Рейтинги
Если даже Федерация возместит Омской области все выпадающие доходы от переадресации Сибнефти, эти деньги отнюдь не равноценная замена доходам, полученным самостоятельно и на собственной территории. Тем более что речь и не идет о стопроцентной компенсации: в проекте федерального бюджета на 2007 год говорится о 7,7 млрд рублей для Омской области и Чукотки. В текущем бюджете пока изменений нет.
Прежде всего потеря собственных доходов скажется на инвестиционной привлекательности региона. Больше года мы гордились своим Moody`s, равным Аа3.ru («очень высокая кредитоспособность относительно других российских заемщиков»), пора бы им наконец и воспользоваться. Ведь инструмент этот и затачивается специально под заимствования — внешние и внутренние.
На днях Рейтинговое агентство АК&M обнародовало очередное ежегодное исследование сравнительной кредитоспособности регионов. Среди субъектов Федерации Омская область на весьма приличном месте. Смысл этого места не в том, чтобы бить в барабаны и трубить в фанфары: мы, дескать, самые-самые. Смысл — в возможности доказать инвесторам, что нам можно доверять, а значит, давать взаймы на более долгий срок и под более низкий процент, чем другим, находящимся в этом рейтинге на последующих строках таблицы.
Критерии
Рейтинговое агентство проанализировало две группы критериев: финансовых и экономических. Наибольший удельный вес в оценке кредитоспособности занимают такие показатели, как «отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета» (удельный вес — 0,22), «доля собственных доходов в общем объеме доходов» (0,16) и «отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей» (0,15). Все эти три показателя, от которых на 53% зависит оценка кредитоспособности региона, резко ухудшатся при замене налогов Сибнефти на поступления из Центра. Омская область окажется глубоко дотационной.
Сегодня, скажем, по кредитоспособности Омская область прилично обгоняет Новосибирскую только за счет одного налогоплательщика — нефтяной компании. Завтра мы окажемся в хвосте (см. график 1).
Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета