Строить разрешат всем
Однако закон уже прошел через Госдуму, Совет Федерации и был подписан президентом, значит, скорее всего придется его исполнять. Тем не менее у строителей к федеральному закону есть ряд вопросов. Например, не совсем ясно, почему лицензирование всех видов деятельности — строительной, изыскательской и проектной — с 1 января отменяется, а лицензии на выполнение сезонных объектов остаются. В их число входят не только временные сооружения, например торговые павильоны, но и такие объекты сезонного характера, как переправы, дороги и т.п. Они всегда считались объектами второстепенного значения и лицензирование по ним спорно.
Сами же строители опасаются, что бесконтрольность в их сфере может привести к таким последствиям, которые даже трудно оценить. Поэтому сейчас проходит доработку закон о саморегулируемых организациях (СРО) — профессиональных объединениях, на которые после отмены лицензирования возложат контроль за деятельностью строительных компаний. Один из таких законопроектов был подготовлен ассоциацией «Строительно-промышленный комплекс северо-запада». Документ, к примеру, предполагает, что после отмены лицензирования членство в СРО станет обязательным для всех участников строительного рынка, возводящих конструкции выше 15 метров.
Однако в том, что закон о СРО выйдет в текущем году, уверенности у строительных ассоциаций нет. А его отсутствие и может стать той причиной, по которой отмену лицензирования следует опять отложить. «Но когда такой закон появится, СРО будут выполнять те же функции, что и за рубежом, где лицензирования не существует, — говорит президент Союза строителей Омской области Николай ЛИЦКЕВИЧ. — У нас на смену лицензированию может прийти добровольная сертификация. Она предусматривает подробное изучение строительных организаций и их возможностей не в меньшем объеме, чем это делало государство. Учитывая, что СРО действует на общественной и профессиональной основе, нетрудно догадаться, что хуже не будет. Но сегодня между законом об отмене лицензирования и принятием закона о СРО есть большой промежуток, ничем не урегулированный».
Николай ЛИЦКЕВИЧ, несмотря на то, что сам является руководителем генподрядной компании Омскгражданстрой, ратует за сохранение прежнего жесткого контроля. Он объясняет это ответственностью строителей за свою продукцию и выполненную работу. Омскгражданстрою при больших объемах заказов часто приходится нанимать субподрядчиков. И одно дело, когда руководитель привлекает лицензированную организацию, в способностях которой уверен, и другое — компания с улицы с непонятно где набранным коллективом.
«Я также являюсь членом лицензионного совета, — продолжает Николай ЛИЦКЕВИЧ. — И сегодня у нас встречается множество организаций, которым отказывают в лицензии либо выдают ее не в полном объеме. Причина в том, что фирмам не хватает специалистов, знаний, оборудования. Теперь, когда лицензирование будет отменено, промышленным и гражданским строительством сможет заниматься абсолютно любой. И неизбежно возникнут проблемы у потребителей».
СРО, сертификаты или кодексы чести?
В омском Союзе строителей ищут свои решения этой проблемы. Если закон о СРО подготовить не успеют, они готовы предложить свой Кодекс строителя, где также сказано о необходимости добровольной сертификации. Все члены Союза строителей Омской области к этому уже готовы. Общественная организация не сможет запретить работать несертифицированному предприятию, но потребитель будет знать, с кем он имеет дело.
Кроме того, сохраняется контроль и со стороны проверяющих и надзорных органов — ГАСН, Росприроднадзора, союзов потребителей и т.д. Но если пойти по пути тотального контроля, то самих контролеров может понадобиться больше, чем участников рынка. Также не вполне ясно, на какие нормы следует опираться. На смену строительным нормам и правилам (СНиПам) должны прийти технические регламенты. А их принятие федеральными органами власти затянулось на несколько лет. СНиПы же в стране уже отменены, кроме той части, что касается вопросов безопасности. По словам г-на ЛИЦКЕВИЧА, в ближайшее время будет принят разрешающий документ, который до выхода регламентов по каждому направлению деятельности утвердит возможность работы в соответствии с прежними СНиПами. «Но если отбросить все бюрократические искания, я еще не видел ни одного строителя, который бы не руководствовался СНиПами, — говорит также он. — Думаю, регламенты будут все-таки опираться на эти отработанные документы».
Стоит также вспомнить, что лицензирование уже было отменено в области архитектуры и градостроительства. По словам экс-главного архитектора области Анатолия ЛУНИНА, это самое страшное, потому что в данной сфере решаются вопросы создания благоприятной среды обитания. «Архитекторы теперь могут работать без лицензии, — пояснил также Анатолий ЛУНИН. — А проектные организации получают эфемерную лицензию за деньги, но она настолько формальна, что проектированием занимается тот, кто хочет. У нас не найдется столько архитекторов с высшим образованием, сколько возникло сейчас проектных организаций, которые без архитектора работать не могут». Следствием этого омские зодчие считают массу непрофессиональных проектов, которые подвергаются критике на обсуждениях в Союзе архитекторов и градсовете.