23 августа руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Омской области назначен Андрей СТОРОЖЕНКО, возглавлявший в недавнем прошлом управление здравоохранения города Омска. Свое первое газетное интервью Андрей Евгеньевич дал обозревателю «КВ» Льву АБАЛКИНУ:
— Андрей Евгеньевич, чем занимается управление Росздравнадзора?
— Контроль за медицинской и фармацевтической деятельностью на территории субъекта Федерации. Сюда входит выдача лицензий, контроль за качеством, оказания медицинской помощи в государственных, муниципальных, частных учреждениях, санаториях, профилакториях, реабилитация инвалидов и т.д., а также за лекарственным обеспечением: аптеки, оптовые поставки медикаментов, наркотические, психотропные вещества. То есть объем надзирающих и контролирующих функций очень большой. Мы работаем совместно с прокуратурой, УВД, наркоконтролем и Роспотребнадзором. Нами подготовлены соглашения о взаимодействии.
— Раньше таких соглашений не было?
— Были частично.
— О чем соглашения?
— О совместных проверках. Как прокуратура привлекает нас, так и мы будем просить прокуратуру о помощи. Скажем, после ряда наших проверок с УВД возможны варианты отзыва лицензии.
— Что за варианты?
— Пришли, проверили, скажем, частную медицинскую организацию. В плановом порядке или по жалобе. Выявили, допустим, грубые какие-то нарушения. Я приостанавливаю действие лицензии и обращаюсь в суд. Если суд принимает наши доводы и считает, что в данной конкретной ситуации права служба Росздравнадзора, то уже решается вопрос об отзыве лицензии. После этого организация не имеет права заниматься медицинской деятельностью, иначе ее руководителей ожидает уже уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. Вот здесь и подключается УВД.
— Вы уже кому-то приостанавливали лицензии или подавали на кого-то в суд?
— Судебных дел у нас очень много.
— Примеры?
— Я примеры приводить не буду, потому что люди исправляются. Вопросов об отзыве лицензии пока не стояло. Были протоколы о штрафах в связи с определенными нарушениями. Все судебные дела завершились в нашу пользу. Это говорит о том, что мы работаем качественно и предвзятости не допускаем.
— Какие нарушения наиболее типичны у медицинских организаций?
— Если говорить о частниках, то есть определенный список документов, которые они обязаны представить для получения лицензии. Бывает, что таких бумаг нет. Недавно мы обнаружили, что часть документов у одной из компаний поддельные. Здесь мы как раз подключили Управление внутренних дел, попросив разобраться в данной ситуации. Но основное, что мы проверяем, — качество оказания медицинской помощи. У нас работают в этом отношении очень квалифицированные эксперты.
— Какие нарушения обнаружены у той фирмы, про которую вы сейчас сказали? Что она подделала?
— Нам предоставили, если так можно сказать, фальшивый договор аренды, которого на самом деле не существует. То есть тот, кто числится на данный момент хозяином этого здания, договор аренды не подписывал.
— Каково в Омске качество медицинской помощи?
— Нормальное качество. У нас достаточно хорошее здравоохранение и в городе, и в области. Достаточно продвинутые технологии по части региональных программ. Таких программ нет в других субъектах Федерации. Это я ответственно заявляю. Например, трансплантология. Сегодня наш регион занимается пересадкой почки, имеет право заниматься пересадкой печени и поджелудочной железы. То есть к этому подходим.
— На одном из последних заседаний горсовета депутаты обратились к губернатору, заявив, что эта программа не финансируется в планируемом объеме.
— Это не совсем так. Восемь лет я возглавлял управление здравоохранения города. Губернатор подписывал эту программу и несколько раз посещал многопрофильную больницу. Все те деньги, которые мы получили на развитие центра, перечислены из региона. Я заявляю об этом ответственно. Можно поднять финансовые документы. Программа пятилетняя, и на момент моей работы в администрации города она ни разу не срывалась. Мы укомплектовались шикарным оборудованием, классными специалистами. Система отлажена и работает.
Вторая позиция регионального здравоохранения — кардиохирургия. Шикарнейший центр открыт в областной клинической больнице. Прекрасное оборудование, квалифицированные кадры.
— Вы называете программы, где омское здравоохранение «впереди планеты всей». Но как же быть с обычным медицинским обслуживанием, с которым большей частью и сталкиваются омичи?
— — Почему все забывают, что предыдущие десять лет, когда медики уходили из здравоохранения, нельзя восполнить за год, за два? Сегодня и так много делается. Сейчас, например, укомплектовали наконец службу участковых терапевтов и педиатров.
— Полностью?
— Процентов под восемьдесят укомплектована взрослая служба и процентов под девяносто пять или даже сто — педиатры. В этом, конечно, сыграл роль национальный проект. Но... Еще до этой программы произошло губернское повышение зарплаты — 180%. Очереди в основном стоят к узким специалистам.
— Вы считаете справедливым, что прибавили по десять тысяч рублей одинаково — и начинающим терапевтам, и тем, кто работает по десять-двадцать лет?
— А почему нет? Как мы людей должны удерживать на работе? Пришел молодой специалист, окончил медакадемию, хочет работать, но у него нет возможности купить квартиру, у него молодая семья. И мы ему скажем: ты вот пока получай три тысячи, а когда наработаешь опыт, и у тебя все будет. Человек в этом случае разворачивается и уходит.
