МПМК-6 была организована в середине 70-х, а в 1993 году акционировалась. Пять лет назад я приобрел у тогдашнего генерального директора ОАО «МПМК-6» Анатолия ШАБУНИНА контрольный пакет акций и возглавил предприятие. Надо сказать, что досталось мне оно в полуразрушенном состоянии, пришлось вкладывать деньги и силы, чтобы поднять его на ноги. Постепенно появились хорошие заказы, и, соответственно, прибыль. В то время лежащее на боку предприятие никому не интересно, а работающее может привлечь внимание рейдеров.
Николая ПОМЯЛОВ появился у нас год назад по рекомендации Анатолия ШАБУНИНА, оставшегося главным инженером, и предложил свои услуги по решению одной давней проблемы МПМК-6. В 1993 году колонна построила жилой дом по адресу: ул. Авиагородок, 25, корпус 1. Заказчиком выступал Омский аэропорт. Согласно договору от 12 февраля 1990 года МПМК-6 должна была получить в этом доме шесть квартир, однако после окончания строительства они были поставлены на баланс ОАО «Омский аэропорт». У меня по этой сделке до этого небыло никакой информации.
ПОМЯЛОВ был заинтересован в решении этого вопроса, потому что проживает в одной из неоформленных квартир. Он предложил не только помочь в оформлении документов, но и в реализации квартир третьим лицам. Я поверил ему и выдал доверенности на право представлять интересы МПМК-6, в том числе и в судах, но без права на получение присужденного имущества или денег.
В мае 2006-го ПОМЯЛОВ появился у нас с предложением срочно заключить договор уступки прав на неоформленные квартиры за 6 млн рублей с неким гражданином Владимиром ЖЕЛНИНЫМ, который обязался сразу внести 5 млн рублей задатка в обеспечение исполнения договора. Предложение показалось мне интересным, и я подписал договор уступки прав 23 мая. Однако ни копейки в кассу предприятия не поступило. Зато буквально на следующий после подписания договора ЖЕЛНИН сделал запрос в Управление ФРС по Омской области и получил справку, что наши квартиры принадлежат ОАО «Омский аэропорт», после чего подал иск в Первомайский районный суд о взыскании с МПМК-6 5 млн рублей, якобы заплаченных в обеспечение договора.
Интересы МПМК-6 в суде представлял ПОМЯЛОВ по доверенности, который подтвердил получение денег и признал все обвинения. Почему суд поверил ему на слово, ведь никаких документов, подтверждающих факт оплаты, у него не было, остается только гадать. Мы ничего не знали о судебном процессе, не получали ни искового заявления, ни повестки, ни решения суда. О принятом судебном решении мы узнали от судебного пристава, пришедшего с исполнительным листом и только 8 августа смогли получить копию судебного акта.
Параллельно ПОМЯЛОВ начал скупать акции МПМК-6 и приобрел 10,2% акций. И как акционер стал подавать иски в арбитражный суд по разным поводам, якобы ущемляющим его права.
Остерегаясь губительных для МПМК-6 последствий, я вместе со своим партнером по бизнесу Евгением МАКШЕВЫМ вынужден был заключить с ПОМЯЛОВЫМ кабальный договор. Согласно договору 609 акций МПМК-6 выкупались за 3 млн рублей, что в десять раз превышает их рыночную стоимость. ПОМЯЛОВ получил аванс в 500 тысяч рублей и написал расписку, в которой обязался отозвать все свои судебные иски, не инициировать новые судебные процессы и не приобретать больше акций МПМК-6.
Чтобы обезопасить предприятие, мы написали заявление в прокуратуру в отношении действий ПОМЯЛОВА. Однако он потребовал, чтобы мы отозвали это заявление, иначе суд не отменит решение в пользу ЖЕЛНИНА. Слушание дела действительно было перенесено с 16-го на 22 августа по телефонограмме ЖЕЛНИНА. Чтобы не искушать судьбу, 17 августа мы написали заявление в милицию, куда прокуратура передала на рассмотрение наше заявление, об отказе от своего заявления в отношении ПОМЯЛОВА. В конце концов суд прекратил дело по иску ЖЕЛНИНА и отменил принятое раньше решение. Кстати, это дело вела судья Марина МАКАРОВА.
Но ПОМЯЛОВ, получив 500 тысяч рублей, и не подумал передать хотя бы часть своих акций и решил пойти другим путем. Сначала он попытался скупить еще какое-то количество акций МПМК-6, но желающих продать не нашлось. Тогда как владелец 10,2% акций ПОМЯЛОВ объявил о проведении 7 ноября общего собрания акционеров, но на него никто, кроме него, не пришел. Но это не помешало ему от имени всего ОАО принять решение о ликвидации компании.
