Все рубрики
В Омске четверг, 26 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,6125    € 103,9416

Сергей ЕФИМОВ, председатель правления ЗАО КВ "Сибирский купеческий банк": Мы никогда не были дешевым банком"

12 июня 2006 12:25
0
2081

Цикл «Беседы о банковском бизнесе»
Беседа 8-я
Интервью с Сибирским купеческим банком
В рамках цикла «Беседы о банковском бизнесе» главный редактор «КВ» Марат ИСАНГАЗИН встретился с председателем правления ЗАО КБ «Сибирский купеческий банк» Сергеем ЕФИМОВЫМ и задал ему ряд вопросов:

— Сергей Петрович, насколько я помню, когда-то крупнейшим акционером Сибирского Купеческого Банка была Транссибнефть?

— Транссибнефть никогда не была акционером банка. Прямо они не участвовали в капитале банка, а просто были хорошими партнерами. В свое время, когда в 1999 году банк находился в стадии санации, они просто очень хорошо поддержали нас, став клиентом. Это были, естественно, доходы по зарплатным проектам, по остаткам на счетах. Транссибнефть даже предоставила тогда помещение для банка в своем офисе на Красном пути. Сейчас наши акционеры — это предприятия, располагающиеся в Тюмени и в Москве. Есть среди них занимающиеся строительным бизнесом, транспортным машиностроением.

— Кто они?

— ООО «Фирма Диптон Терминал», ООО «ДФ Инвест», ООО «Арт-Бульвар». Cреди связанных с нашими акционерами лиц, в частности, завод «Икар» — это крупный курганский завод транспортного машиностроения и строительный холдинг из Тюмени.

— Но во всяком случае финансовые потоки Транссибнефти в 1999-2004 годах были определяющими для Сибирского Купеческого Банка?

— 80% наших платежей. Но мы уже тогда понимали, что быть банком одного клиента — опасно для бизнеса, поэтому мы нарабатывали клиентскую базу мелкого и среднего бизнеса. И это помогло нам выстоять, когда этот крупнейший клиент от нас ушел в начале 2005 года.

— Надо полагать, это было указание Транснефти?

— Естественно. Это ведь вертикально интегрированная структура.

— Что же было дальше?

— Мы остались с другими клиентами, кредитовали их и вели расчетное обслуживание. Работаем также с физическими лицами. Принимаем платежи по расчетам с другими банками по потребительскому кредитованию. Работаем с пластиковыми картами Union Card.

— Вы упомянули санацию в 1999 году. Это имеются в виду последствия кризиса 1998 года?

— Да, тогда была введена процедура санации, которая предусматривала поэтапный выход из кризиса. Все было выполнено в полном объеме, и санация в отношении банка была прекращена в 2000 году.

— А кризис 2004 года вы как-то ощутили?

— Мы его не заметили по одной простой причине. Этот кризис на самом деле был не в Омске, а в Москве. И я больше отношу этот кризис не к реальным затруднениям в банковском секторе, а к психологическим моментам. В Москве традиционно более нервное население, и когда случаются небольшие задержки по выплатам, начинается паника. В Омске к нам тоже приходили вкладчики, спрашивали: а что у вас? Мы убеждали их, что нашей ликвидности хватит, чтобы погасить все обязательства перед вкладчиками, и они спокойно уходили.

— У вас, наверное, просто не столь велики объемы вкладов?

— Да, невелики, и нам вполне хватало ликвидности перекрыть эти объемы.

— Вы говорите — Москва. Но вот и местный пример: Омскбанк. В результате кризиса 2004 года у него поменялись собственники. Они тогда активно кредитовались на межбанке.

— Они и сейчас активно там кредитуются. Это политика такая у банка: брать деньги на межбанке и активно размещаться в государственных ценных бумагах. Для банковского сектора это вполне нормально. Но у нас политика другая: всегда иметь ликвидность такого объема, чтобы быстро удовлетворить средства вкладчиков. У нас средний банк и далеко не всегда в случае необходимости мы можем взять ресурсы у крупных банков. Нам приходится надеяться только на собственные силы.

— По вашим словам, вы — средний банк. Каковы ваши финансовые параметры?

