Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Виктор ШАЛАЙ, и.о. ректора Омского государственного технического университета: "В условиях демографического спада увеличили численность заочников за 10 тысяч человек"

13 июня 2007 17:10
0
2010

На общей конференции Омского государственного технического университета (ОмГТУ), проходившей 18 мая, новым ректором вуза был избран Виктор ШАЛАЙ. Предыдущий ректор Николай ЖИЛИН возглавлял ОмГТУ с 1986 года, при нем он превратился из института в университет и пережил множество реорганизаций. Что ждет ОмГТУ при новом ректоре, какие преобразования и перемены запланированы — об этом и многом другом корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ расспросил Виктора ШАЛАЯ.

— Почему вы исполняете обязанности, если вас избрали ректором, и чем будет заниматься прежний ректор Николай ЖИЛИН?

— Если бы мы были частным вузом, то я бы стал ректором сразу после избрания. Но поскольку ОмГТУ — государственное образовательное учреждение, меня в должности ректора должно утвердить Федеральное агентство по образованию заключить со мной контракт. Вся эта процедура может растянуться на несколько месяцев, но ничуть не помешает мне полноценно исполнять обязанности ректора. Кроме ректорства я по совместительству останусь заведующим кафедрой транспорта и хранения нефти и газа, стандартизации и сертификации, которую сам когда-то создал, продолжу работать со своими аспирантами.

А моего предшественника на посту ректора Николая ЖИЛИНА решено рекомендовать к изобретению президентом ОмГТУ. Президент ОмГТУ будет участвовать в разрабатке стратегического плана развития вуза, налаживать внешние связи и активно участвовать в жизни университета.

— Вы несколько лет были первым проректором, как себя чувствуете в шкуре ректора?

— Особой радости от того, что меня избрали ректором, нет. Есть определенная усталость от предвыборной гонки и ощущение, что на меня свалилась огромная ответственность за все, что происходит в ОмГТУ. Раньше я был за спиной большого профессионала Николая ЖИЛИНА, а теперь сам оказался на переднем крае. Но есть уверенность, что справлюсь, ведь, будучи первым проректором, прошел курс управленческого обучения у ректора, разобрался во всех хитросплетениях университета, узнал все узкие места. Работы у меня, конечно, изрядно прибавится, но зато есть шанс оставить о себе добрую память, если все мои планы по преобразованию вуза воплотятся в жизнь.

— Какое хозяйство вам доставалось и в каком состоянии?

— В составе ОмГТУ три института — машиностроительный, нефтехимический и энерготехнический, пять факультетов — транспорта нефти и газа, информационных технологий и компьютерных систем, экономики управления, гуманитарного образования и радиотехнический — и три филиала — в Нефтеюганске, Нижневартовске и Сургуте. У нас проходят обучение более 13 тысяч студентов очного и заочного отделений, в штате около 1000 преподавателей и 600 человек управленческого и вспомогательного персонала.

ОмГТУ в Омске занимает 9 корпусов площадью более 70 тысяч квадратных метров, есть четыре общежития. Наш бюджет — порядка 500 млн рублей, из них половина поступает из федерального бюджета, остальное приходится зарабатывать самим. Состояние доставшегося мне хозяйства в целом удовлетворительное, но в то же время есть немало проблем, которые нужно решать в срочном порядке. Анализ состояния университета, проведенный при подготовке к аттестации, подтвердил, что ОмГТУ соответствует современным российским требованиям к техническим университетам, но запасы и резервы по многим направлениям минимальны. Если не приложить усилия по его широкомасштабному развитию, то мы не сможем остаться конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.

— Какие задачи собираетесь решать в первую очередь?

— Свое видение развития ОмГТУ я изложил в программе кандидата, когда баллотировался на пост ректора. То, что коллектив оказал мне доверие, расцениваю как поддержку моей программы и уже приступаю к реализации ее положений. Мы должны попасть в группу инновационных вузов России, но для этого предстоит очень многое сделать. Для повышения нашего статуса до уровня инновационного, необходимо развивать систему образования за счет развития новых форм организации научной работы и подготовки специалистов, учебного процесса и образовательных технологий на основе информатизации и укрепления триады «наука — образование — производство».

