зрения по поводу декларирования придерживается и Виктория ШАРХУН. По ее словам, увеличится объем работы. «А какой будет результат, сказать сложно. Оптовики давно попали под декларирование, в связи с этим контрафактной продукции меньше не стало». В свою очередь Андрей СТРЕЛЕЦ подчеркнул, что введение декларирования, возможно, и добавит порядка. Но без сомнения, это осложнит деятельность организаций из-за дополнительной бумажной работы.
По поводу требования законодательства о том, что продавать горячительные крепостью более 15 % необходимо в стационарных помещениях, мнения бизнесменов совпадают. Как они считают, некоторые павильоны закроются, так как документально и практически перевести помещение из категории «временный объект» в «стационарный объект» будет сложно.
Перечень документов, необходимых для получения лицензии:
1. Заявление о выдаче лицензии.
2. Копии учредительных документов и свидетельства о госрегистрации в качестве юрлица.
3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения, а также уведомления о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого из его подразделений (при наличии таких подразделений).
4. Платежное поручение с отметкой банка об уплате лицензионного сбора.
5. Справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.
6. Копия документа, подтверждающего право собственности, владения или пользования помещением, предназначенного для розничной продажи алкогольной продукции (свидетельство о собственности, договор аренды, субаренды), копия технического паспорта на помещения с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом.
7. Документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (фонда).
8. Заключение о соответствии торговых и складских помещений санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и требованиям.
9. Документ, подтверждающий оснащенность стационарных торговых и складских помещений средствами охранной сигнализации (для подразделений, предназначенных для розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции в городах).