Ликвидатор
В ноябре прошлого года генеральный директор ООО «Бином» Александр КАНЕВ решил, что его предприятие нежизнеспособно, и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании фирмы банкротом. Он же был назначен ее ликвидатором. Как рассказал господин КАНЕВ в суде, в строительстве он работает 33 года. Фирма «Бином» создавалась с нуля и действовала на рынке восемь лет. Компания выступала подрядчиком ЗАО «СтройинвестОмск» и возводила дома в пятом микрорайоне, строила и другие значительные объекты. «Но были взяты кредиты банка, по которым мы не смогли рассчитаться, — объяснил на суде причину своего финансового краха директор компании. — И теперь мы не можем удовлетворить требований всех кредиторов».
В процессе ликвидации была установлена общая задолженность перед кредиторами в сумме более 16 млн рублей, из них долги по налогам и сборам — свыше 8,7 млн. На балансе должника имелось имущество стоимостью 19,5 млн рублей (одноэтажный пилоцех, офисный недострой, а также сырье и материалы). Однако суд решил, что объект незавершенного строительства — трехэтажный торгово-офисный блок по улице Омской, 13а находится в общей долевой собственности соинвесторов и не может быть включен в конкурсную массу. Таким образом, стоимость имущества ООО «Бином» сократилась примерно до пяти миллионов рублей. В итоге в апреле 2007 года в отношении компании было открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев, утвержден конкурсный управляющий. А сам Александр КАНЕВ перешел работать заместителем директора крупной омской домостроительной корпорации.
Кредит
Судя по материалам дела и промежуточному бухгалтерскому балансу, в начале 2006 года у компании было имущества куда больше, чем обнаружилось при ее ликвидации. Различных активов на балансе «Бинома» тогда числилось на 60,9 млн рублей. Как выяснили «КВ», у фирмы имелся хорошо укомплектованный офис площадью около 400 кв. метров по улице Омской, а также производственная база. Однако это имущество находились в залоге у банка, выдавшего Александру КАНЕВУ кредит, который тот не смог погасить. Поручителем по кредиту выступал известный омский предприниматель Анатолий СКОСЫРЕВ.
«В конце 2006 года наступил срок погашения кредита, — рассказал „КВ“ один из бывших соинвесторов. — Как сообщил нам сам КАНЕВ, на тот момент денег у него не было. Поэтому Анатолию СКОСЫРЕВУ пришлось внести за „Бином“ сумму кредита, а КАНЕВ подписал ему договор об отступном и отдал все, что было в залоге у банка — базу и офис. С КАНЕВА было взять уже нечего, и он начал процедуру банкротства».
Если бы эту недвижимость выставили на аукцион и продали по рыночной стоимости, вырученных средств «Биному» с лихвой хватило бы, чтобы вернуть остаток займа и погасить долги перед несколькими частными фирмами, управлением Пенсионного фонда, Фондом социального страхования РФ и собственными работниками. Зачем г-н КАНЕВ поступил таким образом, остается только догадываться.
Дольщики
Первоначально среди кредиторов «Бинома» были и 15 предпринимателей, с которыми Александр КАНЕВ заключил договоры соинвестирования строительства трехэтажного торгово-офисного блока по улице Омской, 13а. Общая задолженность «Бинома» перед ними составляла более 20 млн рублей.
Как рассказал «КВ» один из дольщиков Алексей ХОДАКОВСКИЙ, в 2004 году он заключил инвестиционный договор с компанией «Бином», которая обязалась построить и передать в собственность соинвестору площади в уже готовом объекте. Расчеты по договору должны были производиться всеми дольщиками сразу и в полном объеме. «Мы внесли деньги и стали ждать, срок сдачи здания был назначен на второй квартал 2005 года, — говорит Алексей ХОДАКОВСКИЙ. — Но начался 2006 год, а стройка двигалась еле-еле. Летом 2006-го, спустя год, как мы уже должны были бы заехать в свои помещения, мы начали забрасывать „Бином“ письмами. Однако каждый раз причины срыва сроков сдачи объяснялись по-разному».
Затем Александр КАНЕВ сообщил соинвесторам, что дела у «Бинома» совсем плохи, и предложил переоформить недострой в их собственность. «Но юридически сделать это крайне сложно, — продолжает Алексей ХОДАКОВСКИЙ. — И если бы мы на это согласились, то требовать с ООО „Бином“ достроить здание уже не могли бы. Это означало бы, что мы добровольно выбросили свои деньги на ветер».
В итоге дольщикам пришлось добиваться признания права требования своих площадей в Куйбышевском суде, чтобы при введении процедуры банкротства здание не забрали другие кредиторы. Арбитражный суд исключил недострой из конкурсной массы, с объекта сняли арест, и с КАНЕВЫМ был заключен договор о передаче соинвесторам прав заказчика.
Но дольщики посчитали, что им будет очень сложно договориться между собой. Поэтому предприниматели решили продать недостроенное здание общей площадью около 1 600 кв. метров единому заказчику. «Думаю, квадратный метр в нем будет оценен хотя бы в 30 тысяч рублей, — предположил Алексей ХОДАКОВСКИЙ. — Но в то время я вносил полтора миллиона рублей и должен был получить за них 100 кв. метров в офисном здании. Сегодня даже при цене в 30 тысяч рублей за квадрат на вырученные деньги я смогу приобрести в лучшем случае 50 кв. метров в другом объекте».
— Сейчас мы занимаемся переоформлением прав на участок, получением разрешительной документации на строительство, ищем подрядчиков, определяем стоимость достройки, — говорит еще один соинвестор строительства, директор компании «Аркада-Стиль» Константин РОМАНКО. — О наших проблемах знают практически во всех властных структурах и охотно помогают нам. Правда, сегодня многие дольщики уже не горят желанием завершить стройку, потому что не ясно, сколько она еще будет продолжаться. Поэтому параллельно мы занимаемся поиском инвестора, готового приобрести полностью весь объект.