— Собственные средства, капитал — в районе 70 млн рублей, валюта баланса — около 300 млн рублей. Мы считаем, что пока для выживания этого достаточно. Но тем не менее, у нас есть планы развития. На прошлом годовом собрании было принято решение об увеличении уставного капитала на 150 млн рублей, отчасти это продиктовано тем, что мы понимаем, будут какие-то шаги со стороны ЦБ, чтобы выдавить мелкие банки и их укрупнить. В настоящий момент допэмиссия зарегистрирована, и в сентябре 2006 года капитал будет увеличен.

— По закрытой подписке?

— Естественно. С этими деньгами мы можем начать ряд программ, которые уже давно планировали, и одновременно выполнить требования ЦБ о минимальном капитале в 5 млн евро.

— Что это за ряд программ?

— Есть сильное желание поучаствовать в программе ипотечного кредитования. Пока у нас не такие длинные ресурсы, чтобы выдавать ипотечные кредиты. Но в дальнейшем мы предполагаем работать на первичном рынке.

— В начале разговора вы упомянули, что работаете с другими банками по потребительскому кредитованию. Что вы имеете в виду?

— Есть банки, которые не имеют представительства в Омске, но занимаются здесь потребительским кредитованием. Мы заключили с ними соглашение, и клиенты для оплаты своих кредитов приходят к нам и за минимальную комиссию погашают эти кредиты.

— То есть они не берут кредиты через вас?

— Только погашают.

— Если у этих банков нет в Омске представительств, как они эти кредиты выдают?

— Нет представительств, есть представители. Но нет или не хватает точек по приему наличных в счет погашения. Ведь для того, чтобы принимать денежные средства, необходимо либо открыть кредитно-кассовый офис, либо выполнить ряд других требований ЦБ. Кроме того, есть конкуренция со стороны других организаций, предоставляющих займы. Вообще кредитование — это прерогатива банков. К финансовым показателям работы банков предъявляются достаточно высокие требования, например, банки должны выдерживать показатели финансовой устойчивости, выполнять на ежедневной основе экономические нормативы. Банки предоставляют более высокий уровень гарантий, более надежны и кредитованием должны заниматься именно они.

— С кем у вас договоры по приему платежей?

— Например, с «Русским стандартом».

— Но у них есть представительство!

— Тем не менее, они заключили договор и тем самым расширили количество точек приема этих платежей.

— Сколько у вас этих точек?

— Три. Головной офис на 4-й Поселковой, дополнительный офис — «Бизнес-Центр» на Чернышевского, операционная касса на Маркса.

— Но ведь платежи «Русского стандарта» принимает и почта?

— Конкурируем. У них — процент от суммы, у нас — фиксированная сумма комиссии.

— Сколько примерно в день осуществляется платежей?

— Бывает и до тысячи.

— В одной из предыдущих бесед о банковском бизнесе руководитель филиала крупного российского банка заявил, что не верит в рентабельность банков с кредитным портфелем в 200-300 миллионов рублей.

— Как раз на кредитных ресурсах мы и зарабатываем.

— А у вас какой кредитный портфель?

— Около 150 миллионов рублей.

— Сюда включены кредиты и физическим, и юридическим лицам?

— С физическими лицами мы пока не работаем. Я не скрываю, что мы всегда позиционировались как банк, у которого нет низких процентных ставок. Их у нас по определению быть не может.

— Почему тогда ваши клиенты кредитуются у вас, а не в Газпромбанке или Внешторгбанке?

— Есть немало клиентов, которым везде отказали. Мы рассматриваем их бизнес-планы и видим, что при должном финансировании эти предприниматели могут реально развить свой проект и заработать деньги.

— Им-то отказали почему? Потому что они слишком рискованные? Ваш процент выше из-за рисков, которые вы на себе берете?

— Конечно. Мы никогда не были дешевым банком.

— Каков типичный портрет вашего клиента?

— Предприниматель с месячным объемом в один-два миллиона рублей. Есть конечно, клиенты с объемами и в 20-30 млн рублей, но они нашими ресурсами пользуются значительно реже, так как не готовы платить высокие процентные ставки.

— Насколько я понимаю, у ваших типичных клиентов есть реальные обороты и деньги, это скорее всего торговый быстро оборачиваемый капитал, но у них нет строго выверенной официальной отчетности.

— Почему нет? У них есть официальная отчетность, но есть также и программа развития.

— Но если это ипэшники, которые работают на вмененке, то у них, скорее всего, отчетность — это тетрадка, в которую они вносят свои записи.

