Пограничники предлагают строить в Русской Поляне объездную дорогу25 мая на заседании межведомственной комиссии по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции Пограничное управление ФСБ РФ по Омской области отчиталось о том, как пограничники контролируют ввоз нелегальной казахстанской водки на территорию области, в частности, по Русско-Полянскому тракту.
Как доложил заместитель начальника отдела охраны границы Андрис ЮРЕВИЧ, открытая торговля на участке автодороги «Омск — Русская Поляна», проходящем по территории Казахстана, прекращена. Остановлено и строительство магазина, о котором шла речь на предыдущем заседании комиссии. В этом омским пограничникам помогли казахстанские пограничники (Северо-Казахстанская область, город Петропавловск). Однако контрабандисты нашли другой способ ведения торговли — теперь казахстанцы осуществляют перегрузку товара в условленное время и в определенном месте по договоренности. Круглосуточные посты, по словам ЮРЕВИЧА, установить невозможно. Во-первых, и физических возможностей пограничников на это не хватит, а во-вторых, остановка всех транспортных средств повлечет за собой массу неудобств для законопослушных граждан. «Дорога у въезда в Русско-Полянский район делает поворот, и пограничнику не видно, откуда едет машина — с территории Казахстана или из Павлоградки», — пояснил ЮРЕВИЧ.
Еще одну лазейку для контрабандистов обеспечивают посевные поля, которые находятся с обеих сторон от участка дороги на территории Казахстана. На полях есть две дороги, необходимые для передвижения сельхозтехники — именно по этим дорогам любой транспорт может доехать как до Русской Поляны, так и до Павлоградки. И здесь, как отметил ЮРЕВИЧ, могут быть ввезены не только нелегальная водка, но и оружие, наркотики, а также пересечь границу могут лица, находящиеся в розыске, члены террористических организаций.
В качестве варианта решения проблемы ЮРЕВИЧ предложил ввод на въездах и выездах на названном участке дороги международных пограничных знаков, а также знаков, запрещающих остановку на территории Казахстана (а это дорога длиной в 9,2 км). Но и здесь без постовой службы не обойтись. Второй вариант — строительство объездной дороги, которая пройдет по территории Омской области, минуя казахстанский участок дороги, через населенные пункты Милорадовка — Степное — Алабота или Бологое — Русская Поляна.
Руководитель департамента развития предпринимательства, лицензирования и государственного контроля министерства экономики Омской области Владимир РАДУЛ подсчитал, что объездная дорога будет составлять порядка 30 км и обойдется областному бюджету в 150-200 млн рублей, и задал ЮРЕВИЧУ вопрос, как удастся заставить людей ездить по этой дороге, а не по привычной русско-казахстанской трассе. На что ЮРЕВИЧ предложил последнюю закрыть совсем. Его поддержал председатель комиссии, заместитель министра экономики Омской области Владимир ФЕДОРОВ, пояснивший, что в скором будущем принимается федеральный закон, в соответствии с которым эта дорога все равно станет незаконной, так как государственная граница будет ограничена пограничными знаками. Также ФЕДОРОВ сообщил, что уже подготовлено письмо к губернатору Омской области о внесении изменений в целевую программу по строительству дорог.
По данным Пограничного управления Омской области, за первый квартал 2007 года было конфисковано более 12 тысяч литров контрабандной алкогольной продукции, из них 2,5 тысячи литров — на участке Павлоградка-Алабота (то есть по Русско-Полянскому тракту). Еще один путь ввоза нелегальной водки — через Исилькуль на электричке. Это, по словам ЮРЕВИЧА, небольшие партии — по 20-30 литров на человека.
Андрей УМОВ