По уверению минсельхоза 95% омской свинины рентабельны и конкурентоспособны 19 февраля согласно китайскому календарю наступил год Огненной Свиньи. Если верить астрологическим прогнозам, нынешний год обещает быть щедрым и обильным для населения, потому что свинья — животное обстоятельное и любит, когда всего много. Так это или нет, нам предстоит проверить на своих шкурах, а пока «КВ» решили выяснить, как чувствуют себя хрюшки и хавроньи на омских просторах.
«Ты свинья и я — свинья, все мы, братцы, свиньи»
По данным областного минсельхоза, на конец 2006 года в Омской области было 504, 2 тысячи свиней, из них 303,3 тысячи — в личных подсобных хозяйствах. Примерно столько же было и на излете советской власти, а максимальное количество свиного поголовья фиксировалось в 1986 году — 690 тысяч. А, к примеру, в 1973-м было всего 529,3 тысячи. В отличие от крупного рогатого скота, чье поголовье в нашем регионе за постсоветские годы сократилось в разы, по свиньям такого уменьшения не случилось. В годы ломки социалистического уклада в омской деревне тоже случилось сокращение поголовья свиней, но его удалось быстро преодолеть, поскольку одна свиноматка за год дает приплод не менее 10 поросят, а корова — только одного теленка.
Если вернуться в не очень давнее советское прошлое, то можно отметить, что в начале 70-х для большинства омских колхозов и совхозов свиноводство было подсобной отраслью для обеспечения внутрихозяйственных нужд и продажи поросят населению. Содержать небольшое поголовье свиней было нерентабельно, поэтому, когда в 1978 году областная власть перестала требовать обязательного разведения свиней во многих хозяйствах, мелкие свинофермы были закрыты. В результате в большинстве районов численность свиного поголовья упала, а в целом по области осталась на прежнем уровне за счет «Омского бекона».
«Омский бекон», до сих пор считающийся лучшим сельхозпредприятием России, появился на свет в конце 60-х благодаря политической воле первого секретаря Сергея МАНЯКИНА и пробивной силе его первого директора Артура МАЙОРОВА. Говорят, за нарушение социалистической законности в ходе создания «Бекона» против МАЙОРОВА несколько раз возбуждались уголовные дела, но посадить его так и не удалось. В состав «Омского бекона» постепенно вошло полтора десятка свиноводческих и зерновых хозяйств. Впоследствии в ходе приватизации некоторые из них, к примеру совхозы «Красногорский» и «Южный», вышли из состава объединенияи акционировались отдельно. Счастья это им не принесло, довольно скоро они обанкротились. Но в целом «Омский бекон» сумел сохранить и даже приумножить советскую свиноводческую и кормовую базу.
Кроме «беконовского» свиного громадья в нашем регионе немало свиней держали в личных подсобных хозяйствах. Как любил повторять известный омский свиновод Михаил ПЛЕХАНОВ, «хорошая скотинка наша свинка: ест мало, дает мясо и сало». В наших краях, особенно на севере области, селяне, в отличие от Центральной России и Украины, свиней содержали не в загонах, а на вольном выпасе. Летом свиньи разгуливали по деревням и близлежащим лесам, хозяева только прикармливали их, а питались они тем, что найдут.
«И знал лишь только бог седобородый, что это животные разной породы»
За несколько тысячелетий разведения домашних свиней человечество вывело несколько десятков пород. Основными породами, разводимыми в Омской области, являются ландрас, дюрок и крупная белая. Каждая из них ценна по-своему: у крупно-белых свиней — высокая продуктивность, у ландраса — ярко выраженные окорочка, дюрок — мясная порода, дающая отличный бекон. В «Омском беконе» еще в 70-е появились свои ветеринарная и селекционная службы. Когда туда завезли голландских ландрасов, рассказывают, что Артур МАЙОРОВ запретил даже ругаться при импортных свиньях, чтобы не травмировать их.
В советские годы на базе «Омского бекона» готовили и защищали кандидатские диссертации как омские, так и московские специалисты по свиноводству. Но вскоре после акционирования вся информация о «беконовских» свиньях стала конфиденциальной, с тех пор в Омском ветеринарном институте не защищено ни одной диссертации по свиноводству. В самом «Беконе» работает селекционный гибридный центр, в ЗАО «Новоазовское» есть племрепродуктор, племенная работа ведется в СПК «Кировский», СПК «Апис», агрокомплексе «Ударный» и СПК «Полтавский».
— Научный вклад ветинститута в свиноводство ограничивается подготовкой специалистов средней и высшей квалификации для омских хозяйств, — считает доцент Института ветеринарной медицины ОмГАУ Анатолий ЕФРЕМОВ. — Наши студенты готовят курсовые и дипломные работы по продуктивности, плодовитости и интенсивности роста свиней. А вот глубоких исследований из-за закрытости «Омского бекона» давно никто не проводил. На примитивной свиноферме научных исследований просто не сделаешь.
На базе трех пород в Омской области выведены гибриды, которые позволяют получать от 800 до 1000 грамм суточного привеса. Племенные поросята продаются в личные подсобные хозяйства,за прошлый год продано более 12 тысяч. Не имея доступа в «Бекон», студенты ветинститута выезжают в СПК «Апис» и СПК «Ударный», сейчас выпускается только одна группа по свиноводству, в дальнейшем планируется две. В Институте повышения квалификации ОмГАУ в прошлом году выпущено 15 операторов по свиноводству.