— У нас есть методика, которая позволяет по кэш-потоку (в том числе и по тетрадке) оценивать их реальное финансовое состояние. И мы понимаем, можно его кредитовать или нет.

— Но если вы идете на более высокие риски, то число невозвратов у вас должно быть больше, чем у банков, работающих по стандарту?

— Пока таких ситуаций не было.

— Вы вошли в кредитное бюро?

— Да, мы заключили договор с кредитным бюро Экспериан-Интерфакс.

— То есть вы информацию по заемщикам уже отправляете в это бюро, как это и положено по закону. А есть ли отдача?

— Пока нет. Когда мы спрашиваем у клиентов код, который те должны получить в кредитом бюро, нам все говорят, что такого кода у них нет и никаких кредитных историй в их отношении не велось. Эффект, думаю, проявится лишь через год-два. Пока сформируется база заемщиков, пока вообще заемщики поймут, что это необходимо, прежде всего, им самим для поддержания их имиджа надежного заемщика. Тогда они сами начнут приносить эти коды и говорить: вот видите, и можете проверить: я — надежный, и со мной можно работать.

— У вас уже в новые договоры забит пункт о согласии клиента на то, чтобы информация о нем была направлена в кредитное бюро?

— Это не обязательно включать в договоры. Мы оформляем отдельно. Но случаев несогласия пока не было.

— Сколько вы эмитировали пластиковых карт?

— Около 15 тысяч.

— Зарплатные проекты в основном?

— Но немало карточек у нас ходит в Кургане.

— На заводе «Икар»?

— Да. Там стоят наши банкоматы.

— Но нет представительства банка?

— Точно так же банкоматы у нас стоят в Тюмени.

— Даете овердрафт по карточке?

— Не всем. Такая возможность есть у работающих на курганском «Икаре» и у работников некоторых омских корпоративных клиентов.

— Каков объем овердрафта?

— 50% от зарплаты. Иногда может быть 70%. Под 21% годовых. Это не массовая услуга.

— По карточкам какие операции приносят наибольший доход?

— На так называемом эквайринге. Северяне, приезжая в Омск, снимают наличные в наших банкоматах. А нам идет комиссия.

— Собираетесь кредитовать физических лиц?

— В наших планах — кредитование потребителей наших клиентов. У нас есть клиенты, которые оказывают услуги населению или производят товары народного потребления, торговой деятельностью занимаются...

— Например?

— Есть предприятие, скажем, по изготовлению пластиковых окон. Есть потребители, которые покупают у них эти окна с установкой. Предприятие это получает деньги от банка, а рассчитывается с нами в рассрочку покупатель.

— Это вы уже сейчас делаете?

— Начинаем работать в этом направлении. Сейчас у нас три таких партнера. Для физического лица это обходится в конечном счете на 2 — 3% выше, чем стандартный кредит лицу юридическому.

— На чем еще зарабатывает банк?

— Сейчас мы развиваем такой инструмент, как банковская гарантия. Под наши гарантии уже отгружают товар или дают предоплату.

— В Омске?

— Работаем так и в Омске, и с администрацией Ханты-Мансийского автономного округа.

— Там у вас представительство?

— Нет. У банка открыт филиал в Тюмени. Планируем, кстати, к концу года открыть допофис и в Кургане.

Сергей ЕФИМОВ, председатель правления ЗАО КБ «Сибирский купеческий банк»

Сергей Петрович родился в Омске 8 марта 1970 года. Окончив среднюю школу №63, поступил в техникум мясной и молочной промышленности. С 1989-го по 1991 год служил в пограничных войсках в Азербайджане. В 1991 году, вернувшись из армии, поступил в Омский технический университет на факультет экономики и управления. Параллельно работал: с 1991-го по 1993 г. — на заводе СК мастером цеха погрузочно-разгрузочных работ, с 1993-го — в обменном пункте валюты Всероссийского биржевого банка, с 1994-го — экономистом, старшим экономистом валютного отдела омского филиала Агропромбанка. В 1996 году окончил университет, а в 1997 году, когда СБС-Агро приобрел Агропромбанк, остался в СБС-Агро руководителем группы валютного контроля. В декабре 1999 года ушел в Сибирский купеческий банк начальником валютного отдела, далее работал там же заместителем главного бухгалтера. С 2004 года — финансовый директор, заместитель председателя правления. С февраля 2005 года председатель правления Сибирского купеческого банка.

Женат, дочь Настя — школьница.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.