9 ноября ПОМЯЛОВ подал заявление о ликвидации МПКМ-6 в Инспекцию ФНС №1 по Центральному округу. К заявлению было приложено решение общего собрания, тоже подписанное им. В регистрации процедуры ликвидации ему в инспекции отказали, тогда он попытался 1 декабря созвать внеочередное собрание акционеров, но на него тоже никто, кроме него, не пришел. Согласно Закону «Об акционерных обществах» для принятия решений на внеочередном собрании нужно не менее 30% акционеров. Однако 5 декабря ПОМЯЛОВ вторично представил в ИФНС №1 по ЦАО уведомление о ликвидации и выписку из протокола общего собрания акционеров, опять же подписанные только им. Но на этот раз налоговики почему-то решили пойти ему навстречу.
Между тем 4 декабря было проведено законное общее собрание акционеров МПМК-6, на котором были внесены изменения в устав и избран новый состав совета директоров. На нем присутствовали владельцы больше 80% акций. Когда мы принесли в ИФНС №1 новую редакцию устава для регистрации, то случайно узнали, что предприятие находится в стадии ликвидации. О том, что ОАО приговорено к ликвидации, ПОМЯЛОВ почему-то не известил ни совет директоров, ни других акционеров.
Я и наш юрист Екатерина ПЛЕХАНОВА встретились с начальником отдела регистрации ИНФН №1 Натальей НОВИКОВОЙ, заместителем руководителя ИФНСМЮрием ЕРОВИЧЕНКОВЫМ и начальником юридического отдела Василием ПРИМАКОМ и объяснили, что решение о ликвидации МПМК-6 принято неправомерно. Кроме того, на документах, представленных ПОМЯЛОВЫМ стояла печать ОАО, которая даже при визуальном осмотре явно отличалась от нашей настоящей печати.
Налоговые работники согласились с нашими доводами и пообещали, что уже приготовленное на выдачу свидетельство о ликвидации ПОМЯЛОВУ выдано не будет. Однако вопреки этому обещанию ему выдали свидетельство. Чтобы защитить ОАО от незаконной ликвидации, мы обратились в суд. 21 декабря Арбитражный суд Омской области вынес определение об обеспечительных мерах в отношении имущества МПМК-6 и наложил запрет на любые действия ПОМЯЛОВА как ликвидатора.
Мы развезли исполнительный лист по нашему делу № А 46-70738-2006 во все инстанции. И едва успели: ПОМЯЛОВ уже пытался уведомить Импэксбанк о запрете на операции по нашим банковским счетам по моим, как генерального директора, заявлениям и обратился к нашему реестродержателю ОАО «ОРР „Веста“ с заявлением о расторжении договора на ведение реестра.
Исполнительный лист проигнорировала только ИФНС №1, которая, по-прежнему воспринимала ПОМЯЛОВА как ликвидатора. Так, 23 января в инспекции приняли его заявление, которым определяется новый список акционеров МПМК-6 в количестве 17 человек, в то время как в реестре числится 90. „Ликвидатор“ лишил права собственности на акции 73 человек. Кроме того, в ИФНС №1 ему подготовили всю финансовую отчетность предприятия за последние три года.
Чтобы выбить козырь из рук захватчика, 5 февраля было проведено общее собрание акционеров МПМК-6, в котором участвовали владельцы более 80% акций, и приняли решения о прекращении полномочий ликвидационной комиссии во главе с ПОМЯЛОВЫМ и создании новой ликвидационной комиссии. Однако мы столкнулись с тем, что в ИФНС №1 нам не хотели выдавать новое свидетельство на ликвидацию. Только после обращения к заместителю руководителя инспекции нам со скрипом выдали свидетельство. Мы не собираемся ликвидировать наше устойчиво работающее предприятие, со временем ликвидационная комиссия будет упразднена.
Несмотря на судебный запрет, ПОМЯЛОВ пытался продать наше недвижимое имущество. Но Управление ФРС по Омской области договор купли-продажи регистрировать отказалось согласно решению суда на мой взгляд, непонятную позицию заняла судебный пристав Анна ПОПОВА, которая за два месяца не предприняла никаких действий по исполнительному листу. Хотя по закону обязана была в течение пяти дней наложить запрет на любые действия ПОМЯЛОВА.
В договоре, заключенном на покупку акций ПОМЯЛОВА, было указано большее количество акций, чем было у него на тот момент, поэтому Кировский районный суд принял решение о расторжении договора и возврате ПОМЯЛОВЫМ 500 тысяч рублей аванса. Но это решение должен утвердить областной суд. В арбитражном суде продолжается рассмотрение дела о неправомерном проведении собраний ПОМЯЛОВЫМ.
В уголовном кодексе ситуация с рейдерством пока не прописана. Мы не первые и не последние, кого пытались захватить, эта проблема касается не только маленькой МПМК-6, но и любого акционерного общества. Попытки захвата бизнеса должно осуждать прежде всего бизнес-сообщество. Президент Владимир ПУТИН призвал усилить борьбу с рейдерством. Тех, кто пытается поживиться за чужой счет, используя лазейки в законодательстве, должно сурово наказывать государство. Я предлагаю всем участникам этой рейдерской истории высказать свою точку зрения, если кто-то считает, что я исказил картину произошедших событий.