ГОЭЛРО-2
Напомним, что начиналась энергореформа с разделения монопольного и конкурентного секторов. Проще говоря, с разделения региональных АО-энерго. Эта часть работы, по словам Анатолия ЧУБАЙСА, находится сегодня в завершающей стадии. 68 из 72 АО-энерго уже завершили разделение или завершат его в течение 2006 года. Готовность — 90%. Следующий шаг — консолидация сетей, диспетчерской компоненты и генерации. На сегодняшний день консолидация магистральных сетей и диспетчерской вертикали, по оценке РАО ЕЭС, осуществлена примерно на 70%. И по плану эта работа должна быть закончена в 2007 году.
Практически та же ситуация по генерации. Работа по межрегиональной консолидации генерирующих компаний выполнена на 70%. Созданы оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК и ТГК). До середины 2007 года будут созданы другие генкомпании. Также в 70% готовности Анатолий ЧУБАЙС оценивает и самую сложную часть работы — создание системы рынков. Что касается разработанной концепции инвестирования, то она полностью укладывается в логику реформы. Бюджетные инвестиции должны направляться в монопольные сектора (сети и диспетчирование), частные инвестиции — в конкурентные сектора (генерация и сбыт).
В цифрах эта задача выглядит так. Объем инвестиций в целом по РАО ЕЭС составил в 2005 году порядка млрд. К 2008 году, по словам Анатолия ЧУБАЙСА, холдинг увеличит объем ежегодных инвестиций до млрд. Чтобы контролировать компании монопольного сектора через акционерный капитал, государству необходимо инвестировать в эти компании порядка 200 млрд рублей. В Федеральную Сетевую Компанию (ФСК), например, в которой доля государства должна составить не менее 75%, необходимо в ближайшие годы вложить 160 млрд бюджетных рублей, которые будут направлены на конкретные инвестиционные проекты ФСК. Есть перечень конкретных проектов и для Системного оператора (5 млрд рублей), и для гидрогенерации, которая должна контролироваться государством (39 млрд рублей).
Четыре механизма инвестиций
Вторая часть инвестиционной стратегии РАО ЕЭС касается конкурентного сектора (прежде всего тепловой генерации, которая сегодня вырабатывает две трети электроэнергии). Энергетики рассчитывают привлечь значительные инвестиционные средства с помощью рыночных механизмов. Первый и самый значимый — это выпуск и размещение дополнительных эмиссий акций энергокомпаний. Созданные ОГК и ТГК, как считает председатель правления РАО ЕЭС, полностью готовы к IPO. Да и рынок в них крайне заинтересован. Естественно, что все деньги от размещения акций на фондовом рынке пойдут на реализацию инвестиционных проектов. Второй способ — это так называемый механизм гарантирования инвестиций. В рамках этого инвестиционного механизма, утвержденного и правительством, подготовлено шесть проектов ввода новых мощностей общим объемом 2 850 МВт (их список утвержден в мае). Сегодня по этим проектам уже готовятся тендеры, которые состоятся в третьем квартале 2006 года.
Третий механизм — прямые частные инвестиции — тоже становится реальностью. По словам Анатолия ЧУБАЙСА, уже определились и инвесторы, которые в сегодняшнюю реформированную энергетику готовы вкладывать сотни миллионов долларов. Переговоры с потенциальными инвесторами ведутся, и уже в начале будущего года начнется реализация первого такого проекта. Ну и, наконец, четвертый механизм — классическое проектное финансирование. Все ТГК и ОГК, по мнению Анатолия ЧУБАЙСА, способны значительную часть необходимых инвестиционных ресурсов привлечь в виде кредитов. В РАО ЕЭС уже подготовлен и полный перечень всех первоочередных площадок, на которых будут введены генерирующие энергомощности (общим объемом более 20 тысяч МВт) с привязкой к конкретным компаниям и источникам финансирования.
— Для того чтобы оценить масштаб предстоящих событий, нужно сопоставить с нынешними фактическими объемами вводов. Если сравнить факты 2001-2005 годов и планы на 2006-2010 годы, то речь идет об увеличении среднегодового объема вводов примерно в 6 раз, — пояснил Анатолий ЧУБАЙС. — Но для запуска программы необходимо решение правительства. И мы с нетерпением ожидаем заседания, которое должно состояться 8 июня. Свою готовность к инвестиционной фазе реформы мы оцениваем как чрезвычайно высокую.
Причем миллиардные инвестиции, проходя через энергетику, пойдут дальше — в технологически связанные с ней отрасли. И эта программа, по мнению Анатолия ЧУБАЙСА, даст мощнейший импульс российскому энергомашиностроению. Живые заказы получит и российская электротехническая промышленность. А дальше — энергострой, проектный комплекс, инжиниринг, фундаментальная наука.
