1 октября 1941 года вышло постановление об организации Омского завода № 634, впоследствии получившего название «Электроточприбор». Предприятие было создано на базе эвакуированных в Омск Киевского завода электротехнической аппаратуры и Краснодарского завода измерительных приборов. Однако 65-летие пребывания Электроточприбора на омской земле практически не афишируется. О том, почему не праздновался юбилей, о проблемах и перспективах Электроточприбора корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с его генеральным директором Юрием ДУБИЛЕРОМ.
— Так почему же, в отличие от завода им. Козицкого и других эвакуированных в Омск предприятий, «Электроточприбор» не отмечает свой юбилей?
— ЗАО «ПО „Электроточприбор“ ликвидировано в декабре 2005 года. А нашему одноименному предприятию всего три года. Объяснять всем, что мы взяли на себя часть прав и обязательств своего предшественника и продолжаем его традиции, просто нелепо. Юридически мы не являемся правопреемниками Электроточприбора, который был ликвидирован в результате банкротства, но у нас работают те же люди, что работали там, на тех же мощностях и территории. Мы взяли на себя мобилизационные планы и обязательства старого Электроточприбора, сохранили все его атрибуты и производственную номенклатуру.
В свое время Электроточприбор дошел до определенного уровня спада, поэтому оказался банкротом. Чтобы рассчитаться по долгам, была распродана значительная часть имущества. Но важно то, что предприятие не исчезло с лица земли, продолжает выпускать продукцию под старым брендом. Внутри коллектива мы, конечно, отметили 65-летие завода, по-семейному, все работники премированы, выпущены памятные сувениры, но широко отмечать юбилей мы просто не имели морального права. Но кто знал о нем со стороны, поздравил нас.
Сегодня у нас трудится 435 человек. Наши производственные площади более 30т.кв.м, причем они реконструируются в интересах производства и работающих на нем людей. К сожалению, очень высок износ оборудования, не хватает современных технологий — это дело дорогое, но и думаю, наживное. Но самое ценное, что у нас осталось — это хорошие заводские традиции и хорошие люди.
— А какова структура предприятия?
— ЗАО „ПО “Электроточприбор» включает в себя четыре предприятия, которые не только выполняют основной производственный заказ, но и ведут самостоятельную коммерческую деятельность. Мы выделили в отдельные предприятия гальванический цех, литье и переработку пластмасс, литейно-штамповочное и предсборочное производству. Головное предприятие выпускает конечную продукцию, и контролирует коммунально-бытовые ресурсы. Мы формируем план и бюджет и доводим их до дочерних предприятий, а кроме нас они ищут заказы на стороне.
— Нет опасений, что вас постигнет печальная участь предшественника?
— У нас нет и не было долгов по налогам и зарплате. Задача, которая стояла перед нашей организацией в 2003 году — удержаться в определенных объемах производственных и людских ресурсов, выполнена. Мы провели серьезную работу по снижению затрат, вложили немалые средства в замену системы отопления, наладили энергоучет. В общем, постарались навести порядок во всем, завершаем перекомпоновку производства.
Чтобы у завода было будущее, нужна свежая кровь, поэтому пытаемся омолодить коллектив, принимаем на работу молодых рабочих и инженеров. Но чтобы привлечь молодежь, приходится прилагать немало усилий, ведь зарплаты у нас отнюдь не самые высокие. У нас немало классных специалистов, которые передают свой опыт и знания молодежи, стараемся заинтересовать молодых интересной работой и перспективами.
— А что производите сейчас и есть ли успехи?
— Мы пытаемся удержать свою нишу, хотя конкурировать с небольшими предприятиями, которые появились в последнее десятилетие, достаточно сложно. У нас нет оборонного заказа, но для Роскосмоса мы поставляем аппаратуру для запуска и вывода на орбиту космических аппаратов. По-прежнему выпускаем цифровую и аналоговую технику, есть несколько совместных перспективных разработок с фирмой «Квадрат», Алекто-Электроникс.
Пытаемся не потерять своих позиций в области шахтной техники. Так, за последние три месяца достаточно неплохо поучаствовали в крупных выставках в Донецке, Кемерове и Новокузнецке. Одно время нас начали теснить по этому направлению наши бывшие московские партнеры, но мы сделали шаг вперед и снова их обогнали. Если наш старый шахтный светильник весил 3,5 килограмма, то новый — всего 200 грамм, при этом гарантируется его непрерывная работа в течение 10 часов.
В наших сигнализаторах метана СМС-7М и метанометрах «Спутник» впервые в России применен беспроводный канал обмена информацией между прибором и внешним устройством. «Сигнал» сейчас проходит испытания в шахтах, надеемся на приличные заказы. Ведем переговоры с московскими компаниями о поставке сенсоров для выпуска сигнализаторов не только метана, но и других газов.
После распада СССР на Электроточприборе и во всей России прекратилось производство приборов для измерения переменного тока, но потребность в них сохранилась. За последние три года мы провели и продолжаем работы по созданию лабораторных амперметров и вольтметров, аналоговых щитовых приборов и цифровых приборов переменного тока, ватт — и варметров для измерения мощностей до сотен мегаватт. Сохранено и поддерживается серийное производство основных номенклатурных групп традиционно выпускаемых нами приборов измерения постоянного тока.
В области космической техники успешно развиваются наши кооперационные связи с харьковскими НПО «Коммунар» и Научно-техническим СКБ «Полисвет» по совместному комплектованию аппаратуры и совершенствованию отдельных узлов для самарского ГНПРКЦ «Прогресс». Мы комплектуем своей продукцией ракеты-носители транспортного грузового корабля «Прогресс», пилотируемого корабля «Союз-ТМ» и различных отечественных спутников.
Мы сознательно взяли на себя от прежнего Электроточприбора много лицензируемых видов деятельности, чтобы сохранить производственную преемственность и устоявшийся брэнд. Пережив нелегкий период, мы уверенно смотрим в будущее. Образно говоря, мы вышли из банкротства «изрядно ощипанными, но непобежденными» и теперь стараемся наверстать упущенное.
— Ну а какая перспектива у предприятия?
— Мы планируем неуклонно расти в объемах и оборотах. Ведем переговоры об организации совместного предприятия по производству термокаталитических сенсоров с Китаем. Нащупываем связи и в других странах, а с помощью китайских партнеров попытаемся выйти на мировой рынок. Амбициозных планов у нас хватает, только вот средств для их реализации недостает.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— У меня одно хобби — я рыболов-спортсмен. В свободное время стараюсь вырваться на природу и порыбачить. Обычно езжу на озера в Новосибирскую область, причем для меня главное не улов, а сам процесс рыбалки. С появлением и развитием Интернета практически перестал читать художественные книги. Немало времени провожу во Всемирной паутине, а вот телевидение почти не смотрю -утомляет меня своим однообразием.
Юрий Соломонович родился 30 октября 1946 года в городе Новомосковске Днепропетровской области. После окончания 11 классов поступил на факультет автоматических систем Томского политехнического института. В 1971-м, получив высшее образование, устроился в СКБ завода «Электроточприбор» конструктором. В 1978-м стал начальником КБ, впоследствии занимал должности начальника конструкторского отдела, главного технолога, заместителя генерального директора по производству, технического директора. В 2003-м назначен генеральным директором ЗАО «ПО „Электроточприбор“.
Женат, двое сыновей, одна дочь, трое внуков