— Чем будет заниматься Банк развития?
— Банк будет опираться в своей работе, конечно же, на установки, данные президентом. Приоритетные направления — преодоление инфраструктурных ограничений экономического роста, рациональное использование национальных природных ресурсов (вы знаете, что стоит задача более глубокого передела и расширения производств, обеспечивающих повышенную добавленную стоимость производимого продукта), модернизация и развитие наукоемких, высокотехнологичных технологических производств, всемерное содействие повышению потенциала экспортоориентированных несырьевых отраслей нашей экономики, привлечение ресурсов импортозамещающие отрасли, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, которую мы будем обеспечивать через работу с региональными банками (на этот счет у нас есть соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией региональных банков, и мы сейчас намерены в конкретной плоскости рассмотреть вопрос о вхождении в эту ассоциацию), проекты, связанные с экологической тематикой, связанные с поддержкой усилий российских компаний, которые обеспечивают себе инвестиционные возможности и укрепляют свой инвестиционный потенциал за рубежом. При этом мы (и это будет предложено в качестве одного из фундаментальных аспектов деятельности банка, вложенных в наш меморандум о финансовой и инвестиционной политике), несмотря на то, что по закону Центробанк не является для Банка развития надзорным органом, намерены придерживаться основных критериев эффективности банковской деятельности, соблюдение которых обеспечивает финансовую устойчивость. Это достаточность капитала, рентабельность, параметры доходной и расходной части — все то, чем в принципе должна характеризоваться устойчивая политика банка. Это необходимо как для оценки эффективности нашей работы, так и для того, чтобы инвесторы (а мы должны стать устойчивым участником рынка заимствований в России и за рубежом) просчитывали, какой риск они на себя берут и насколько эффективно Банк развития управляется.
— Внешэкономбанк управляет средствами населения, доверившего свои пенсионные накопления государству. В 2006 году доходность этих накоплений оказалась ниже уровня инфляции. Специалисты вашего банка говорили о том, что это было связано с чересчур жесткими ограничениями, накладываемыми государством по управлению этими деньгами. Вы сами считаете — как правильно ими управлять, чтобы сочетать и доходность и безопасность? (вопрос «КВ»).
— Действительно, порядка 90% накопительных средств находится в управлении у Внешэкономбанка, ныне — Банка развития. Но в соответствии с законом и иными нормативными документами деятельность государственной управляющей компании отделена от основной деятельности Внешэкономбанка. У нас четкая «китайская стена» выстроена между этими составляющими деятельности. Если говорить о том, как лучше управлять, то я хочу вас отослать к истокам наших взаимоотношений с профильными министерствами и ведомствами. Мы изначально, понимая в некотором смысле несовершенство существующего механизма управления, постоянно предлагали пути улучшения этой работы с точки зрения доходности, не увеличивая рисков. Мы действительно в прошлом году вышли на уровень ниже инфляции, но в 2005 году доходность была более 12%, что превышало уровень инфляции. Справедливости ради надо сказать, что целый ряд наших предложения был принят, что позволило нам если не диверсифицировать наш профиль, то по крайней мере снизить некоторые риски и в определенном смысле захеджироваться от валютных рисков. А теперь мы ставим вопрос, и, к счастью,нас поддерживает министр финансов, чтобы наша инвестиционная декларация была расширена за счет приобретения акций и облигаций российских и иностранных голубых фишек. Это позволит и ликвидность российского рынка поддерживать, и риски диверсифицировать. Мы полагаем, что при такой расширенной инвестдекларации сможем обеспечить доходность выше прошлогодней.
— Интересы ли Банку развития эти пенсионные накопления? (вопрос «КВ»).
— Это должно быть интересно, поскольку речь идет о средствах объемных и длинных. Первые пенсионеры, которые смогут воспользоваться накопительный частью своих пенсионных средств, появятся, по-моему, в 2020 — 2021 году. То есть речь идет о достаточно длинной перспективе, в которой можно при умелом управлении обеспечить и правильное использование этих средств. В отличие, скажем, от стабилизационного фонда, который не генерирован по сути дела экономикой, а является следствием особой конъюнктуры на рынке энергоносителей, пенсионные деньги — производное от экономического процесса, и их, наверное, можно рассматривать как серьезный инвестиционный ресурс. Опыт многих стран говорит в пользу того, что пенсионные средства можно использовать для финансирования государственно-значимых инвестиционных проектов, особенно реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, где можно обеспечить нормальную доходность и можно вкладывать средства на длинную перспективу. На практике это может выглядеть таким образом, что под реализуемый проект, в котором заинтересовано государство, выпускаются облигации, они гарантированы государством, а это как раз тот инструмент, в который нам разрешено вкладывать средства. Эти облигации выкупаются за счет средств накопительной части Пенсионного фонда, управляемой Внешэкономбанком, — и таким образом появляется инвестиционный ресурс, необходимый для того или иного проекта. Разумеется, использовать это через механизмы банка, как бы пробивая некую брешь в упомянутой мною «китайской стене», а по сути дела обеспечивая контроль за использованием этих средств, на наш взгляд, весьма перспективно.