В первую очередь запланировано создание научно-образовательных производственных центров и лабораторий по приоритетным направлениям науки и техники в каждом из наших институтов и факультетов. Так, машиностроительным институтом совместно с АК «Омскагрегат» и фирмами ARISEIN и «Сандвик» запланировано создание научно-образовательного центра по гибким обрабатывающим центрам и режущему инструменту. Соглашение по нему уже достигнуто на основе паритетного финансирования, это будет первый подобный центр за Уралом.

По факультету транспорта, нефти и газа в стадии переговоров находится создание научно-образовательно-производственного центра нано- и микроспутников совместно с ПО «Полет». Этот центр планируется разместить в лабораторном корпусе КБ «Полет» площадью 5500 квадратных метров, документы о его передаче нам в стадии оформления. Также запланирована организация образовательно-производственного центра по сервису автомобильного транспорта, к строительству корпуса для него площадью 1000 квадратных метров собираемся приступить уже в этом году.

Факультет информационных технологий и компьютерных систем приступил к созданию совместно с НПО «Мир» научно-образовательного центра по распределенным системам автоматизированного управления производственными процессами. Это очень перспективное направление, его реализация позволит Транснефти сократить число обслуживающего персонала на перекачивающих станциях со 130 до 10 человек.

Радиотехнический факультет ведет переговоры с ОНИИПом о создании учебного центра «Системы на кристалле» по новейшим технологиям разработки больших интегральных систем. На факультете гуманитарного образования запланировано создание производственно-образовательного центра по новым технологиям в печати с открытием в перспективе Сибирского института печати. Полиграфия — это наше конкурентное преимущество, которое нужно усиленно развивать, ведь на сегодня мы — единственный за Уралом вуз, который готовит специалистов этого профиля.

— А какие изменения планируются кроме реорганизации процесса обучения?

— Будет внедряться система жесткого экономического контроля за энерго- и водопотреблением, минимизироваться расходы на содержание зданий и сооружений и другие издержки. В ближайшее время будем реконструировать спортлагерь «Политехник» для организации в нем оздоровления сотрудников и студентов. Планируем создать ассоциацию выпускников и попечительский совет ОмГТУ и центр связей с общественностью, который будет формировать имидж вуза.

На реформирование потребуется немало средств, поэтому собираемся организовать в ОмГТУ производственную деятельность по выпуску и сбыту наукоемкой продукции. Уже в 2007 запланировано создание 10 лабораторий, которые существенно разовьют сектор научных услуг.На факультете транспорта, нефти и газа появится научно-исследовательская лаборатория «Волновая механика» — для разработки и внедрения технологий и оборудования для комплексного воздействия на призабойную зону нефтяных скважин для повышения их производительности. В институте радиотехники и приборостроения — лаборатории системы связи и мониторинга для резервной коротковолновой связи, охранных технологий для разработки и использования систем природоохранной сигнализации и безопасности поверхностного монтажа и антенный центр для поверхностного зондирования Земли.

В машиностроительном институте откроются лаборатории обработки металлов давлением, технологических процессов обработки материалов резанием и медицинского приборостроения, а в энергетическом институте — лаборатория по управлению электрическим разрядом и электротехнологиям. Впоследствии на основе наших действующих производственно-научных структур планируется организация технопарка ОмГТУ. Вселяет уверенность в правильности выработанного направления то, что у наших сотрудников появляется желание открыть еще несколько новых лабораторий и центров.

— Скоро новый набор студентов, который для вас как ректора будет первым. Какие изменения нынче ожидаются по сравнению с прошлыми годами?