В Омске есть Всероссийский научно-исследовательский институт бруцеллеза и туберкулеза животных, который в основном занимается крупным рогатым скотом. А вот по свиноводству почему-то нет НИИ. Видно, не слишком-то нужны научные исследования омским свиноводам. По данным областного минсельхоза, в прошлом году на племя выращено 43,4 тысячи свиней, в этом запланировано 47,5 тысячи. Если высокий прирост обеспечивается без науки, то зачем на нее деньги тратить?
«Я желаю знать подробно, где, кого, когда и как»
В «Омском беконе» поголовье свиней неуклонно сокращается. В 2006-м там стало на 6300 свиней меньше, чем в 2005-м, в котором по сравнению с 2004-м поголовье сократилось на 5%. В то же время общее областное свиное поголовье в 2006 году составило 101,7% к уровню 2005-го. А реализация свинины и вовсе возросла на 3,5% и составила 45,8 тысячи тонн. Причем 50% производственной свинины в 2006-м было вывезено за пределы региона. Согласно статданным Омская область — одна из 13 российских регионов, которые могут себя прокормить сами, вот и приходится помогать голодным соседям.
За счет чего же омские аграрии смогли нивелировать и преодолеть резкое уменьшение «беконовского» поголовья? В последние годы существенно больше стали разводить свиней в фермерских и личных подсобных хозяйствах. Не остались в стороне и крупные хозяйства. Так,в СПК «Апис» Марьяновского района на начало 2006-го было 1 363 свиньи, а на конец — уже 2 063. В агрокомплексе «Ударный» поголовье возросло с 3 626 до 6 834 свиней. А в ОПК «Сибнис» Таврического района производство свинины по сравнению с 2005-м в прошлом году выросло на 211%.
В передовиках ходит ЗАО «Продовольственная компания „Оша“, где с 500 тонн в 2005-м производство свинины увеличилось до 707 тонн в 2006-м. Существенно возросли „свиные“ объемы в СПК „Кировский“ Полтавского района и в ЗАО „Новорождественское“ Исилькульского района. И вообще, как уверяют в областном минсельхозе, 94,6% производимой омской свинины рентабельны и конкурентоспособны, поэтому грядущее вступление России в ВТО нашему свиноводству не страшно.
— В прошлом году были реконструированы 10 свиноферм, в которых содержится от 500 до 10 000 голов, — рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Александр КУРЗАНОВ. — В агрофирме „Екатеринославская“, СПК „Ударный“ и СПК „Апис“ построены мини-комбикормовые заводы, в результате привесы существенно возросли. В 2007 году строительство свиноферм запланировали КФХ „Люфт“ Азовского района, агрофирма „Екатеринославская“ Шербакульского района, ООО „Троя“ Нововаршавского района и КФХ „Орбита“ Одесского района. В национальном проекте „Развитие АПК“ заложена модернизация и реконструкция „Омского бекона“, в которые собираются вложить 380 млн рублей. В середине ноября прошлого года в Омск приезжал новый исполнительный директор компании „Продо Менеджмент“ и подтвердил, что инвестиции в „Омский бекон“ будут.
Судя по всему, свиноводство стало приносить неплохую прибыль, раз растет число желающих им заниматься. Так, компания „Агропромдорстрой“ взяла под свое крыло одно свиноводческое хозяйство в Колосовском районе и два — в Тюкалинском и начала там проводить реконструкцию. В Саргатском районе рывок в свиноводстве сделали фирмы „Союзагро“ в Увальной Битие, в Муромцевском — СПК „Камкурское“. „Оша“ в этом году тоже запланировала провести реконструкцию своего свинохозяйства.
Фермеры тоже активно участвуют в свиноводческом процессе. В КФХ КУРИЛЕНКО и КФХ НЕЧИПУРЕНКО в Нижнеомском районе и у фермера Петра ПЛЕСОВСКИХ в Саргатском районе содержатся от одной до двух тысяч свиней. Но самый грандиозный свинопроект хочет запустить известный фермер Вадим ШНАЙДЕР — откормочный комплекс на 100 тысяч свиней в год.
Согласно всем статданным свиноводство у нас на подъеме, однако в ветинституте ученые настроены не так оптимистично. На нашем флагмане свиноводства „Омском беконе“ все оборудование изношено до предела, владельцы выжали из него все, что могли, ничего не вкладывая. Если в него не вложат обещанные миллионы, „Бекон“ окажется на грани банкротства. Судя по всему, его владелец „Продо Менеджмент“ занимался предпродажной подготовкой»Омского бекона", в таких случаях деньги не инвестируют. Если у «Бекона» появится новый хозяин, большой вопрос, как быстро он начнет вкладывать в него инвестиции.
Впрочем в год Огненной Свиньи не хочется быть пессимистом в отношении омских хрюшек и хавроний. И пусть правоверные иудеи и мусульмане считают свинью «нечистым» животным и не едят ее мясо, но все же большинство наших сограждан с удовольствием кушают и сало, и многочисленные продукты из свиного мяса. Кстати, согласно статданным омичи потребляют свинины на 25% больше, чем в среднем по России. Остается только надеяться, что если свиноводство у нас будет развиваться, то и цены на свинину не будут галопировать, как сейчас.