— Это классическая программа-локомотив, которая поднимает экономику страны в целом, — считает Анатолий ЧУБАЙС. — Сегодня я не вижу ни одной другой программы с сопоставимым потенциалом влияния, с таким же масштабом и степенью готовности.
О тарифах
Напомним, что в 2003 году энергетики объявили о готовности работать в условиях, когда тарифы растут медленней инфляции. Правительством была принята специальная трехлетняя программа регулирования тарифов по предложенному энергетиками методу «инфляция минус». Сегодня, по словам заместителя председателя правления РАО «ЕЭС России» Якова УРИНСОНА, можно констатировать, что свои обязательства энергетики полностью выполнили. Если в 2000 году рост тарифов в два раза превышал рост инфляции, то уже к 2004 году ситуация кардинально изменилась. Темпы прироста тарифов стали существенно ниже инфляции. То есть последние три года потребители покупали электроэнергию по снижающейся с каждым годом цене.
Правда, своих обязательств не выполнило правительство. Во-первых, инфляция оказалась выше прогнозных значений, от которых отталкивались энергетики при формировании своей программы сдерживания тарифов. И только от этой «неточности» РАО ЕЭС получило, по словам Якова УРИНСОНА, убыток в сумме 14,5 млрд рублей. Во-вторых, цены на технологическое топливо (прежде всего на газ) да и вообще цены на всю промышленную продукцию росли последнее время существенно более высокими темпами, чем цена на электроэнергию. И в таких условиях сохранять динамику производства в электроэнергетике стало довольно трудно.
Что касается конкретной величины темпов роста тарифа на ближайшую трехлетку, то дискуссия с правительством по этому вопросу еще не завершена. РАО предлагает 12%, Минэкономразвития говорит о 6%. Аргументы энергетиков звучат так: повышать тариф необходимо не для увеличения затрат, а для привлечения инвестиций. Эксплуатационные затраты при этом не вырастут ни на рубль. Более того, затраты будут по-прежнему только снижаться, а сэкономленные средства тоже будут направлены на развитие. Ведь если разворачивать масштабную инвестиционную программу, то в регулируемом тарифе нужно предусмотреть и инвестиционную составляющую. Это элементарная экономическая логика. Инвестиции имеют смысл только в том случае, если они возвращаются инвестору с прибылью.
— Прирост тарифов нужен не меньше чем на 12% в год, — уверяет Анатолий ЧУБАЙС. — Только в этом случае мы сможем обеспечить необходимый темп обновления производственных мощностей электроэнергетики. С этим предложением мы и пойдем в правительство. После этого внесем окончательные уточнения, и, полагаю, до конца года вся предпроектная часть будет нами завершена.
О дефиците
Практически решена, по словам председателя правления энергохолдинга, и проблема оплаты за технологические присоединения (уже длительное время она будоражит омских застройщиков).
— Мы смогли пробить этот тромб, — пояснил на пресс-конференции Анатолий ЧУБАЙС. — Уже есть на этот счет решение правительства, а Федеральная служба по тарифам завершает разработку методической базы. И платежи за присоединение станут еще одним источником текущих инвестиций.
На самом деле плата за подключение существовала и раньше, но она была в иной форме, например, в виде платы за оформление документов на присоединение. А сегодня все железо — и генерация, и сети — достигло своего физического предела. Но спрос-то остается. И с каждый годом он будет расти. А это значит, что неминуемо появляется дефицит. И тогда вместо нормальной схемы реализации товара начинают действовать разнообразные левые схемы.
— И мы уже сегодня видим массовое формирование черного рынка присоединений, — уверяет Анатолий ЧУБАЙС. — Причем с высокими ценами и мощными финансовыми потоками. Потребителю все равно придется платить за присоединение, только он будет платить в черную. И если эту ситуацию срочно не перевести во внятную, контролируемую форму, то цены сразу поднимутся на заоблачные высоты. Только единая для всех, внятная, прозрачная и контролируемая цена за присоединение поможет подорвать основу формирующегося черного рынка.
Вторая часть того же самого вопроса — ликвидация проблемы, которая вызывает дефицит. Именно по этому пути, кстати говоря, идет сегодня АК «Омскэнерго». Омские энергетики совместно с областным правительством начали реализацию целевой программы по развитию инженерной инфраструктуры Омского региона. На первом этапе, который продлится до 2010 года, в Омске планируется построить три новые подстанции на Левобережье («Весенняя», «Прибрежная» и «Метро»). Практически новая подстанция будет возведена на месте подстанции «Кировская», которая отработала уже 57 лет. Серьезная реконструкция предполагается для подстанций «Кристалл», «Октябрьская» и «Барановская». Получит новую подстанцию и будущий жилой массив в районе Сибзавода. В рамках этой программы в Омской области будут построены и три участка линий электропередач 110 кВ (общей протяженностью 120 километров). В целом же в развитие электрических сетей региона предполагается инвестировать порядка 6,5 млрд рублей.
Николай ГОРНОВ (Москва-Омск)