Среди мощного отряда омских машиностроителей есть и лифтостроители.
И хотя в недавнем прошлом Омский завод подъемных машин (ОЗПМ) пережил процедуру банкротства, сейчас на предприятии выпускается по 40 лифтов в месяц, его финансовое положение стабилизировалось. В преддверии профессионального праздника корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ расспросил директора ОЗПМ Мурата САРСЕМБАЕВА о том, с чем завод встречает День машиностроителя.
— Вы возглавляете ОЗПМ уже полтора года, что удалось сделать за это время?
— Пока особо хвастаться нечем, но мы уже примерно определили наши структуры по производству лифтов и металлоконструкций. Активно занимаемся межеванием заводских земель. Сейчас у ОЗПМ 26 га, далеко не все из них используются эффективно. Мы планируем оставить 12-14 га и загрузить их на полную катушку. По согласованию с нами судебные приставы за налоговые долги арестовали и продали с торгов наши транспортный и литейный цеха. Там были многолетние арендаторы, которые стали собственниками.
Полностью реструктуризированы наши долги в областной бюджет, по реструктуризации федеральных долгов все документы отправлены в соответствующие структуры, ждем решения. Пытаемся договориться с городской администрацией, которой должны порядка 16 миллионов рублей, в основном по земельному налогу, либо о реструктуризации, либо о замене лифтов в муниципальных домах в счет долга. Для реализации нашей продукции создано ООО «ГП ОЗПМ», куда пришли молодые менеджеры, которые пытаются активно продвигать нас на рынке.
В прошлом году наши лифты заняли первое место на выставке «Вертикальный транспорт» в Кемерове и второе место на промышленной выставке в Астане. О нашей продукции хорошо знают и в России, особенно в Сибирском регионе, и в ближнем зарубежье. Переходим на производство металлоконструкций, которые востребованы в строительстве жилья и других объектов, ведем переговоры с омскими строительными организациями. Радует, что к нам уже начали обращаться с заказами на металлоконструкции.
— А каковы ближайшие заводские планы?
— Федеральным агентством по промышленности (ФАП) утверждена программа развития ОЗПМ. В частности, мы должны выйти на производство 80 лифтов в месяц, что принесет безубыточное существование и позволит рассчитаться по старым долгам. Сейчас мы в месяц выпускаем по 40 грузовых, грузопассажирских и пассажирских лифтов с грузоподъемностью 400 килограмм. Чтобы удержаться на рынке, нам нужно освоить выпуск 600-килограммовых лифтов, но на них у нас нет оснастки. Мы подписали соглашение о сотрудничестве с Могилевлифтомашем — это лидер лифтостроительной отрасли, который производит более 5 000 лифтов в год. Надеемся с помощью могилевских коллег наладить производство 600-килограммовых лифтов в ближайшее время.
— Что мешает развиваться производству, кроме старых долгов?
— Из-за резкого подорожания металла возникли проблемы с комплектующими. По той же причине по металлоконструкциям с трудом вписываемся в среднегородские рыночные цены, работаем над снижением себестоимости. Еще одна проблема — возрастная. Средний возраст работников ОЗПМ — больше 50 лет. Многие проработали здесь всю жизнь и не принимают резких перемен. Если начинаем административно, давить некоторые просто уходят — кто на пенсию, кто на другие предприятия. Привлекаем молодых специалистов, даем им комнаты в заводском общежитии и пытаемся воспитывать свои новые кадры.
— Скоро в Омске должен появиться новый завод по производству лифтов, который строит НПО «Мостовик». Не боитесь конкуренции?
— Мне не вполне понятно, зачем нужно строить новый завод, можно было бы наладить производство лифтов и на наших площадях, которые не загружены. Но частному бизнесу никто указывать, конечно, не может, раз так решили, бога ради. Только не надо забывать, что производство лифтов весьма сложное дело, только на первый взгляд все просто. Можно организовать сборку лифтов из чужих комплектующих, как это делают на заводах в Саратове и Карачарове.Но настоящие лифтостроители, как Могилевлифтомаш, до 90% комплектующих производят сами. У нас соотношение своих и чужих комплектующих примерно 50 на 50, кокое будет у «Мостовика», мне и самому интересно.
При презентации нового завода главный инженер «Мостовика» Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ заявил, что на ОЗПМ — изношенное оборудование, потому, дескать, и нужно новое производство. Да, износ оборудования на ОЗПМ превышает 70%, но это не мешает нам выпускать вполне конкурентоспособные лифты. Признаться, для меня было неожиданностью появление в Омске нового завода по производству лифтов, но есть уверенность, что наши клиенты туда не перейдут. «Мостовику» будет непросто зайти на этот рынок, ведь кроме нас в Омском регионе активно представлены лифты Щербинского и Карачаровского заводов. На новом заводе собираются выпускать по 200 лифтов в месяц — это хорошая цифра, но мне что-то сказать на этот счет сложно.
— Как встречаете на ОЗПМ профессиональный праздник?
— Как и положено — в торжественной обстановке. Работники завода получили шесть грамот от городской администрации и три благодарственных письма от ФАП. Пока мы не смогли выйти на рентабельное производство, но делаем все возможное, чтобы это случилось.