— В прошлом году в ОмГТУ поступили 1112 студентов на бюджетной основе и 450 — на коммерческой, а в этом количество бюджетных мест сократится до 1098, а коммерческих, наоборот, возрастет до 500. Плата за обучение на внебюджетной основе уменьшится на 2-4 тысячи рублей за семестр. На бюджетные места мы принимаем только по результатам ЕГЭ, а а на платные — по итогам тестирования абитуриентов.

В апреле ОмГТУ лицензировал все наши учебные программы. За счет средств от внебюджетных мест мы поддерживаем нормальную бюджетную подготовку, потому что государство выделяет денег в обрез. В советские годы политех выпускал специалистов по разным техническим направлениям сотнями, а теперь десятками свои научные можно сказать, штучно. Из 1000 поступающих к выпуску остается около 700, остальные отсеиваются по разным причинам. У нашего техобразования есть свое лицо, школы, а гуманитарное и экономическое направления — совсем молодые, их нужно развивать.

— В ближайшие годы из-за демографической ямы резко уменьшится количество абитуриентов. Видимо, ОмГТУ и другим вузам придется сокращать набор?

— Мы готовимся к грядущему демографическому спаду. Насколько мне известно, в худшие по демографии годы все омские школы будут выпускать около 8000 потенциальных абитуриентов. Если наше образование будет соответствовать международным стандартам, то свою тысячу мы наберем. ОмГТУ продолжает развивать систему непрерывного образования школа — колледж — вуз — аспирантура. У нас семь профильных средних школ, чьих выпускников помогают готовить наши преподаватели, при университете работает колледж.

Чтобы повысить привлекательность ОмГТУ, запланировано создание международных образовательных программ, к примеру с Миланским техническим университетом в области авиастроения. Планируется и формирование международных коллективов для осуществления совместных научных и образовательных проектов. Собираемся активно привлекать иностранных преподавателей и известных специалистов для чтения лекций и работы в университете.

В условиях демографического спада будем развивать систему заочного образования, увеличим численность заочников до 10 тысяч за счет расширения системы представительств, выездных приемных комиссий, развития дистанционных технологий в обучении. Готовится заключение договора с Циндиоским институтом международного образования КНР о совместном обучении китайских студентов. Со временем мы планируем увеличить численность иностранных студентов более чем на 500 человек. Если мы будем интересны для абитуриентов как вуз, обучение в котором обеспечивает достойную высокооплачиваемую работу, нам не надо опасаться демографического кризиса. Так, в ближайшее времяпланируем открыть кафедру программирования, которая позволить привлечь молодежь, интересующуюся компьютерными технологиями.

— А насколько оборудование ОмГТУ, на котором обучаются студенты, соответствует современным технологиям?

— Государство выделяет средства на обновление нашего оборудованияпарка, но бюджетное финансирование не поспевает за требованиями научно-технического прогресса. У нас 40 договоров с крупными предприятиями о сотрудничестве, по ним в учебный процесс инвестируется около 4 млн рублей. Мы собираемся развивать диалог с промышленностью, чтобы повысить объем инвестиций. Наш собственныйфонд стабилизации и развития — более 7 млн рублей, которые направляются на перспективные направления внутри вуза.

Мы будем бороться за национальные проекты, чтобы сделать рывок в материально-техническом переоснащении. 20% наших студентов обучаются по целевой программе для омских предприятий по решению областного правительства и распределяются на омские предприятия. Создание совместных научно-производственных центров позволит нашим студентам проходить обучение на предприятиях на самом современном оборудовании.

— На что тратите свое свободное время?

— Я заядлый рыбак, но на это увлечение все меньше и меньше времени. Когда был просто профессором, каждую субботу выбирался на рыбалку, а этой весной только один раз удалось порыбачить. Самые знатные мои «трофеи» — двухкилограммовые лещи, но дело не в улове, мне нравится сам процесс рыбалки. Очень люблю читать, но на художественную литературу времени не хватает, только на специальную.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

В Омском районе наградили победителей конкурса «Педагог года»

Признанные лучшими в своей профессии педагоги примут участие в региональном этапе федеральных конкурсов профмастерства

12 декабря 19:19
0
438

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.