Старожилы
На омском рынке два лидера классического фаст-фуда: рестораны «Ростик, с» и рестораны «Курочка рядом». Владелец первого проекта — СП ООО «Инкорост», выкупившее в 1996 году франшизу у московской компании «Росинтер Ресторантс». Вторая сеть имеет чисто омские корни. Первый ресторан «Курочка рядом» появился в 2003 году у кинотеатра «Маяковский». Руководство обеих сетей на достигнутом останавливаться не собирается. У «Курочки рядом» даже глобальные планы по выходу на федеральный рынок и претензии на звание народной марки.
Что касается различных перепозиционирований, еще в середине года рестораны сети «Ростик, с» планировали изменить название в связи с объединением с ресторанной сетью под брендом «KFC» компании «Yam!Brands Inc». Наименование точек, расположенных в Омске, в течение 2006 года так и не был изменен. Видимо, весь объем работ по смене бренда и внесений новшеств в меню перенесен на 2007 год. Хотя в Москве на сегодняшний день уже все заведения прошли ребрендинг, поменяв вывеску на «Ростикс — KFC», причем первый такой ресторан открылся еще четвертого апреля 2006 года. Ребрендинг также прошел, например, в тюменских «Ростик сах». «Курочка рядом» также не стоит на месте, меняя технологии, к примеру, в 2006 году разработано и введено спорт-меню, новое не только для Омска, но и для фаст-фуда в целом.
Ням-ням от «Ланча»
В 2006 году открылся первый ресторан быстрого обслуживания под названием «Hummy's», что в переводе с английского подразумевает «ням-ням» — звук, имитирующий, как дети просят есть.
Учредителем ресторана является фирма «Январь», собственники которой еще в 2003 году грезили ресторанным проектом. Необходимость выделить средства для развития нового формата РБО стала одной из причин закрытия почти всех кафе сети «Сибирские пельмени», существующей уже с 1997 года и сейчас находящейся в управлении ООО «Ланч». О перспективах едва ли не первой в Омске сети заведений быстрого питания рассказал генеральный директор ООО «Ланч» Михаил САВЕНКО: «Сеть „Сибирские пельмени“ — то, на чем мы зарабатывали свои первые деньги. Сегодня формат морально устарел, но совсем закрывать этот проект мы не собираемся. К примеру, точка на Водниках приносит немалый доход, и глупо бы было лишаться этого бизнеса. Пока „Сибирские пельмени“ будут удовлетворять какую-то потребность клиента, они будут существовать, хотя, конечно, не в центре города».
Что касается «Hummy's», Михаил Валерьевич планирует открыть второй ресторан в Омске в текущем году, но пока не определился с помещением. «В Краснодаре первый „Hummy's“ уже открыт, причем с прямым управлением, зарегистрирована фирма на мое имя», — сообщил господин САВЕНКО. «Hummy's» ориентирован на бургерное направление и, как утверждает САВЕНКО, является первым в Омске «рестораном быстрого обслуживания в классическом понимании, таким, каким он был изначально, с момента своего появления в Америке». Хотя в мировую практику, по признанию руководства, рестораны «Hummy's» ничего нового не вносят.
Не сети
РБО-одиночек так же мало, как и сильных сетей. С начала 2004 года на втором этаже ТЦ «Омский» работает ресторан «Сытная площадь» очень похожий по формату на московскую сеть «Му-му». Рядом — кофейня под той же маркой. А на первом этаже есть еще и экспресс-кафе «Сытная площадь». Целый «комбинат питания», как выразился один из участников рынка, не пожелавший назваться. Другой похожий проект — заведения под брендом «Дали» компании «Бакалея-сервис». Лишь одно из них, на проспекте Мира, имеет формат «РБО». Руководство ресторана «Дали на Мира», к сожалению, не смогло назвать основное направление в меню, а средний чек и вовсе оказался здесь «коммерческой тайной». Одно время планировал открыть РБО резонанс рестораном «Грант-Летур» и Леван ТУРМАНИДЗЕ, но, вскоре, похоже, отказался от этой идеи, предпочтя ему зал игральных автоматов.
Евроеда
На самом деле в меню евростоловых как раз нет ничего от классического фаст-фуда. Блюда в них самые простые, русские. Приставка «евро» понадобилась, как говорит директор омского филиала компании «Фуд-Мастер» Виктор СОРОКИН, для «отмежевания от стереотипа столовых прежних времен». «В термин „евростоловая“ вкладывается ориентированность на посетителей и качество», — добавляет Виктор Васильевич.