— Но как быть тому, кто все эти годы нарабатывал этот опыт, учился, практиковался?
— Подождите, времена меняются. Если повысили зарплату, это надо приветствовать. Но вот что касается стимулирующей прибавки в 180% сегодня, насколько я знаю в управлении здравоохранения готовится положение о уменьшении ее в зависимости от качества работы. То есть здесь будут какие-то рычаги. Потом, никто не отменял надбавок за категорию, стаж и т.д. Но молодой врач должен получать достойную зарплату, иначе мы никогда не оставим его в системе. Кто сегодня из молодых людей пойдет работать за пять тысяч рублей? Да никто.
— Почему такой высокий конкурс в медакадемию?
— Потому что профессия опять становится престижной. А престиж профессии что определяет: качество и уровень жизни людей, которые работают по этой специальности. И отношение людей к ней. Для этого и нужна достойная зарплата. И социальные программы, которые губернатор внедряет на территории. Все это вместе и позволяет привлечь кадры.
— Какие сейчас основные проблемы для омского здравоохранения?
— Деньги и управленческие кадры.
— А куда делись те управленческие кадры, которые были раньше? Состарились и ушли?
— Вы спросили, я ответил... Кадры готовить надо, выбирать, растить.
— Но в прошедшие годы это происходило?
— Частью происходило, частью не происходило. Но это долгие, ни к чему не ведущие разговоры... Когда деньги и кадры сложатся, то все вообще будет хорошо. Но сегодня опять же нужно отдать должное... Только вы меня правильно понимайте... Я особо дифирамбов не пою, говорю то, что думаю. Отношение губернии к медицине много позволяет сделать. Приведу простой пример по себе. Когда мы затевали центр пересадки, мы бы его не вытянули: там десятки, сотни миллионов. Где-то в сибирской тайге центр... А сегодня мы по статистике вторые стоим после Москвы по количеству пересадок почки. Разве бы мы могли это сделать, если бы не отношение губернии к этому. Да никогда! У нас ни сил, ничего бы не хватило.
Мы ведь кадры пригласили из других городов. Ремонты там мощные сделали, оборудование высококлассное купили. Спецов выучили. А ведь это все огромные деньги и отношение. Нам зеленую улицу дали. Мы по ней просто прошли и сделали дело.
— Как вообще финансируется сейчас здравоохранение?
— Есть несколько источников: бюджет, фонд медицинского страхования, платные услуги. Все эти источники легитимны.
— Работает ли система обязательного медицинского страхования?
— Работает. И страховые компании проверяют лечебные учреждения. И фонд снимает штрафные санкции, проверяя использование направленных в больницы и поликлиники денег. Все это контролируется.
— За последние два-три года в Омске открылось множество частных аптек. Почему? Что за «взрыв» такой аптечный произошел? Резко увеличились финансовые потоки в этом направлении?
— Никакого «взрыва» я не почувствовал. Каждая аптека по-разному рентабельна. Их может открыться и двести, но 198 из них будут зарабатывать три копейки, а две будут работать нормально.
— Последнее время в центральных СМИ нередко пишут о фальсифицированных лекарствах...
— Нам из центра пришли данные по фальсификатам. В соответствии с ними мы начали проверки. Результаты будут через месяц — полтора.
— Сколько человек работает в Омскздравнадзоре?
— Пятнадцать.
— Вы работали начальником управления здравоохранения при трех мэрах. Можете проанализировать разницу между ними?
— Без комментариев.
— Город купил площадку с помещениями на территории Сибзавода для строительства там станции скорой помощи. Есть проблемы с подстанциями?
— Новая подстанция построена на улице Красных Зорь. Туда переведут две старые: ту, которая была около администрации города, и Куйбышевскую за бывшим магазином «Восход». Сам «мозг» скорой помощи, где принимают звонки «О3», находится на Косарева, рядом с Торговым центром «Омский». Там очень старое здание, требующее для своего ремонта десятки миллионов рублей. Поэтому и было решено, что проще перенести все это в новое помещение, существенно модернизировав. Плюс к этому сделать на Красном пути, ее города, перевалочную базу для машин скорой помощи. Это экономически обоснованно.
Стороженко Андрей Евгеньевич
Руководитель Росздравнадзора по Омской области
Андрей Евгеньевич родился 23 марта 1963 года в Омске. После школы поступил в Омский государственный медицинский институт, который окончил в 1986 году. С 1986-го по 1992 год работал врачом-урологом в областной клинической больнице. В 1992 году назначен главным врачом детской городской клинической больницы № 3. С 1996-го по 1999 год — главный врач Советского округа города Омска, начальник управления здравоохранения округа. 22 декабря 1998 года назначен начальником городского управления здравоохранения. Через восемь лет 26 июня 2006 года перешел заместителем руководителя Росздравнадзора по Омской области, а с 23августа утвержден руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере зравоохранения и социального развития по Омской области.
С 1998-го по 2002 год — депутат Омского городского Совета.
В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Организация и оказание амбулаторной помощи детям».
Женат, дочь — студентка юрфака Омского госуниверситета. Прадед был провизором Омска, отец — начальником областного Управления внутренних дел.