— Сообщалось, что финансовые ресурсы ВЭБ в ближайшие годы увеличатся с 250 стартовых миллиардов до 1 — 1,5 трлн рублей. Это произойдет за счет бюджетных средств?
— Стартовые 70 млрд должны быть получены через бюджет страны, еще 180 млрд — из Фонда национального благосостояния. Но он еще не сформирован. Есть вариант получения этих денег из доходов по продаже активов ЮКОСа, другой вариант — возможность временного заимствования из стабилизационного фонда. Что касается остальных средств — это будут заимствования. Однако к уставного капитала в объеме 250 млрд рублей будет достаточно для финансирования тех проектов, которые очевидными становятся для нас сейчас. Мы, опираясь на данные института региональной политики, выявили инвестиционные потребности 300 с лишним российских компаний на перспективу до 2015 года. Объем инвестиционных ресурсов — эквивалент 0 млн. И 90% этих проектов не может быть реализовано без инвестирования средств в инфраструктуру. Можете себе представить, каков колоссальный объем инвестиций, востребованных от Внешэкономбанка и иных госинститутов, включая Инвестиционный фонд. Если взять эту перспективу в 400 или 500 млн долларов и исходить из того, что рубль государственных или квазигосударственных вложений в инфраструктуру может генерировать от 3 до 5 руб. частных инвестиций, уверенно можно говорить, что средства Внешэкономбанка позволят в общей сложности обеспечить порядка 30% инвестиционных потребностей российского бизнеса.
— В документах, подготовленных к пресс-конференции, сказано, что ВЭБ в прошлом году заключил с администрациями десяти субъектов Федерации соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Что это за соглашения? Каким образом в это число может попасть Омская область? (вопрос «КВ»).
— Знаете, Омская область уже попала. 9 июня текущего года мы подписали с губернатором соглашение о сотрудничестве.
— О чем соглашение? (вопрос «КВ»).
— Мы отработали несколько проектов, которые могут быть интересны для совместного освоения. В первую очередь это Водоканал Омский. Мы являемся акционерами, собственно, и инвесторами в проекты Евразийского водного партнерства. Мы рассматриваем крупный проект в области нефтехимии в Омской области. Ну и ряд других проектов и в промышленной сфере, и в сфере сельского хозяйства. Подобного же ряда соглашения у нас имеются с рядом других субъектов Федерации. Скажем, с Курганом мы в рамках соглашения проводим работы по модернизации местной энергетики и теплосетей. Масштабный проект мы реализуем в рамках соглашения с Красноярским краем — это проект развития Нижнего Приангарья, где строятся алюминиевый завод, Богучанская ГЭС, целлюлозно-бумажный и домостроительный комбинаты. И в общем по другим направлениям у нас идет такое же конкретное наполнение имеющихся соглашений. Разумеется, не все так гладко. Есть соглашения, которые остались пока еще декларациями.
— Вы говорили о том, что Банк развития будет уделять внимание и инвестированию в малый и средний бизнес. Каким образом? (вопрос «КВ»).
— Мы рассчитываем инвестировать существенный объем средств в нанотехнологии, на работу с венчурными компаниями, то есть на высокотехнологичное производство, где большая роль будет уделена малому и среднему бизнесу. Потому что не секрет, что в стране — серьезное недофинансирование малого и среднего бизнеса... Я полагаю, что только процентов двадцать их потребности коммерческие банки и другие инвесторы покрывают. Но и из тех ресурсов, что выделяются, большая часть идет на малый и средний бизнес, связанный с торговлей. Лишь ничтожно малая часть достается тем, кто имеет отношения к высоким технологиям, к нанотехнологиям, к биотехнологиям и так далее. Одна из задач Банка развития, особенно через работу с региональными банками, поддерживать прорывные направления деятельности малого и среднего бизнеса. Что касается механизма инвестирования, то он отработан еще Российским банком развития, который присоединяется к ВЭБ вместе с Росэксимбанком. Росбанкразвития через региональные банки инвестировал в малый бизнес страны 9,8 млрд рублей. И вернул эти деньги в положенные сроки.