Единственной сетью общепита, заявившей о себе в формате «евростоловая», в Омске является новосибирская «Вилка-Ложка». Первую столовую сети владелец бренда — компания «Фуд-Мастер» открыла в декабре 2005 года, вторую — в январе 2006 года. В «Вилке-Ложке» традиционная русская домашняя кухня, со средним чеком в 86 рублей. Прямых конкурентов по формату, как справедливо отмечает господин СОРОКИН, в городе пока нет. В самом Новосибирске, стоит отметить, есть другие сети евростоловых («Поварешка», «Селипоели», «Кузина») и столовые-одиночки, открытые не устоявшими перед модным жанром рестораторами. Пока развитие «Вилки-Ложки» в Омске собственники решили притормозить, вложив средства в другой выгодный проект — ресторан-бар.
Лазанью — в народ
Совсем немного осталось до открытия в Омске фаст-фуда, специализирующегося на итальянской кухне, — сети ресторанов быстрого обслуживания «Сбарро», франшиза которой в России и странах СНГ принадлежит ООО «Бразерс и компания». Уже заключен договор субфранчайзинга с омской компанией «Кушать подано», которая до сих пор избегает публичности. В 2007 году планируется открытие двух ресторанов, причем первый из них уже в следующем месяце в новом торговом комплексе «Герцен-Плаза» на пересечении Герцена и Чернышевского. Объем инвестиций в проект составит $ 1, 2 — 1, 5 млн. По словам директора по франчайзингу ООО «Бразерс и компания» Марка ВЕКСЛЕРА, Омск является приоритетным для развития «Сбарро». Окупаемость проекта, по мнению представителей «Бразерс и компания», не превысит двух лет.
В ближайшие два года «Бразерс и Компания» планирует открыть по системе субфранчайзинга рестораны в Калининграде, Тюмени, Донецке, Алма-Ате и Астане. Заведения «Сбарро» работают в нескольких форматах: рестораны с традиционной линией раздачи, рестораны типа «буфет», рестораны, расположенные в крупных торговых центрах и отдельно стоящие, а также служба доставки. В меню «Сбарро» основу составляют пиццы, салаты, пасты и лазаньи, а средний чек в ресторанах «Сбарро», по данным российского сайта компании «Сбарро», в Москве составляет -9, в регионах — -6,5. Однако опыт московских посещений сотрудниками «КВ» ресторанов «Сбирро», дает совсем иные цифры: минимум -14 за чек.
Кто победит
Постепенное заполнение ниши и увеличение конкуренции на рынке общественного питания среднего ценового сегмента ведет к дальнейшему размежеванию форматов. От «грубого», как выразился директор по маркетингу компании «Инкорост» Евгений ВОЛЬСКИЙ, термина «фаст-фуд» рестораторы ушли к более престижному — РБО. Вторая тенденция — понимание того, что нужно, цитируя Михаила САВЕНКО, «накормить омичей быстро», привела к появлению евростоловых. Известно, что один из омских предпринимателей, давно занимающихся общепитом, планирует освоить формат евростоловой, но пока афишировать свои планы он не собирается. С другой стороны, есть мнение, что формат столовой в любом проявлении морально устарел и годен лишь в структурах предприятий и учебных заведений. По меткому выражению того же САВЕНКО, современные столовые в других местах напоминают «промышленное питание». Михаил Васильевич так объяснил свою точку зрения: «Посещение заведения общепита — до сих пор еще выход в свет, и это не так плохо, как утверждают многие. Ведь если приходишь в ресторан быстрого обслуживания, есть все равно ощущение праздника, потому что рестораторы стараются поддерживать такую атмосферу. А борщ с пирожками можно поесть и дома».
Как говорят специалисты, более дорогие блюда, более высокий средний чек, и больший престиж — это прерогатива ресторана. По мнению Виктора СОРОКИНА, «будущее в балансе между евростоловыми и РБО, а баланс будет определяться доходами населения».
Главные надежды рестораторы связывают с развитием в регионе формата крупных торговых комплексов. Опыт создания фуд-корта — небольшого ресторанного дворика — уже осуществлен в ТВЦ «Каскад», где расположены
«Ростик, с», «Курочка рядом», «Pizza Haus» и «Баскин Роббинс». Плюс размещения на фуд-кортах, как показывает мировая практика, еще и в том, что конкуренты, оказываясь в такой близости друг от друга, могут выделить все свои сильные и слабые стороны и тут же откорректировать стратегию позиционирования фирмы на рынке. Виктор СОРОКИН отметил, что все зависит от месторасположения комплекса и соседства других операторов, и заметил, что компания «Фуд-мастер» на омских фуд-кортах пока размещать свои предприятия не планирует. В среде рестораторов ходят слухи, что следующий фуд-корт откроется в строящемся торговом комплексе на пересечении Герцена и Чернышевского.
Егор КАЗАНЦЕВ